
Нам нужен суверенитет, политический, военный, продуктовый, технологический. Более полутора лет назад на заседании Президиума Госсовета президент России Владимир Путин поставил важнейшую задачу: организовать государственную поддержку закупок высокотехнологического оборудования, разработанного и произведённого в России из российских компонентов.
«В целом нужно расширять финансовые преференции, меры господдержки для проектов, направленных на достижение технологического суверенитета, включая дополнительные субсидии как производителям, так и потребителям такой продукции.
Как и говорил в Послании, нужно ввести налоговую льготу для покупателей российского высокотехнологического оборудования. Правительству нужно составить его перечень и разработать порядок предоставления таких преференций. Конечно, хочу подчеркнуть, что это должно быть максимально прозрачно, уважаемые коллеги, так, чтобы эти решения ни в коем случае не были какими - то коррупционными, и чтобы льготы не предоставлялись каким-либо своим, да нашим, а только тем, кому они реально необходимы».
КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОФИЦИАЛЬНО СЧИТАЕТСЯ РОССИЙСКИМ?
Казалось бы, всё просто. Тот или иной прибор сделан на территории России, в нём только российские компоненты, разработка его оригинальна и принадлежит российской компании. Но на деле сложностей в определении «свой - чужой» предостаточно.
Регламентируется процесс Постановлением Правительства РФ N 719 от 17 июля 2015г. (с изменениями и дополнениями на 29 июня 2024) «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». И его содержание - это отнюдь не одна фраза о том, что разработка, компоненты и производство принадлежат нашей стране. Постановление на сегодня разрослось уже до 1000 страниц!
В этом основополагающем документе указаны множественные критерии отнесения, например, радиоэлектронной и промышленной продукции к российской. В частности, чтобы прибор стал «российским», в реестрах Минпромторга должны отдельно появиться его составные части, несколько уровней программного обеспечения, несколько разных контроллеров, процессоров, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в целях отнесения этих деталей к продукции, произведенной в Российской Федерации.
Минпромторг также ввёл балльную систему, с помощью которой власти определяют, можно ли признать устройство отечественным.
«Максимальное число пунктов присуждается за использование российских электронных компонентов. Ещё учитывается разработка программного обеспечения и производство упаковки. В плюс идёт и организация на территории РФ технологических операций: например, монтаж компонентов на плату или финальная сборка. Соответствующие критериям аппараты попадают в реестр отечественной продукции и получают приоритет при госзакупках».
Реестр, скажем так, не маленький. В нём, если на странице указано по 10 изделий – почти 40000 страниц, это 400 тысяч российских изделий!
Что может дать российскому производителю попадание в соответствующий реестр и получение заключения Минпромторга? Это не только право указывать в паспорте изделия его происхождение, например, «прибор разработан и изготовлен в России», но и получение различных финансовых и налоговых льгот. Для закупки ряда отечественных изделий Правительство России выделяет и прямые денежные субсидии. Эти субсидии могут достигать 50% стоимости изделия, а в ряде случаев субсидируются и его установка, ввод в эксплуатацию и пр.
Казалось бы, всё правильно, разумно и справедливо. Если бы не детали практики, в которых и кроется тот самый дьявол. Ладно бы выполнение программ субсидирования просто приводило к тому, что закупается более дорогая продукцию с подтвержденным реестром критерием «российская», гораздо более опасно, если это будет продукт аналогичный, может быть, внешне российский, иногда даже имеющий заключение Минпромторга, но в действительности контрафактный.
Закупки, даже вдвое дороже, но точно российской продукции всё равно имеют смысл. Ведь наши люди получат зарплаты, налоги останутся в стране, будет стимул к развитию отечественных компаний, если продукция реально российская. а не всё та же дешевая китайская, но с документами, подтверждающими «российское происхождение», в реестре Минпромторга.
Как же «делают» импортную продукцию «российской»? В любом поисковике наберите, например, «включение в реестр радиоэлектронной продукции под ключ» и получите множество сайтов с предложениями. Чуть потыркаетесь, и искусственные интеллекты уже сами снабдят вас всякими предложениями типа «внесение в реестры Минпромторга с гарантией!». Различные сервисы помогут вам за солидную сумму сформировать пакет документов, получить положительное заключение экспертизы региональной Торгово-промышленной палаты и т.д. ТПП вроде бы и серьёзная организация, но, во - первых, там не всегда хватает квалифицированных экспертов, а во-вторых, в наше время никак нельзя исключать коррупционную составляющую, о которой говорил президент России. И в итоге, оказывается, у спекулянтов китайским ширпотребом практически нет препятствий для того, чтобы мимикрировать под уважаемых российских производителей, и получать незаслуженные преференции.
