Премьер и его аппарат продолжают публично ссориться с экономическим блоком правительства из-за официальных планов. Шанс не дождаться слова на заседании правительства появился у замминистра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича - за два дня до доклада аппарат вернул ему прогнозы ведомства, потребовав более подробных расчетов. Наблюдатели относят нервозные отношения между высокими чиновниками на счет ожиданий перестановок в правительстве.
В прошедшую пятницу премьер Михаил Касьянов и его заместитель Алексей Кудрин обменялись упреками. Вице-премьер высказал претензии аппарату Белого дома, который подменяет министерства, переписывая документы, уже одобренные правительством. Касьянов в ответ заметил, что это он требует от аппарата переделывать бездарно составленные и идеологически ошибочные документы.
Пикировкой дело не закончилось. В понедельник департамент экономики Белого дома предъявил претензии к сценарным условиям развития экономики на три ближайших года, внесенным Минэкономразвития. Этот документ является фундаментом прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета на следующий год. Как и прежде, министерство произвело расчеты в двух вариантах. Умеренный исходит из устойчивой комбинации внешних и внутренних факторов в 2004 г. и цены на нефть Urals $18,5 за баррель (как и в 2003 г. ). В этом случае прирост ВВП составит 4% , промышленного производства - 3,6% , инвестиций в основной капитал - 6% , реальные располагаемые доходы населения - 6,2%. Второй вариант построен на благоприятной конъюнктуре и цене $22 за баррель в 2004 г. , $22,5 - в 2005 г. и $23 - в 2006 г. Тогда ВВП вырастет на 5% , продукция промышленности - на 3,7% , инвестиции - на 7,5% , доходы населения - на 7,2%.
Но чиновникам правительственного аппарата не понравилось, что показатели ВВП, промышленного производства, инвестиций отличаются от тех же параметров, вписанных Минэкономразвития в среднесрочную экономическую программу на 2003-2005 гг. Причину расхождения ведомство Грефа в материалах не привело. "Ситуация в мировой экономике в высокой степени неопределенная. Со времени обсуждения в правительстве среднесрочной программы [20 февраля] мы актуализировали варианты развития российской экономики с учетом ситуации вокруг Ирака", - пояснил первый замминистра экономического развития Иван Матеров. По его словам, несовпадение в темпах роста ВВП весьма условное, поскольку 5% из второго варианта сценарных условий попадают в вилку 4,2-5,5% в показателях среднесрочной программы.
Однако у чиновников аппарата есть и другие претензии. Они сомневаются в достижимости 8-10% -ной инфляции в 2004 г. при нынешней динамике цен. Матеров считает, что текущую динамику цен нельзя накладывать на 2004 г. А руководитель Центра развития Андрей Клепач считает возможным вписаться в параметры индекса потребительских цен 8-10%. Тем не менее чиновникам Белого дома с учетом текущих цен на нефть кажутся недостаточно обоснованными прогнозные цены на 2004 г. Из сценарных условий в правительстве не уяснили, за счет чего инвестиции увеличатся на 6-7,5% в следующем году.
Клепач указывает на то, что обвал в 2004 г. цен на нефть до отмеченных в сценариях $22 за баррель может негативно сказаться на ВВП: снизятся экспортные доходы и темп роста ВВП опустится ниже 4-5% , указанных Минэкономразвития. Правда, сверхдоходы, полученные компаниями в этом году, будут ослаблять негативную тенденцию. Поэтому в перспективе 2005-2006 гг. Клепач считает возможным выйти на сценарные параметры 4,4-5,3% ВВП. Что касается инвестиций, то, по его мнению, если нефтяники не получат возможность строить экспортные трубопроводы, они не станут инвестировать в необходимых объемах. Для обрабатывающего сектора вопрос упирается в налоговое стимулирование инвестиций. "Поэтому я придерживаюсь консервативного прогноза - несколько меньше 6% роста инвестиций в 2004 г. ", - говорит эксперт.
Отчасти справедливыми считает замечания аппарата правительства чиновник администрации президента: "Материал куцый в том смысле, что не раскрыты расчеты, приводящие к указанным параметрам". В то же время он называет чрезмерными претензии Белого дома, что Минэкономразвития, предусмотрев сокращения расходов консолидированного бюджета на 0,5-1% ВВП, не определило, что именно подлежит урезанию. "Комиссия правительства по сокращению госрасходов закончит работу только 26 марта, - говорит он. - Раньше этого срока Минэкономразвития не мог указать направления снижения расходов.
Вообще публичность разногласий в правительстве кремлевским чиновникам кажется нелепой. "Отношения между руководителями правительства вышли за грань разумного, что вредит прежде всего делу", - замечает один из сотрудников администрации. "Внимание к разногласиям привлечено несколько искусственно, - замечает другой. - Это следствие ухудшения экономической ситуации и замедления темпов роста. Но сейчас дискуссии не носят существенного характера, это проявление желания обменяться любезностями на публике: один бросает курить, другой начинает, у третьего весеннее обострение, у четвертого полнолуние, и вообще в мире нестабильность". А политолог Глеб Павловский связывает нервозность чиновников с ожиданиями реформирования кабинета.
Вчера Минэкономразвития направил в правительство дополнительные материалы к сценарным условиям. Ответив на поставленные аппаратом Белого дома вопросы, ведомство Грефа сочло нужным заметить: "От сценарных условий нельзя требовать детального обоснования прогнозных показателей развития отраслей и сфер экономики". Это - для следующего этапа работы министерства и правительства над прогнозом социально-экономического развития и бюджетом.
|