Спортсменка, комсомолка и просто красавица
Валентина Матвиенко - один из немногих идеальных карьеристов среди российского чиновничества. Все изменения, реформы и преобразования страны она преодолела успешно, неизменно оставаясь ни плаву. Она вовремя уезжала и вовремя возвращалась, вовремя меняла вид деятельности. Прошла и коммунистический Ленинград Григория Романова, и Ленинград перестроечно-демократический, и "семейную" эпоху Ельцина, нашла себя и ныне - при Путине. Теперь президент бросил ее на один из самых сложных участков - Северо-Западное полпредство.
Комсомолка
Родилась Валентина Ивановна в 1949 году в небольшом украинском городе Шепетовка. Учиться приехала в Ленинград. Поступить смогла лишь в Химико-фармацевтический институт, где практически не было конкурса. Говорят, студенческие аудитории там на 95 процентов были заполнены девицами, мечтающими к четвертому курсу выйти замуж. Карьера провизора Валентину Матвиенко не привлекла, ни одного дня по специальности она не проработала. Нынешний полпред начала делать карьеру по комсомольской линии.
За десяток лет она прошла путь от секретаря Петроградского райкома до первого секретаря Ленинградского Обкома. Злопыхатели утверждают, что госпоже Матвиенко в карьере очень помогла привлекательная, экстравагантная внешность, которой она умело пользовалась. Справедливости ради нужно сказать, что те же очевидцы не могут вспомнить каких-либо претензий к работе комсомолки.
Достигнув комсомольского потолка, в 1984 году Валентина Матвиенко переместилась в КПСС, возглавив Красногвардейский райком. Не проработав и двух лет в райкоме партии, она стала заместителем председателя Ленгорисполкома по вопросам культуры и образования. Столь стремительная карьера вызывала зависть и удивление. Ходили слухи, что молодую активную комсомолку заметил сам всесильный Романов и тянет ее наверх...
Дипломат
Валентина Матвиенко и дальше бы делала успешную карьеру в партии, но перестройка вошла в завершающую стадию. Вместе с гласностью и плюрализмом пришли выборы. Госпожа Матвиенко вовремя избралась в Верховный Совет по списку Комитета советских женщин. В отличие от Собчака и прочих ярким и заметным депутатом она не стала, отсиживаясь в тени. Эти два года она прозорливо потратила на обучение в Дипломатической академии.
Эпоху тотального разгрома страны пережила на Мальте, куда ее направили осенью 1991 года. Основные годы голода, разрухи и революций она провела на теплом средиземноморском острове. В 1995-м Матвиенко вернулась в Москву и провела пару лет в МИДе. Но, видно, теплые страны пришлись ей по сердцу после промозглого Петербурга. Скоро она вновь уехала к морю, на этот раз послом в Грецию...
Вице-премьер
Валентина Матвиенко и дальше бы делала успешную карьеру в Министерстве иностранных дел, но в России случился дефолт. Правительство Кириенко было дружно отправлено в отставку, в результате его премьером неожиданно для многих стал Евгений Примаков. Бывший руководитель МИД перетянул к себе в правительство несколько подчиненных, в их числе оказалась и Валентина Матвиенко.
Так бывшая комсомолка и дипломат стала вице-премьером, курирующим социальную сферу. Женщине доверили одно из самых малопопулярных кресел, дабы она смягчила отношение народа к социальной политике государства. Однако правительство Примакова начало выводить страну из кризиса, и цены на нефть поползли вверх. В общем все было удачно, появились деньги и на "социалку". Таким образом, Валентина Ивановна в правительстве прижилась, пережив не только Примакова, но и следующих за ним премьеров: Сергея Степашина и Владимира Путина. Михаил Касьянов тоже особо не хотел расставаться с госпожой Матвиенко, заявив, что замену ей будет отыскать очень сложно...
Полпред
Валентина Матвиенко и дальше делала бы успешную карьеру в правительстве, но Владимиру Путину стало некомфортно. Точнее, некомфортно ему было еще три года назад, когда в Петербурге проводились губернаторские выборы и конкуренцию Владимиру Яковлеву составить не мог никто. Путин тогда был занят своими, президентскими, выборами и разобраться попросил Валентину Матвиенко, как раз в ее плановый отпуск.
