Обсуждая проект бюджета Карелии, представители ветвей власти не могут свести концы с концами
Проект закона о республиканском бюджете на следующий год прошел второе чтение в Законодательном собрании Карелии, но по-прежнему вызывает серьезные разногласия в депутатском корпусе. Камнем преткновения стала статья, приостанавливающая действие 13 социально-ориентированных законов. Обсуждение этой статьи отложено до конца декабря. Речь идет о выполнении перед гражданами ряда федеральных обязательств, финансовое обеспечение которых перекладывается на региональные власти или местное самоуправление.
Точнее учесть интересы районов в ходе формирования региональных бюджетных параметров было призвано недавнее заседание Совета республики при главе Карелии Сергее Катанандове. Его рабочая группа обсуждала эти проблемы еще с конца лета. Однако рекомендации, высказанные в докладе руководившего группой главы местного самоуправления Питкярантского района Владимира Захарова, всякий раз натыкались на границы реальных полномочий не только районных, но и республиканских властей.
Рекомендации снизу звучат, как стон нищих: изменить действующее законодательство, чтобы увязать доходность предприятий с поступлениями в местные бюджеты, вернуть целевые налоги (на ЖКХ и образование), упростить процедуры выделения земельных участков и лесфонда, поделиться доходами от лесных аукционов с территорий, наконец, ясно определить расходные полномочия разных уровней власти…
Однако же сопоставим эти пожелания "низов" с обратной тенденцией. Как прозвучало в ходе работы комиссии Дмитрия Козака, решение общих проблем разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления требует пересмотра более 250 действующих законов, зачастую дублирующих друг друга или вовсе устаревших. Например, несуразица возникает уже в том, что реальный уровень госдоходов составляет сейчас около 2,6 трлн. руб., а законодательная база предусматривает расходы в размере 6,5 трлн.! Потому-то, оставшись без финансового обеспечения, некоторые имеющие важное социальное значение федеральные законы (о ветеранах, об инвалидах, и др.) попросту не работают.
Понятно, из-за таких "перегрузок" наверху возникает желание или вовсе прекратить действие подобных законодательных актов, или отказаться от их финансирования из федерального бюджета, предусмотрев полный либо частичный перенос ответственности за обеспечение заложенных в них норм на плечи субъектов РФ. С учетом существенной разницы имеющихся в регионах финансовых источников тут неизбежна угроза весьма неравного выполнения общих условий.
Как раз такая угроза уже смутила депутатов карельского парламента, поставленных перед необходимостью утвердить сокращение расходов на важные социальные программы. Но найти тут абсолютно безболезненный выход весьма затруднительно, если вообще возможно. Ясно, что Карелия задыхается в тисках безденежья и самостоятельно не справится с выполнением всех обещаний, считающихся гарантированными на высоком государственном уровне. Будет ли большим благом для государства, если оно оголит финансирование не менее необходимых "мелких" потребностей населения, относимых к мандату местного самоуправления? Постоянные бытовые неурядицы, сопровождаемые ростом тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий, гораздо больше раздражают народ, чем нарушения иных прав человека. Да и проколы местных властей всегда скорее замечаются и острее переживаются населением.
|