Собственники сельскохозяйственного ЗАО "Лето" договорились о продаже земли предприятия. Начаты поиски претендентов на наиболее "сладкий" участок площадью 54 га.
Несмотря на продолжающиеся заявления о сохранении сельскохозяйственного бизнеса "Лета", ранее враждовавшие совладельцы признают, что развивать сельское хозяйство в пределах города нерентабельно. Это может служить косвенным подтверждением возможной продажи оставшихся 126 га земли.
В сети Интернет уже появился сайт проекта "Взлетная полоса", на котором выставлен на продажу участок земли "Лета". В качестве менеджера проекта выступает компания "Империя-Девелопмент", которая в альянсе с холдинговой компанией "Фаэтон" контролирует (в пропорции 50/50) около 40% акций ЗАО "Лето".
"Эта земля компании используется нерентабельно, поэтому ее нужно продавать, - заявил "ДП" Игорь Цвирко, начальник управления развития ХК "Фаэтон". - А сельскохозяйственный бизнес "Лета" переносить в Ленобласть". К примеру, холдинг рассматривает возможность получения в управление Кировской ГРЭС в Ленобласти. По словам Сергея Снопка, председателя правления и совладельца ХК "Фаэтон", это позволит выстроить технологическую цепочку в сельхознаправлении холдинга. ГРЭС будет получать в качестве топлива торф, который добывается дочерними компаниями холдинга. Если сельхозпредприятие разместить рядом с ГРЭС, то оно будет обеспечено дешевой электроэнергией (с помощью которой можно будет отказаться от растущего в цене газа), а ГРЭС получит стабильный рынок сбыта. Доставка овощей будет осуществляться силами существующей в холдинге автотранспортной компании.
"Фаэтон" недавно зарегистрировал компанию "Торговая компания "Лето" (юридически не связана с ЗАО "Лето". - А.Е.), целью которой является развитие сельскохозяйственного направления в холдинге, а также позиционирование на рынке в качестве компании "Лето".
По словам Михаила Снопка, начальника управления стратегии, бизнеса ХК "Фаэтон", инвестиции в проект "ТК "Лето" в 2003 году составят 100 млн рублей, ожидаемая прибыль по итогам года 60 млн рублей. "Сейчас ведутся переговоры о приобретении 8 хозяйств, - рассказывает Михаил Снопок. - Если переговоры не увенчаются успехом, инвестиции на их приобретение будут направлены на кредитование хозяйств под урожай". В "Фаэтоне" уже разработана модель эталонного сельхозпредприятия. По этой модели предприятие должно включать в себя: 150 га посевных площадей под картофель, 100 га под овощи и 900 голов скота (основное стадо). При этом урожайность картофеля должна быть 180 ц/га (для сравнения в Ленобласти в 2002 г. показатель составил 171 ц/га), овощей 310 ц/га, среднегодовой надой 6000 кг с коровы (в 2001 г. в Ленобласти - 5240 кг с коровы), среднесуточный привес молодняка - 0,6 кг в сутки. По данным специалистов "Фаэтона", Ленобласть является лучшим субъектом РФ по показателю урожайности картофеля и овощей. Рынок картофеля в Петербурге и Ленобласти составляет 700 тыс. тонн в год. При этом в Ленобласти производится только 79% потребляемого рынком картофеля.
"Появление "Торговой компании "Лето" - это в стиле Хильченко (Владимир Хильченко, президент и совладелец холдинга "Фаэтон". - А.Е.), - говорит Кирилл Рагозин, совладелец алкогольной компании "Веда" (группа компаний "Веда" в альянсе с менеджментом "Лета" контролирует 60% акций). - Он думает, что хитрее всех. Слово "лето" нельзя зарегистрировать как торговую марку, так же, как слова Москва, Лондон. После появления ТК "Лето" он, естественно, попытается зарегистрировать торговую марку, зная, что у нас она не зарегистрирована. Только для этого он и создал торговую компанию, так как торговать овощами он не собирается. А если и соберется, то монополистом по продаже продукции ЗАО "Лето" он не будет. Только на общих основаниях, как и все покупатели".
Развитие и продажа
"Когда мы покупали акции, то мы не говорили, что не будем продавать землю, - рассказывает Юрий Васильев, председатель совета партнерства "Экономическая палата Северо-Запада" (выступает на стороне "Веды". - А.Е.). нас интересует развитие предприятия. Сделав анализ, все стороны пришли к выводу, что необходимы очень большие затраты. В размере $150-200 на м2. Сейчас средняя доходность предприятия около 20%, но этого не хватает на покрытие всех расходов. Поэтому мы будем продавать или передавать все непрофильные активы - дома, детский сад и др. Некоторое время назад совет директоров принял решение о том, что реализацией 54 га, о которых идет речь, займется "Империя", они обещали сделать это за 2-3 месяца, но у них до сих пор вот уже в течение полугода ничего не получается".
