Похоже, Анатолию Кагану, вице-губернатору и экс-председателю Комитета городской администрации по здравоохранению, придется отдуваться за троих. Из трех уголовных "вице-губернаторских" дел до реального судебного процесса дошло только его дело.
Александра Потехина от призрака скамьи подсудимых избавила амнистия и истечение срока давности, Валерия Малышева - собственная трагическая смерть. Так что из трех "громких" дел в отношении первых лиц городской администрации до суда дошло лишь дело Анатолия Кагана.
20 января Анатолий Каган и первый специалист отдела перспективного развития и страховой медицины Сергей Болл уселись на жесткую скамью подсудимых Куйбышевского федерального суда. Обвинение, которое в процессе представляет заместитель прокурора Центрального района Петербурга Никифоров, вменяет Анатолию Кагану злоупотребление служебным положением и халатность, а Сергею Боллу - злоупотребление служебным положением из корыстных побуждений и взятку. Оба подсудимых, по их собственным заявлениям, вполне ясно понимают суть обвинений, но считают себя абсолютно невиновными.
Дело Анатолия Кагана больше известно под именем "инсулинового скандала". Все началось еще около трех лет тому назад с проверки, которую КСП Петербурга провела в Комитете по здравоохранению. Позже к проверке подключились и правоохранительные органы. Проверялись взаимозачеты, произведенные между администрацией города и крупной фармацевтической компанией "Кови-Фарм" при поставках инсулина для нужд городских аптек. Поскольку закупка осуществлялась в момент дефицита этого препарата, то следствие сочло, что вице-губернатор действовал из "карьерных соображений", желая погасить недовольство части населения Петербурга отсутствием в аптеках лекарств и тем самым "помочь губернатору избраться на новый срок" (дело происходило незадолго до очередных губернаторских выборов). Из материалов проверки получалось, что Комитет по здравоохранению закупил инсулин по завышенным в 2,6 раза ценам, что принесло, по мнению обвинения, ущерб для городской казны примерно на 6 миллионов рублей.
Примечательно, что одним из владельцев "Кови-Фарм" является удачливый бизнесмен и теперь уже политик, новоизбранный депутат Законодательного собрания Петербурга и лидер фракции "Спортивная Россия" Денис Волчек, а директором - менее удачливый кандидат в ЗакС Сергей Иванов, проигравший выборы в городской парламент по 9-му избирательному округу, "тюремному сидельцу" Юрию Шутову. Но это - к слову.
Поначалу следствие расценивало действия Анатолия Кагана в "инсулиновой истории" как халатность, но затем переквалифицировало обвинения на злоупотребление служебным положением.
Зато "халатность" вице-губернатора, по мнению обвинения, вполне проявилась во втором эпизоде дела, обвинение по которому Анатолию Кагану предъявили в мае прошлого года. Здесь в основу обвинений легли подробности закупки для городских нужд в рамках программы по борьбе со СПИДом и ВИЧ-инфекцией во второй половине 2000 года. В ноябре 2000 года Анатолию Кагану был представлен проект договора между Комитетом по здравоохранению и ЗАО "Медицинский сервис" (которое якобы являлось дистрибьютором производившей препарат австрийской фирмы "Берингер Ингельхайм") на закупку антиспидового препарата "Вирамун". Примечательно, что на деле представителем производителей был "Кови-Фарм", у которого вирамун стоил дешевле (именно у него пресловутую партию лекарства и приобрел "Медицинский сервис"). Однако с подачи Сергея Болла, как считает следствие, "Медицинский сервис" был представлен Кагану как единственный источник вирамуна, за что в "благодарность" получил оплаченную поездку на двоих с супругой в Париж, Вену и Франкфурт. Таким образом, по версии следствия, эти действия привели к перерасходу бюджета Петербурга на сумму 277,764 тысячи рублей.
И в ходе предварительного следствия, и на первом судебном заседании Анатолий Каган и его подчиненный Сергей Болл твердо заявили, что не признают своей вины, а все их действия объяснялись реальными нуждами городского здравоохранения. В том же русле - доказать невиновность клиентов и надуманность аргументов следствия - намерены действовать и адвокаты подсудимых.
|