Валентина Ивановна прилетела в Питер в желтом, канареечном, костюме и норковой шубе, тут же заявив, что будет новым губернатором. С собой захватила самых модных на тот момент пиарщиков - Марата Гельмана и Глеба Павловского, которые создали ей не менее модный слоган "Город устал", не нашедший отклика в метущихся душах петербуржцев. Госпожа Матвиенко принялась бродить по городу без охраны, общаться с жителями (шубу она быстро сменила на пальто), что было умело использовано яковлевскими пиарщиками, запустившими картинку ее прогулки под музыку из кинофильма "Эмманюэль" на телевидении.
Несмотря на все ухищрения, рейтинг Валентины Матвиенко застрял где-то между 5 и 10 процентами. Поэтому уже собранные подписи она решила не сдавать и несолоно хлебавши вернулась в Москву. И вот через три года Владимир Путин вспомнил о своем кадровом резерве еще раз. Видимо, на этот раз он решил подготовиться заранее, посему направил Матвиенко в Питер за год до выборов, придумав назначить ее своим полпредом по Северо-Западу. Наши источники в Кремле не сомневаются, что именно с прицелом на губернаторство Валентина Ивановна едет в северную столицу.
Упрямство президента, судя по всему, желающего видеть во главе родного города женщину, достойно уважения. Но последние рейтинги свидетельствуют о том, что мнение питерцев пока не совпадает с мнением их земляка. Большинство против женщины-губернатора в Петербурге. Что же касается рейтинга самой Валентины Матвиенко, то он крайне невелик, сейчас не превышает статистическую погрешность (1-2 процента), даже среди женщин-политиков она занимает почетное третье место в Питере, значительно отставая от Оксаны Дмитриевой и Ирины Хакамады...
Солдат партии власти
Бывший северо-западный полпред, а ныне главный в стране по борьбе с наркотиками родился 13 июля 1950 года в Ленинграде, в семье рабочих. Стартовая площадка для карьерного роста, прямо скажем, не самая выгодная. Поэтому, закончив десять классов, Виктор Черкесов не поступил в какой-нибудь престижный вуз, а пошел служить в армию. И правильно сделал.
Рядовой
Во всех частях Советской Армии были так называемые особые отделы, то есть представительства Комитета государственной безопасности. Особисты составляли рапорты о настроениях в части, беседовали с офицерами и с перспективными, с точки зрения дальнейшего сотрудничества с органами госбезопасности, рядовыми. Может быть, именно на такой беседе у рядового Черкесова родилась мысль пойти работать в КГБ. По сравнению с будущим инженера, а уж тем более продолжателя рабочей династии, это была совсем иная история. После армии он с первой попытки поступил на юридический факультет Ленинградского университета. На тот же курс, что и человек, полпредом которого на Северо-Западе России станет в будущем. Речь, естественно, о Владимире Путине. Прослужив недолгое время в прокуратуре, перешел на должность оперуполномоченного в пресловутое 5-е управление КГБ, специализирующееся на борьбе с противниками советской власти - диссидентами, инакомыслящими и прочими "отщепенцами". Виктор Черкесов сравнительно быстро продвигался по служебной лестнице: оперуполномоченный, следователь, начальник отделения и так далее. Главной его чертой всегда была исполнительность, отсутствие нездоровой амбициозности и преданность тому делу, которому он в данный момент времени служил.
Многие бывшие "подопечные"-диссиденты утверждают, что Виктор Васильевич не был Терминатором, уничтожающим врагов советской власти с садистским наслаждением и интеллектуальной виртуозностью. Чекист Черкесов "прославился" в 1988 году, умудрившись во времена Первого съезда народных депутатов СССР возбудить последнее в истории той страны дело по 70-й статье Уголовного кодекса - "антисоветская агитация". Недавно ставший начальником следственной службы питерского управления КГБ Виктор Васильевич нашел признаки преступления по этой статье в действиях лидеров Демократического союза. Входивший тогда в ДС Юлий Рыбаков, ныне депутат Государственной Думы, вспоминает, как в то время в его квартиру ворвались чекисты. Протянув хозяевам ордер, подписанный начальником следственной службы Черкесовым, они принялись за обыск. Аресты не последовали за этими "следственными действиями" лишь благодаря тому, что Верховный Совет СССР отменил 70-ю статью.