"Земля - это актив, но если она недостаточно хорошо работает, то превращается в мощнейший пассив, - считает Владимир Авигдор, заместитель генерального директора ЗАО "Лето" (работает в интересах "Веды"). - Сейчас ее эффективность настолько низка, что мы поняли - если не сократить площади компании вполовину, то инвестиций на развитие тепличного хозяйства не хватит. Продав же землю, мы вдвое сократим издержки".
Кусок № 1
Как заявил "ДП" Кирилл Рагозин, "Веда" получила разрешение Антимонопольного комитета на приобретение 51,8% акций ЗАО "Лето". До этого данный пакет контролировался аффилированными с "Ведой" структурами.
По прогнозам, контрольный пакет акций будет оформлен либо на ЗАО "Веда", либо на другую компанию группы до конца февраля этого года.
На вопросы о продаже 54 га земли Кирилл Рагозин отвечает довольно туманно, так как пока еще не подготовлена концепция развития ЗАО "Лето", но факт ведения переговоров со своей стороны он также подтвердил.
"Мы, как владельцы контрольного пакета акций ЗАО "Лето", против продажи земли, мы будем продавать только ту землю, которая не используется под производство, - заявил Кирилл Рагозин. - Полностью мы продавать не будем, продадим только те кусочки, которые не используются под производство. Они не нужны, так как нам за них приходиться платить налоги. А то, что "Фаэтон" с "Империей" решили все там продать... Как они могли это решить без нас? Эти Хильченко и Цвирко мне вообще надоели, интригуют постоянно что-то. Мы, наоборот, блокируем их, не даем "Лето" растащить. Вот и все. Мы продаем только непрофильные активы, а не те объемы, которые им бы хотелось".
Причиной колебаний по поводу будущего компании "Лето" в топ-менеджменте "Веды" называют отсутствие концепции развития сельхозпредприятия, которая будет готова лишь к маю 2003 г. "Только к этому времени мы поймем, что нужно сокращать, что продавать, что дает прибыль, что нет, - рассказывает Кирилл Рагозин. - Сейчас мы проводим аудит. С советских времен это поле 180 га что-то производило. А в какую сторону - плюс, минус - никто не знает. Учет велся на коленке".
"По поводу продажи 54 га земли - действительно, такое решение было, но мы еще экономически не уверены, что надо это делать, - продолжает он. - Когда мы сократим количество урожая, то предприятие может стать убыточным. Да, по итогам работы "Лета" в 2002 году предприятие убыточно, но убытки могут возрасти от продажи этой земли.
Мы ведем переговоры по продаже этих 54 га, но мы не приняли для себя внутреннего решения. Вопрос - за какие деньги мы будем продавать? Полностью продавать, наверное, не будем. У нас, как у контрольного акционера, нет конкретного понимания вопроса, и будет оно только к концу мая. Сейчас мы ведем разведку боем: что тут дают, что здесь. Может, мы будем сами инвесторами".
Глава "Веды" считает, что ранее озвученная в прессе цена за 54 га в размере $52 млн - это слишком мало "для такого куска".
"Другого такого куска земли в Петербурге нет, - говорит он. - Перемычка между Киевским и Московским шоссе. С точки зрения организации отгрузки это локация N1 для гипермаркетов. К нам уже приходил "Рамстор", к нам приходили крупные европейские девелоперы, были переговоры с крупными мебельными операторами (по данным "ДП", также в переговорном процессе участвовал германский фармацевтический концерн Вауеr, который ищет площадку под логистический центр. - А.Е.). Мы не будем продавать за 3 копейки под какие-то маленькие магазины. У нас есть планы совместного с "Рамстором" участия в строительстве гипермаркета. Но это все на стадии обсуждения". В перемычке между киевским и московским шоссе расположены оставшиеся 126 га земли ЗАО "Лето". Если Кирилл Рагозин не оговорился, то это означает, что переговоры ведутся по продаже всей земли компании.
Трехлетняя разведка
В "Веде" считают, что сельскохозяйственное обременение земли не является помехой реализации на ней других коммерческих проектов.
"По закону если земля является сельскохозяйственной, то на ней можно строить сельскохозяйственные объекты и промышленные объекты, включая гипермаркеты, - рассказывает Кирилл Рагозин.
- Если же ты хочешь строить на этой земле жилье, то ее надо перепрофилировать. В этом проблемы нет". По словам руководства компании, вся земля находится в собственности ЗАО "Лето". Ее оформление было завершено с приходом новых владельцев компании.