КАК ГОВОРИТСЯ, ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ…
В борьбе за локализацию, за подтверждение российского происхождения продукции, а значит за субсидии и иные преференции, различные фирмы придумывают множество способов, которые как бы маскируют зарубежное происхождение того или иного изделия.
Рассказывают, что своё время, когда в Калининграде собирали американские внедорожники Hummer, большой проблемой было найти хоть какую-нибудь деталь отечественного производства, которая могла бы заменить импортную или «дополнить» штатные системы. Поэтому поначалу на машины устанавливали повторители стоп-сигнала от «Жигулей», которые покупатели снимали, как только получали автомобиль.
Другой случай, который, как нам кажется, граничит с мошенничеством, произошёл год назад. Блогер Максим Горшенин решил проверить, насколько «российским» является монитор V - MAX ПЦВТ.852859.300, производства зеленоградской компании LightCom и именуемый «полностью российским». Необходимое число баллов по шкале Минпромторгоа достигалось за счёт «применения отечественного микроконтроллера К1986ВЕ92QI, который создали инженеры зеленоградского «Миландра».
Монитор был разобран. «Внутри действительно стоит плата от «Миландра» с двумя посадочными местами под контроллер. Чип «Миландра» на плате также есть, однако оказалось, что он просто подаёт питание. Когда блогер выпаял отечественный контроллер и замкнул электрическую цепь напрямую, дисплей включился и продолжил функционировать. На деле всю нагрузку выполняет чип RTD2525AR, который проектировала тайваньская Realtek. LightCom скрыла его за радиатором, тем не менее все обозначения модели остались на компоненте». Максим Горшенин резюмировал: «В законе сказано, что баллы присуждаются за использование российского чипа. И он используется. Обязательно ли применение чипа в схемотехнике? Нет. Можно ли припаять бракованный чип, а его функции будет выполнять проволочка? Можно, и на работу это никак не повлияет. Зато ты набрал баллы и избавился от бракованных чипов».
Как можно квалифицировать подобные действия компании? Если посчитать выгоду, которую она незаконно могла получить от того, что её монитор прошёл «проверки» ТПП и Минпромторга и стал «полностью российским», то тут прямо замаячит статья 159 УК РФ («Мошенничество»).
Нам подвернулась подобная фактура, и мы провели подобное расследование. Знакомые специалисты (фирму мы не называем, чтобы не делать рекламы) совершенно официально (копии платёжных документов имеются в распоряжении редакции) приобрели для использования по назначению сложное техническое устройство, как было указано в паспорте изделия, «российского производства». Это инвертор, преобразователь электрической энергии производства казанского НПП «Энергоразвитие».
В реестре Минпромторга такой российский преобразователь есть. «Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» 16825/21 от 21.02.2024, выдано ООО НПП «Энергоразвитие» г. Казань, на модель Н1т030. ТУ 27.11.50-001-74932050-2023, Акт экспертизы ТПП 4-049-0398/2 от 22.01.2024.
Изделие довольно сложное. Для разработки его необходима собственная научно-техническая лаборатория, для изготовления - полноценный завод. А чтобы оно не на словах, а на деле было российским, нужны российские электронные компоненты. Иначе ни субсидий, ни преференций, о которых говорил президент России, не получить.
Экспертиза Союза Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан (ООО «Соэкс - Татарстан») должна была побывать на производстве, изучить документацию, и согласно требованиям ПП 719 для «силового преобразователя тока (конвертор или инвертор)», код 27.11.50.120, у производителя, ООО НПП «Энергоразвитие», должны были найтись сразу и «права на конструкторскую и техническую документацию в объёме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции на срок не менее 5 лет», и «наличие в структуре предприятия - изготовителя собственных конструкторско-технологических подразделений», и «осуществление на территории Российской Федерации всех … технологических операций, формирующих (влияющих на) ключевые параметры продукции…»
В каталоге компании Tonhe можно найти много информации о «российских» инверторах
Кроме того, экспертиза должна была изучить документы закупки комплектующих и электронных компонентов, и установить «использование при производстве иностранных материалов (сырья) и комплектующих в объеме не менее 50 процентов общей стоимости использованных при производстве материалов (сырья) и комплектующих» для «российского» казанского инвертора «Н1т030». Копии этих и многих других документов должны быть и в СТПП Республики Татарстан, и в Москве, в Минпромторге.
