Юбилейный 25-й саммит «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» пройдёт в ближайшие два дня, 10 и 11 ноября, во вьетнамском Дананге. В тексте, который приводит официальный сайт президента России, говорится: «Мы высоко ценим то, что форум АТЭС предоставляет всем его участникам широкие возможности для заинтересованного общения и согласования позиций по самым разным вопросам: экономическим, социальным, экологическим и гуманитарным. Наши страны стремятся взаимодействовать на основе принципов консенсуса и добровольности, взаимного уважения и готовности к компромиссу, вне зависимости от политической конъюнктуры. Именно в этом и проявляется уникальный партнёрский дух АТЭС».
«Один пояс – один путь»
В частности, Владимир Путин, который примет самое активное участие в саммите «АТЭС», пишет: «Как крупнейшая евразийская держава с обширными дальневосточными территориями, обладающими значительным потенциалом, Россия заинтересована в успешном будущем Азиатско-Тихоокеанского региона, в том, чтобы обеспечить устойчивый всеобъемлющий рост на всём его пространстве. … И конечно, хочу отдельно отметить нашу идею по созданию Большого евразийского партнёрства. Предложили формировать его на базе Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс – один путь». Подчеркну, это гибкий, современный проект, открытый для присоединения других участников… Сегодня Россия активно модернизирует морские и воздушные порты на Дальнем Востоке, развивает трансконтинентальные железнодорожные маршруты, строит новые газо- и нефтепроводы. Мы настроены на реализацию двусторонних и многосторонних инфраструктурных проектов, которые свяжут наши экономики и рынки. Имею в виду, в том числе, энергетическое «суперкольцо», объединяющее Россию, Китай, Японию и Республику Корея, или транспортный переход между Сахалином и Хоккайдо». Президент России выразил надежду, что страны-члены АТЭС активно подключатся к реализации этих проектов.
Наследие Петра Столыпина
Развивать Дальний Восток можно и нужно, но как это сделать без людского потенциала. За последние десятилетия регион покинули сотни тысяч молодых, активных и думающих граждан. Как их вернуть, какие условия нужно создать для людей, чтобы они добровольно сменили место своего проживания и двинулись на Восток. Как удержать тех, кто ещё не уехал, но всерьёз задумывается об этом. Отчасти ответ на эти вопросы дал в 1906 году премьер-министр царской России Пётр Столыпин. Его аграрная реформа в начале ХХ века дала толчок, в том числе, развитию Дальнего Востока. «Столыпинский вагон» - это не железнодорожный вагон для перевозки репрессированных в советские времена политзаключённых, как принято считать, а вагон, в котором бесплатно перевозили крестьян из центральных губерний России в Сибирь и на Дальний Восток. Там им бесплатно же выделялась земля в пользование, а сам вагон представлял собой «вагон-теплушку». Он был разделён на две части – одна для людей и их вещей, другая – для домашнего скота, который крестьяне брали собой.
Спустя более 100 лет идеи Петра Столыпина вновь оказались востребованы. Естественно с поправкой на современные обстоятельства. Не зря именно сегодня в Челябинске открыли памятник этому яркому российскому государственному деятелю. А в самом городе проходит форум «Наследие П.А.Столыпина – актуальная основа стратегии развития Российской Федерации»
Дальневосточный гектар
Идея программы «Дальневосточный гектар» именно из времени Столыпина. Она работает чуть больше года и за это время заявки на получение бесплатного участка на Дальнем Востоке подали уже более 100 тысяч жителей разных регионов России.
Как сообщает ТАСС, землю в основном берут под строительство жилья и для ведения сельского хозяйства, хотя, например, на Камчатке популярны и туристические проекты.
Концепция демографической политики Дальнего Востока утверждена правительством России до 2025 года. По задумке властей за предстоящие семь с небольшим лет население всех девяти дальневосточных субъектов Федерации должно увеличиться до 6,5 миллионов человек. Сейчас в Приморье, Приамурье, Хабаровском крае, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской АО, Камчатке, Чукотке и Якутии проживает около 6,2 миллионов человек. «Дальневосточный гектар» одна небольшая, но важная составляющая этой программы. И она уже даёт свои результаты.
Стотысячным желающим получить землю в регионе стал житель Амурской области, подавший заявку на получение участка в селе Придорожное Тамбовского района Амурской области и планирующий заниматься животноводством и выращивать кормовые культуры. По началу, в проекте могли участвовать только жители самого Дальнего Востока. С этого года заявки могут подавать все желающие. Сообщается, что из тех, кто решил взять свой гектар, 78% - жители дальневосточных регионов, остальные 22% - население центральной части страны, среди которых наибольший интерес к программе проявляют жители Москвы, Петербурга, Краснодарского края и Свердловской области. Большинство из них - активное население в возрасте от 25 до 34 лет.