"По левой стороне (участки 71 га и 44,9 га) нам поступает очень много предложений о жилищном строительстве, но мы пока не идем на это, - говорит Кирилл Рагозин. - Нас сдерживает вопрос, а что же делать тогда с бизнесом компании".
Нынешних совладельцев сдерживает то, что демонтаж существующих теплиц принципиально дороже строительства с нуля новых в Ленобласти.
Существующие теплицы, как говорят специалисты "Веды", созданы по технологии старого поколения. Создание теплиц с новыми технологиями, с помощью которых можно повысить урожайность, стоит слишком дорого. "Рано или поздно мы придем к необходимости перевода "Лета" в Ленобласть на новые технологии, - считает Кирилл Рагозин. - Используемый сейчас для обогрева хозяйства газ постоянно дорожает, через несколько лет из-за этого овощи будут по цене золотыми. Существующие сейчас теплицы дырявые и теряют очень много тепла.
Но пока речи о переводе бизнеса "Лета" в область нет, сейчас идет разведка, и продлиться она может 3-4 года. Для того чтобы "Лето" за этот период не приносило нам убытков, мы к следующему году выведем его на слабую рентабельность - 5-6%. Все понимают, что для переезда в Ленобласть на новые технологии нужны очень крепкие деньги. А чтобы они появились, нужно землю как следует продать".
Чиновники оказались бессильны в "летней" войне
Информация о начавшейся скупке акций "Лета" появилась в СМИ в июне 2002 года и сразу же послужила причиной скандала, в который были втянуты и администрация Петербурга, и Законодательное собрание, и аппарат полпреда в СЗФО.
До июля 2002 года широкая общественность не знала о том, кто реально стоит за скупкой. Об этом впервые сообщил "ДП".
Поначалу "проявился" холдинг "Фаэтон", действовавший в альянсе с компанией "Империя", чуть позже - Кирилл Рагозин. В начале июня Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленобласти и Ленинградский обком профсоюзов работников агропромышленного комплекса выступили с совместным заявлением, требуя от администраций города и области защитить "Лето". Профсоюзы приводили в пример ситуацию с АОЗТ "Ленсоветовское", где в прошлом году сменился собственник.
ЗАО НПЦ "Агротехнологии" скупило доверенности на 60% акций АОЗТ "Ленсоветовское". Несмотря на то что "Агротехнологии" изначально предупреждали о реструктуризации и, как следствие, сокращении персонала, профсоюзы поставили увольнение сотрудников в вину новым собственникам.
Также "Агротехнологиям" была поставлена в вину низкая зарплата работников "Ленсоветовского" (менее 1 тысячи рублей). Решив, что с "Летом" ситуация будет разворачиваться по аналогичному сценарию, профсоюзы потребовали от власти "принять незамедлительные меры".
В феврале 2003 г. в разговоре с журналистом "ДП" новые собственники "Лета" в один голос говорят, что если продажа 54 га земли состоится, то это никоим образом не приведет к сокращению персонала.
В прошлом году губернатор Петербурга Владимир Яковлев передал ситуацию с "Летом" под контроль Сергею Ветлугину, вице-губернатору и председателю Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Полпред Виктор Черкесов, со своей стороны, дал аналогичное поручение Николаю Винниченко, главному федеральному инспектору по Петербургу.
Сергей Ветлугин провел совещание, посвященное "Лету". На этой встрече Герой Социалистического Труда Раиса Штрейс, генеральный директор ЗАО "Лето", проинформировала собравшихся, что кампания по скупке акций ведется агрессивно и сопровождается резкой критикой руководства фирмы.
Руководство фирмы заявило об уверенности, что после установления контроля над фирмой новые хозяева свернут производство овощей и грибов, а землю перепродадут под размещение более прибыльных производств.
Итогом совещания у Сергея Ветлугина стало обращение в адрес правоохранительных и налоговых органов, Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Петербургу и Ленобласти.
Также решено просить Законодательное собрание Петербурга разработать и принять необходимые законодательные акты, обеспечивающие в дальнейшем нормальные условия работы предприятий города, с сохранением их профиля и рабочих мест.
"Комитет не может запретить скупать акции, - говорил в июле Александр Сажин, пресс-секретарь Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. - У нас нет рычагов влияния, чтобы остановить этот процесс". По поручению губернатора Петербурга Владимира Яковлева в этот период КУГИ было поручено рассмотреть вопрос о приобретении городом контрольного пакета акций ЗАО "Лето". Но чиновникам так и не удалось ничего сделать.
Вторая половина 2002 года прошла в судебных тяжбах по поводу продвижения своих людей в руководство "Лета".
В конце концов сторонам удалось договориться, кресла в топ-менеджменте были поделены между представителями "Фаэтона" и "Веды".
|