Замаскированный номер
Номер платы и дата изготовления в Китае
А теперь самое интересное. Инвертор был в нашем присутствии вскрыт. Серьёзный инвертор, DC преобразователь на 30 кВт. Но что в нём российского? Вместе с профессионалами внимательно изучаем основные платы и видим, что они частично залиты силиконом. Снимаем силикон и видим, что под ним - девственный Китай. На платах логотипы Tonhe Technology из города Шицзячжуан провинции Хэбэйи и их номерные обозначения.
Под силиконом обнаружился и логотип Tonhe Technology
Даже внешний вид прибора аналогичен китайскому. Если взглянуть на фото из каталога китайской компании Tonhe Technology, то там представлены эти же инверторы, называющиеся TH30F10025C7E - WT, разработанные ещё в 2019 году. Отличие инвертора в китайском каталоге от экземпляра ООО НПП «Энергоразвитие» только в фактуре и цвете крышки вентилятора. Самое интересное, что технические данныеобоих инверторов абсолютно идентичны по каждому параметру!
Теперь считаем. Стоимость китайского инвертора в Китае – 350 долларов (35 000 руб.). Стоимость его же, в России с российской маркировкой – 120 000 руб. Прибыль для покупателя китайского товара и небольшого «ребрендинга» с замазкой китайского бренда – порядка 80 000 рублей за единицу. Кроме того, есть возможность получить субсидии и всякие льготы от государства.
Фото китайского инвертора TH30F10025C7E - WT
«Российский прибор» ООО НПП «Энергоразвитие» Н1т030. Отличия только в цвете и фактуре крышки
И всё это, между прочим, имеет признаки преступления, предусмотренного, в зависимости от полученной незаконным образом прибыли, ч. 3 или ч. 4 ст. 159 УК РФ. Прокуратура вполне имеет право назначить проверку, а следствие в рамках проверки может истребовать акты экспертизы ТПП, документы Минпромторга. А затем следствие должно назначить судебную экспертизу, которая и может выявить подлог…
Интересно, почему никому из проверявших происхождение вскрытого нами инвертора, не пришло в голову не только вскрыть инвертор и убрать силикон с логотипов китайской фирмы, но и обратиться к открытым источникам и проверить, какова история ООО НПП «Энергоразвитие» и каковы реальные масштабы его работы?
Страница из паспорта изделия, сделанного по «государственным стандартам». Вопрос: какое государство имеется в виду?
ООО Научно - производственное предприятие «Энергоразвитие», успевшее попасть с «разработанным и собранным в России» инвертором в реестр Минпромторга в 2024 г. было зарегистрировано 23 марта 2023 года. Учредители: одно физическое лицо и ООО «Зеленодольский электротехнический завод». Уставный капитал 10000 рублей. Среднесписочная численность работников – 9 человек. Выручка за 2023 г. 6 000 000 рублей.
Учредитель-ООО «ЗЭТЗ» гипотетически мог бы изготавливать инверторы, но в списке изделий, которые он производит, их нет. Он специализируется, как указано на официальном сайте, на изготовлении «блочных, комплектных, распределительных и трансформаторных подстанций в бетонной оболочке и любой конфигурации, комплектных, распределительных и трансформаторных подстанций в металлическом и сэндвичном исполнении в любой конфигурации, распределительных устройств среднего напряжения, распределительных устройств и щитового оборудования низкого напряжения, установок компенсации реактивной мощности, сборке/производстве зарядных станций.
Логически рассуждая, можно предположить, что ООО НПП «Энергоразвитие» якобы производит для зарядных станций, собираемых заводом, их главный компонент-инверторы. Но инверторы, как мы выяснили и, надеемся, подтвердят компетентные органы, произведены в Китае. А значит и зарядные станции не могут быть «российскими», поскольку, по шкале Минпромторга для электромобильных зарядных станций 20 балов из 50 «приносит» этот компонент российского производства.
Мы не удивимся, если выяснится, что ООО НПП «Энергоразвитие» - просто подставная пустышка, которой можно пожертвовать, если, например, силовики сделают ревизию «российского происхождения» их «российского» инвертора. И тогда Зеленодольский электротехнический завод, вполне возможно, заявит, что не знал, чьи модули он использовал в производстве или сборке зарядных станций…
О ПОСЛЕДСТВИЯХ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ…
Это то, что показало «вскрытие» и наше небольшое расследование. Но в подобных, казалось бы, безобидных играх с псевдороссийским происхождением кроется целый ряд проблем, которые выходят на государственный уровень.
