Получив контроль над "Газпромом", государство решило всерьез взяться за его реформирование. Вчера премьер-министр Михаил Касьянов объявил, что правительство планирует разделить газовую монополию на добывающую и транспортную составляющие, чему всегда противился старый менеджмент компании. "Ведомостям" удалось узнать, как именно будут делить "Газпром".
В интервью телевидению Reuters Касьянов сказал: "Как только у нас будет полная информация, как и в отношении других монополий, мы планируем отделить транспортировку от производства для увеличения прозрачности и эффективности. Каждый производитель, у которого есть газ, должен иметь возможность отправить его и иметь свободный и прозрачный доступ к газотранспортной системе".
Раньше Касьянов лишь говорил, что концепция реформирования "Газпрома" будет готова к концу года. В его вчерашних заявлениях гораздо больше конкретики. Дело в том, что концепцию уже пишет специальная рабочая группа, созданная министром экономического развития Германом Грефом.
Как стало известно "Ведомостям", этот документ предполагает, что государство постепенно возьмет под полный контроль российскую газотранспортную систему, предоставив инвесторам больше возможностей в сфере добычи и реализации газа. Газовую отрасль фактически перестроят по модели, испытанной нефтяниками.
"Существование в структуре "Газпрома" и добычи, и транспорта создает конфликт интересов. Ведь монопольный собственник трубопроводов, естественно, использует свое положение для минимизации конкуренции, - пояснил "Ведомостям" один из членов рабочей группы. - Поэтому мы считаем, что доступ независимых производителей к трубе и развитие рынка газа невозможно без отделения транспортной составляющей".
Группа Грефа предлагает на первом этапе сформировать в рамках "Газпрома" единую газотранспортную компанию (ГТК) , которая будет выделена в 100% -ную "дочку" с передачей ей в собственность всех магистральных трубопроводов и системы диспетчерского управления потоками газа. Численность госпредставителей в совете директоров транспортной "дочки" должна соответствовать их числу в совете директоров самого "Газпрома" (сейчас их большинство - шесть из 11). А руководство ГТК будет назначаться по решениям совета директоров газового монополиста. В то же время добывающие предприятия преобразуют в акционерные общества, предоставив им большую хозяйственную самостоятельность и право самостоятельной торговли газом.
В дальнейшем Минэкономразвития предлагает передать газотранспортную компанию под прямой контроль государства. Сначала ее акции будут распределены между акционерами "Газпрома" пропорционально их доле в уставном капитале газового монополиста. А затем инвесторам предложат выйти из ГТК, обменяв ее акции на бумаги добывающих предприятий.
Минэкономразвития также обсуждает возможность введения госмонополии на управление системой магистральных газопроводов и законодательного закрепления права государства на приобретение в собственность существующих и строящихся газопроводов. То есть государство сможет выкупить газовую трубу у инвесторов ковыктинского или сахалинских газовых проектов, компенсировав им затраты.
После того как транспорт будет отделен от добычи, всем производителям газа предоставят равный доступ к трубе. Для ГТК будут введены обязательные стандарты регулярного раскрытия информации о технических возможностях транспортной системы. При этом независимые производители будут иметь право не только на свободные мощности в трубе, как это происходит сейчас. Объемы предлагается распределять между всеми производителями газа через систему аукционов. Исключение будет делаться только для поставок по долгосрочным контрактам.
Независимым производителям также разрешат поставлять газ на экспорт, но через единого оператора, который будет взимать за это комиссию. При этом Минэкономразвития предлагает установить единые тарифы на транспортировку газа на внутренний и внешний рынки, которые обеспечивали бы компенсацию обоснованных затрат ГТК и приносили бы ей некоторую прибыль. А внутренние цены на газ будут поэтапно повышаться. "Если в результате этого повышения у "Газпрома" возникнут сверхприбыли, государство сможет их изъять с помощью введения налога на потребление газа, - говорит член рабочей группы. - В перспективе, я думаю, государство сможет отказаться от регулирования цен на газ".
Минэкономразвития также предлагает усилить влияние государства на экспортную политику "Газпрома". "Нужно провести инвентаризацию экспортных контрактов компании и отделить межгосударственные договоры от инициативных сделок менеджмента, - говорит источник "Ведомостей". - Потом нужно проанализировать эффективность последних и их соответствие государственной стратегии экспорта".
Нефтегазовые аналитики восприняли планы Минэкономразвития с воодушевлением. "Это более продуманный и радикальный вариант, чем были раньше. Я думаю, во многом это связано со сменой главы "Газпрома" - ведь старый менеджмент фактически саботировал все попытки реформировать компанию", - отмечает Иван Мазалов из "Тройки Диалог ". "Особенно важно то, что вариант Грефа обеспечивает права акционеров и кредиторов, а каждый этап будет проводиться на добровольной основе", - подчеркивает Дмитрий Авдеев из United Financial Group.
Осталось еще, чтобы и на правительственном уровне план Минэкономразвития получил такую же поддержку. Вчерашнее заявление Касьянова свидетельствует о том, что это возможно.
|