По статистике, которую ведёт Минвостокразвития, одна из наиболее популярных целей у получателей «дальневосточного гектара» - строительство индивидуального жилья, таких почти 40%. На втором месте - ведение сельского хозяйства - 23%. Лишь 14% граждан берут участки под реализацию своих проектов, 9% - для предпринимательских целей.
Вот одна из историй людей, которые воспользовались программой. Дарья Позднякова вместе с супругом взяла два гектара земли в Елизовском районе, в районе старого совхоза «Пограничный». Они уже начали обустраивать здесь конные маршруты и к зиме рассчитывают открыть школу верховой езды.
«Я давно занимаюсь лошадьми, у меня сейчас шесть животных. Сейчас строим загон для лошадей, осенью приступим к возведению конюшни. Начали строить небольшие домики с зоной отдыха и костровищем, чтобы люди, которые приехали отдохнуть и поучиться верховой езде, могли хорошо провести время», - говорит Позднякова. Многие критики говорят, что закон о «Дальневосточном гектаре» не совершенен. Возможно это и так. Но главное, что закон работает и он совершентсвуется. В конце 2016 года было внесено 22 уточнения в закон, этим летом одобрено ещё 65 новых поправок. И предложения по изменениям продолжают поступать, в том числе от местных органов власти.
В масштабах страны, проект действительно уникален. Сам участок можно выбрать и оформить бесплатно через интернет из любой точки мира с помощью федеральной информационной системы «НаДальнийВосток.РФ».
В течение первого года заявителю необходимо определиться с видом использования участка, через три года - задекларировать освоение. После пяти лет безвозмездного пользования участок можно получить в собственность или длительную аренду.
Корейцы в Приморье помогут строить корабли
Сотрудничество в рамках АТЭС работает. Корейцы заявили об открытии в Приморье филиала Корейского института судостроения и морской инженерии (Kriso). «Мы хотим создать совместный российско-корейский центр для развития судостроительной промышленности, трансфера технологий и развития морской инженерии на Дальнем Востоке. В качестве ключевых направлений предлагаем совместную разработку технологий проектирования судов, научно-исследовательскую деятельность для освоения Северного морского пути, - приводит «Российская газета» слова президента института Kriso Су Сан Хена.
Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка подчеркнул, что в ДФО существует огромная потребность в обновлении рыбопромыслового флота. Регион, который обеспечивает 80 процентов общероссийского вылова рыбы, практически не имеет в пользовании новых судов. Российские чиновники заверили, что корейский институт получит всю необходимую поддержку для работы в России.
Китайцы будут вкладываться в дальневосточную инфраструктуру
В преддверии саммита АТЭС, прошла 22 регулярная встреча глав правительства России и Китая. Как сообщается на официальном сайте министерства по развитию Дальнего Востока на ней присутствовали китайские инвесторы, которые планируют вложить около 5 миллиардов долларов в международные транспортные коридоры между северо-востоком Китая и югом Дальнего Востока. Кроме того, гонконгская компания «Дэбан Гуандун» (Debang Guangdong) предложила создать экспортно-ориентированный кластер по глубокой переработке стали и производству сталелитейной продукции и вложить в него около двух миллиардов долларов. «Наши китайские партнёры предлагают интересный проект по строительству современного металлургического комбината на Дальнем Востоке, ориентированного на экспорт», - уточнил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
У китайской корпорации "Чайна Чэнтун Холдингс Групп" серьёзные намерения построить в Хабаровском крае целлюлозно-бумажный комбинат. Это важно, так как до недавнего времени в Китай отправлялась исключительно не переработанная древесина, как с дальнего Востока, так и из Сибири. Термин «чёрные лесорубы» известен ещё с 90-х годов. Сегодня предлагается цивилизованный способ. «Этот проект стартует с учётом всей предварительно проделанной работы. Мы нашли ресурсную базу, посмотрели экономику проекта. До конца ноября мы подпишем соглашение о реализации этого проекта. Это ещё 1,5 млрд долларов. Договорились с инвестором, что будем рассматривать перспективу полного цикла производства. Это показательный пример инвестиционного проекта, когда китайский инвестор создаёт высокотехнологичное современное экологически чистое производство с высокой добавленной стоимостью, с рабочими местами на Дальнем Востоке и экспортом в Китай», - заявил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Другими словами, Дальний Восток на пороге экономического подъёма. Скоро здесь начнутся долгожданные перемены, подкреплённые рублём, юанем, долларом и т.д. А тем, кто «намылил» оттуда лыжи наш совет – используйте их исключительно в спортивных целях. Знаменитые горнолыжные курорты Хабаровского края, Приморья и Сахалина ждут вас.