Парадоксы истории
Когда мэром в Петербурге стал Анатолий Собчак, а начальником Черкесова Сергей Степашин, возглавивший после путча ленинградское КГБ, начался новый виток в карьере Виктора Васильевича. Замом и главным доверенным лицом мэра Ленинграда - Санкт-Петербурга тогда был Владимир Путин. Несмотря на либеральные взгляды профессора Собчака, он не чурался приглашать в свою команду людей из органов. Объясняя свою кадровую политику тем, что нормальных управленцев, кроме партийных, просто не было. Когда Степашин уехал на повышение в Москву, то порекомендовал назначить на свое место именно Виктора Черкесова. Питерская общественность восприняла сей факт крайне негативно. Написали письмо Ельцину (более 70 подписей, вся культурная элита города) с требованием отозвать Виктора Васильевича куда-нибудь подальше от Большого Дома, в стенах которого он так ненавязчиво, без угроз и нажима допрашивал ту самую культурную элиту десять лет назад. Бывший борец с диссидентами был для нее символом советских политических репрессий, и его новое назначение воспринималось как реставрация власти КГБ. К Собчаку отправилась представительная делегация городской интеллигенции и несколько часов открывала ему глаза. Черкесова гнобили не только представители питерских либералов, но и невзоровская телепрограмма "600 секунд", бывшие коллеги по демократическому движению, депутаты Ленсовета и тогдашний рупор свободы слова - еженедельник "Час пик". Такие вот были времена. Но Собчак против Черкесова не пошел. Он считал, что тот будет работать на любую власть, как и вообще органы госбезопасности. Тем более что за своего однокашника ратовал Владимир Путин. Черкесов и Собчак мирно уживались вплоть до 1996 года, когда последний проиграл выборы губернатора Петербурга.
Еще в 1995 году Виктор Васильевич соединил свою судьбу с судьбой редактора газеты "Час пик" Натальи Чаплиной. Впоследствии на базе издания было создано информационное агентство "РосБалт", а потом и появился полпредовский пул СМИ, во многом держащийся на личных отношения Натальи Сергеевны с руководителями СМИ.
После поражения Собчака на выборах в карьере Черкесова ничего не изменилось. Тогда уже сложилась система, при которой органы госбезопасности не зависели напрямую от глав регионов. Поэтому управление ФСБ и Смольный вполне мирно сосуществовали, пока летом 1998 года Владимир Путин, покинувший Петербург сразу после поражения Собчака, переехал из кабинета на Старой площади в кабинет на Лубянке, поменяв должность замглавы администрации президента на должность директора ФСБ.
"Красная стрела"
Ему понадобились свои люди, в том числе и однокашник Черкесов. В августе руководителя питерского управления ФСБ назначили на должность первого заместителя Владимира Путина. Дальше Черкесов рос вслед за ВВП. Вскоре после избрания последнего президентом был назначен его полпредом. Назначение это опять не вызвало восторгов у общественности. Особенно после того, как под аппарат полпредства отдали старинное здание Дворца бракосочетаний на Петровской набережной. Но вскоре историю вокруг бывшего загса заслонил другой, более масштабный, сюжет. В городе появились два центра власти, жестко противостоящие друг другу. Многие вообще посчитали, что полпреда назначили только для того, чтобы извести нелюбимого Путиным губернатора северной столицы. Все уверены, что уголовное преследование высокопоставленных смольнинских чиновников происходило именно с подачи полпреда, но сам он заверял, будто не видел ни одного протокола по делам, возбужденным против чиновников городской администрации. Два года войны с губернатором привели к тому, что полпреду удалось (почти?) предотвратить выдвижение Владимира Яковлева на третий срок. Теперь, как все знают, перед ним поставлены другие задачи - борьба с наркомафией. Но есть ощущение, что это лишь промежуточная станция на пути к вершинам власти для Виктора Васильевича Черкесова.
|