Нам прислал e-mail московский студент. “Я переписчик, который убеждал людей, что это наше общее дело, что это необходимо стране, — пишет он. — Теперь мне стыдно за себя, за свои слова и действия. Нам сразу заявили: “Необходимо переписать 100% квартир”. Но как это возможно? Ведь в квартире может никто не жить, там может быть ремонт и т.д. “Берите людей где хотите, хоть выдумывайте”, — говорили нам. Чем многие и занялись. Мы “заселили” квартиры несуществующими людьми, с помощью паспортисток “забили” в анкеты адреса, придумали людям профессии и национальность...”
О великой роли, которую чиновники отвели в переписи паспортисткам ДЕЗов, “МК” написал первым. Паспортисткам поручили состряпать анкеты на тех, кто отказался участвовать в переписи. А за усердие пообещали заплатить премию — по 500 рублей в день.
— Мы наблюдаем за этой халтурой уже вторую неделю. Комната паспортисток, которые целыми днями заполняют ксерокопии анкет, находится напротив нашего штаба, — говорит инструктор-контролер переписного участка №1 Обручевского района Москвы Юрий Котвицкий. — Затем эти ксерокопии отдают нам, и мы должны перенести данные в подлинные переписные листы. На нашем участке таких фальшивых анкет примерно треть. Но мои ребята-счетчики отказались участвовать в подделке. Сказали: “Не хотим врать”.
А в управе “Беговая” чиновники прямо пригрозили студентам-переписчикам: “Не будете нам содействовать — мы сделаем все, чтобы вас отчислили из вуза, и не заплатим денег за работу”. Другие студенты рассказали нам, что на улице Яхромская, дом 1, из 84 квартир удалось переписать только 46. Анкеты по остальным 38 квартирам их заставили фальсифицировать. Некоторые счетчики, раз пошла такая пляска, начали сочинять все подряд анкеты из головы.
С благословения высоких чиновников в грандиозной афере участвовала не только столица. Как передали корреспонденты “МК” из регионов, в провинции творились те еще дела.
Суперсенсационными стали предварительные итоги переписи в Новосибирске. Выяснилось, что в научном городе живет больше 2 миллионов человек, хотя, по данным Фонда ООН по народонаселению, на начало 2001 года здесь числилось лишь 1 млн. 400 тыс. Ни фига себе демографический взрыв!
Впрочем, специалисты объясняют столь солидную прибавку совсем не сексуальной революцией в Сибири. Не секрет, что городам с “круглой” численностью у нас еще с советских времен особый почет и уважение федеральных властей. Если в каком-нибудь Пупкинске 999 тысяч жителей, это так себе населенный пункт. А если миллион и еще 10 человек — это уже город-герой с выгодами и льготами, особенно при распределении дотаций из “центра”. А тут — нате вам, сразу 2 миллиона!
Про Чечню лучше вообще промолчим. А вот перепись населения в Дагестане с самого начала приобрела очень странный характер, особенно в горных районах. Там людей начали считать еще в сентябре. И выяснили: больше половины жителей, прописанных в “горах”, давно разъехались по стране на заработки. Сие обстоятельство конкретно озадачило дагестанских чиновников — раз народу в республике проживает куда меньше, чем прописано, федеральные власти могут скостить дотации. Поэтому за три дня до начала официальной кампании переписчики получили установку: на каждом счетном участке (их больше 1,5 тысячи) вписывать по 100—200 мертвых душ. И хотя многие жители Махачкалы жаловались, что к ним никто не приходил, 17 октября власти Дагестана объявили: перепись прошли 100% населения.
В Астрахани, по нашим данным, пересчитали в лучшем случае половину горожан. (В официальных сводках, конечно, все хорошо.) Например, только что построенные, но еще не заселенные дома указывались как уже заселенные, причем с конкретными фамилиями жильцов. А привлеченные к переписи “социально незащищенные слои населения” (читай — алкоголики) проводили рабочее время в основном за бутылкой. Уже через пару дней стало ясно: перепись надо срочно спасать. Для этого астраханцам пришлось повторить подвиг москвичей: исправлять и заполнять анкеты при помощи компьютерных баз данных.
Администрация города Перми переплюнула все законы логики и статистики. Официальные данные гласят: в переписи “принял участие 101% от ожидаемого количества населения”.
К утру 16 октября в Башкирии, по официальной информации, переписалось 97% людей. Особенно радушно принимали счетчиков сельские жители. Но даже радушие не спасло граждан от коварства переписчиков. Татар насильно записывали башкирами. Почему? В суверенной Башкирии башкир — только четверть. Половина населения — русские, треть — татары. Какой-то ненастоящий Башкортостан получается. Надо это дело поправить. А в суверенном Татарстане, наоборот, башкир принудительно записывали татарами.
По оценкам Госкомстата, переписано 90% россиян. А по независимым экспертным оценкам — около 60%. Разница между этими цифрами — и есть приписанные души. Но позвольте, существует же федеральный закон о Всероссийской переписи населения, в котором черным по белому написано: “должностные лица, которые имеют доступ к сведениям и допустили их утрату или разглашение, фальсифицировали их или содействовали фальсификации, несут уголовную ответственность”. В соответствии с УК РФ, их, между прочим, положено оштрафовать на сумму от 100 до 200 “минималок” либо отправить на 1—2 года на исправительные работы, либо лишить свободы на 2 года. Это если не считать растрату 5 млрд. рублей из госказны. Тут статьи еще круче.
Впрочем, сажать господ аферистов или посылать их на исправительные работы никто не будет. Тем более что представители Госкомстата свои действия незаконными не считают. “Ну и что, что мы переписываем некоторых граждан без их ведома? Лучше иметь информацию, чем не иметь”, — прямо заявили они по телевизору.
Кто бы спорил? Иметь действительно лучше. Им ли, потенциальным зэкам, этого не знать?
|