Информация к размышлению: в конце февраля 2022 года хакеры вывели из строя станции для зарядки электромобилей на трассе Москва-Петербург, о чём сообщили в «Россетях». В соцсетях же появилось видео с табло электрозарядных станций, на которых виделись украинские националистические призывы и оскорбления в адрес российского руководства. Как пояснили тогда в «Россетях», злоумышленникам удалось получить доступ к оборудованию через интернет с помощью контроллеров, установленных на производстве. Выяснилось, что основные компоненты зарядных станций, в том числе контроллеры, произведены украинской компанией Autoenterprise. Сами станции в 2020 году, по результатам открытой закупочной процедуры, поставило ООО «Гжельпром». Оно же производило отвёрточную сборку станций.
«Производитель оставил в контроллере «закладку», которая давала ему возможность скрытого доступа через интернет. По нашей информации, данные контроллеры широко используются на экспортируемых Украиной в Европу электрозарядных станциях, - сообщили в компании «Россети».»
Но это чисто технические проблемы, хотя установка дешёвых китайских инверторов под видом качественных и более дорогих российских может в любой момент привести к авариям на электрозарядных станциях или в иных местах, где данные инверторы используются. Гораздо более важным являются последствия возможного умышленного продвижения зарубежных изделий под видом отечественных в финансовом плане. Мало того, что не всегда законной сертификацией и экспертизой изделий занимаются тысячи людей, государство ещё тратит миллиарды рублей на фактически незаконные субсидии и преференции.
В начале марта нынешнего года во многих СМИ появились материалы о том, что под маркой отечественной электроники скрывается контрафакт. «Известия» цитируют руководителя проекта Content-Review Сергея Половникова: «В России идёт импортозамещение, но оно имеет и обратную сторону - появление контрафактной электроники. Покупатели такой техники могут получить оборудование низкого качества, не имеющее тех функций, которые есть в оригинальном, а также остаться без гарантии, сервисного обслуживания и сопровождения. В целом при покупке поддельной электроники отечественных брендов покупатель сталкивается с теми же проблемами, что при покупке любого другого контрафакта».
Если описанная в нашем расследовании практика носит массовый характер, то получается парадоксальная ситуация: меры правительства, выделяемые им деньги, приводят не к реализации красивых заявлений и подразумеваемых целей, а к противоположному результату - перерасходу бюджета впрямую и косвенно, т.к. множество людей занимаются ненужным трудом. Достигается цель имитации полезной стране работы.
Вместо стимулирования развития, скажем, электрозарядной инфраструктуры, оно тормозится такими субсидиями, а по сути, неоправданными ограничениями. А ещё вместо развития отечественной промышленности, поощряется профанация и прогрессирует не реальное российское производство, а, мягко говоря, «эквилибристика с документами».
Сегодня и президент России, и правительство часто говорят о технологическом суверенитете. Он подразумевает независимость даже от относительно дружественных нам стран, например, Китая. И дело тут не в самом нашем восточном соседе. Он, так же, как и мы, находится под определёнными санкциями. И в какой-то момент они могут вылиться для нас в дефицит тех или иных изделий, которые мы не в состоянии производить, поскольку отечественные разработки были заторможены своего рода китайским демпингом.
Отечественные компании не станут пытаться производить электронные устройства, поскольку при таком положении они в заведомом проигрыше, их изделия неконкурентноспособны. Отсутствие собственных разработок, своего производства и явится плодом того, что государственные деньги, к сожалению, в ряде случаев идут не на развитие того, чего хотел законодатель, а незаконно обогащают тех, кто делает все наоборот от задуманного. И государственные средства идут мимо стагнирующего российского бизнеса к прогрессирующему китайскому, на чужие зарплаты и налоги.
Может быть, следует провести ревизию разбазаривания государственных денег на отнюдь не всегда работающий во благо субсидийный механизм. В сложный период СВО он работает скорее во вред нашей стране, на благо только пронырливым дельцам и помогающим им чиновникам. Чиновники, конечно, могут и заблуждаться. Но давайте ещё раз вспомним слова президента по поводу субсидий и преференций: «Конечно, хочу подчеркнуть, что это должно быть максимально прозрачно, уважаемые коллеги, так, чтобы эти решения ни в коем случае не были какими-то коррупционными, и чтобы льготы не предоставлялись каким - либо своим, да нашим, а только тем, кому они реально необходимы».