Споры акционеров «Тэбукнефти» - «ЛУКОЙЛа» и Urals - продолжаются уже не один месяц. Цена вопроса - доходы от реализации 1,5 млн. тонн нефти в год.
С 1999 года «Тэбукнефть» не выплачивает дивидендов, что делает акции группы Urals голосующими и обеспечивает ей большинство в руководящих органах компании. В частности, в совете директоров представители Urals занимали 5 из 9 мест. По словам советника Леонида Дьяченко Алексея Максимова, договоренность о невыплате дивидендов зафиксирована в акционерном соглашении, заключенном структурами Urals и «ЛУКОЙЛом» еще в 1999 году. В «ЛУКОЙЛе» недоумевают, почему компания, приносящая прибыль, не платит дивидендов.
Криминальная угроза
В прошлом месяце «ЛУКОЙЛ» установил контроль над «Тэбукнефтью». По словам пресс-секретаря «ЛУКОЙЛа» Дмитрия Долгова, 7 из 9 представителей совета директоров «Тэбукнефти» проголосовали за назначение гендиректором Нафиса Хакимова. По версии Алексея Максимова, оперативный контроль над «Тэбукнефтью» был установлен «вооруженными сотрудниками службы безопасности «ЛУКОЙЛа», которые силой захватили помещение». Уже после этого «ЛУКОЙЛ» провел заседание совета директоров «Тэбукнефти», на котором «подставным голосованием назначил своего гендиректора».
Представители группы Urals намеревались рассказать обо всем вчера на пресс-конференции, однако этого не произошло. Во вчерашнем заявлении Urals Energy говорится, что ее «служба безопасности получила информацию о наличии криминальной угрозы для группы топ-менеджеров компании». При этом Urals заявляет, что, «невзирая ни на какие угрозы со стороны людей и структур, близких к ОАО «ЛУКОЙЛ», будет предпринимать все и любые законные действия, направленные на восстановление контроля над дочерними предприятиями».
В «ЛУКОЙЛе» к заявлению Urals отнеслись скептически. По словам Дмитрия Долгова, компания расценивает его «как проявление мании преследования». «С таким же успехом мы можем провести связь между звонком о заложенной у нас бомбе, прозвучавшем в минувшую субботу, и действиями наших оппонентов», - говорит представитель «ЛУКОЙЛа».
Цена любви
Источники ГАЗЕТЫ утверждают, что к урегулированию конфликта между Urals и «ЛУКОЙЛом» может подключиться нынешний супруг Татьяны Дьяченко Валентин Юмашев, славящийся своим талантом мирить «хозяйствующих субъектов». Сами 'субъекты' уже предпринимали самостоятельные попытки договориться: в минувшую пятницу состоялась встреча Леонида Дьяченко и Вагита Алекперова, однако стороны не раскрывают подробностей.
Как заявил вчера ГАЗЕТЕ представитель Urals, группа оценивает ущерб, нанесенный ей «ЛУКОЙЛом» за последние полгода, в 100 млн. рублей. Это включая потери по перезаключаемым «ЛУКОЙЛом» экспортным контрактам (86,7 млн. рублей), которые были оформлены на структуры Urals. Требовать компенсации подконтрольная Дьяченко компания намерена в судах Европы и США. При этом неофициально источники, близкие к руководству Urals, говорят о случаях, когда «ЛУКОЙЛу» удавалось решать аналогичные споры «полюбовно». О какой сумме в данном случае может идти речь, собеседник ГАЗЕТЫ уточнить отказался, заявив при этом, что свой нефтяной бизнес Urals оценивает в 1 млрд. долларов.
СПРАВКА
В соответствии с реестром акционеров «Тэбукнефти», собственниками этой компании являются «ЛУКОЙЛ» (19,9%), 'КомиТЭК' (16,6%), три кипрских офшора - Espack Trading and Investment Ltd. (14,9%), Spring Seagools Holdings Ltd. (14,7%), Squardon Holdings Ltd. (12,8%), а также виргинский офшор Weybridge Mineral Resources Ltd. (8%). «ЛУКОЙЛ» контролирует 51,7% обыкновенных и 9,48% привилегированных акций «Тэбукнефти», что составляет 41,17% от ее уставного капитала, группа Urals - 37,7% обыкновенных и 78,5% привилегированных акций, что позволяет ей контролировать 47,9% уставного капитала спорного актива.
|