Политика 25.02.20 17:22

В Германии решили попридержать «язык вражды» в соцсетях

FLB: Министерство юстиции ФРГ разработало новые поправки в закон «О защите Сети». Соцсети обяжут докладывать спецслужбам «об угрозах» и передавать властям пароли пользователей

В Германии решили попридержать «язык вражды» в соцсетях

Министерство юстиции ФРГ разработало новые поправки в закон «О защите Сети» Netzdurchsetzungsgesetz/NetzDG. Этот закон уже действует с 2017 года, запрещая так называемый «язык вражды» в соцсетях. Согласно NetzDG, любые призывы к ненависти, убийствам или мятежу подлежат удалению в течение 24 часов. В случае отказа соцсетям (прежде всего американским платформам «Фейсбук», «Твиттер» и «Ютуб») придётся заплатить умопомрачительный штраф — до 50 млн евро. Помимо этого, штрафы — до 5 (!) млн евро — отдельно налагаются на администраторов, которые обязаны удалять спорную информацию.

Надо ли говорить, что за три года действия NetzDG германский сегмент блогосферы подвергся резкой чистке. Американские администраторы, опасаясь репрессий из Берлина, удаляли и удаляют контент без особо разбора. Доходило до абсурдного. Например, как сообщал калифорнийский портал techdirt.com, в 2018 году был заблокирован «Твиттер»-аккаунт немецкого сатирического журнала «Титаник», который опубликовал пародийные антимусульманские комментарии. На самом деле «Титаник» потроллил члена правой партии «Альтернатива для Германии» Беатрикс фон Шторх, которая написала о «варварских мусульманских ордах насильников», прибывающих в ФРГ по квоте политических беженцев. По сути, сатирики поддержали правительство Ангелы Меркель, выступающее за мультикультурализм, но администратор соцсети заблокировал аккаунт «Титаника» от греха подальше.


Сообщение сатирического журнала «Титаник» о цензуре в «Твиттере»

И вот спустя три года германское правительство посчитало, что не все лазейки для «языка вражды» прекрыты. Новые поправки в NetzDG обязывают администраторов соцсетей, а также интернет-пользователей сообщать о нарушителях для того, чтобы к уголовной ответственности привлекать уже непосредственно авторов. Обозреватель FLB проанализировал законопроект, опубликованный на официальном сайте Минюста ФРГ на 60 страницах.


Законопроект правительства ФРГ «О борьбе с правовым экстремизмом и преступлениями на почве ненависти». Опубликован 18 февраля 2020 года.

Итак, в преамбуле законопроекта сообщает: «Часто правоохранительные органы не знают об уголовном контенте, поэтому удаление такого контента остаётся без уголовных последствий и, таким образом, усиливает впечатление, что интернет превращается в свободное от закона пространство. Таким образом, поставщики социальных сетей должны быть обязаны сообщать определённый уголовно наказуемый контент в Федеральное ведомство уголовной полиции (Bundeskriminalamt, BKA), чтобы правоохранительные органы могли привлекать к уголовной ответственности».

Далее — в законопроекте приведены любопытные цифры: с 2018 по 2019 год администраторы соцсетей указали в своих отчётах о 2 млн 921 тыс. 553 сообщениях с признаками уголовно наказуемого контента, однако удалено было всего 28% от этой массы. Столь низкий процент не устраивает германские власти. Согласно поправкам, теперь соцсети будут обязаны докладывать спецслужбам ФРГ о случаях «проявления клеветнических высказываний или угроз убийства и призывов к насилию после политических высказываний» и передавать властям пароли таких пользователей. В случае игнорирования требований виновников также ждут многомиллионные штрафы.

Некоторые предложения нового законопроекта:
1. Обязательство социальных сетей сообщать BKA об уголовном контенте, который стал известен социальным сетям в результате жалобы и был удалён или заблокирован ими.
2. В Уголовном кодексе расширяются такие понятия как "нарушение общественного порядка путём угрозы преступлений" (§ 126 УК РФ), "одобрение преступления" (§ 140 УК РФ).
3. Закон расширил перечень лиц, участвующих в политической жизни и подвергнувшихся клевете, которым нужна особая защита. Теперь в этот список будут входить чиновники муниципального уровня.

Читая главу «Цели и необходимости регулирования» (стр. 15 законопроекта), ловишь себя на мысли, как Запад ловко обвёл вокруг пальца Советский Союз, навязав нам гласность и свободу мнений, что стало одним из инструментов разрушения страны. Сейчас же Германия, чтобы сохранить политическую целостность своего государства, задумалась о границах разумного для «свободы слова». В подтверждение этому — следующая цитата из законопроекта: «Пункт 1 статьи 5 Основного закона Германии всесторонне защищает свободу личности в распространении мнений. Это всё ещё верно, даже если это происходит в обострённой или агрессивной форме. Эта защита свободы слова является основой плюралистического (привет Горбачёву! — FLB) и свободного политического дискурса, который является основой демократического общества. Но методам высказывания своего мнения есть предел. Если высказывания связаны с угрозами или народными возмущениями, это больше не покрывается свободой слова».

Министр юстиции ФРГ Кристина Ламбрехт уже заявила общественности, что «в будущем любой, кто угрожает или распространяет ненависть в Сети, будет преследоваться более жёстко и более эффективно». 


Министр юстиции ФРГ Кристина Ламбрехт. Фото: bundesregierung.de

Германский истеблишмент понять можно — в 2020 год страна вошла в острый внутриполитический кризис с перспективой досрочных выборов в бундестаг и невозможностью создания нового коалиционного правительства. При этом в Берлине осознали как тролли, фэйки сеют рознь и работают на разъединение общества. При этом, как пел Высоцкий, «вот он, перегиб и парадокс»: германские СМИ и НКО, ещё вчера клеймившие Россию за куда меньший контроль над Сетью, сегодня будто в рот воды набрали. Для своей страны они понимают, что интернет не должен быть бесконтрольной помойкой.

А про «двойные стандарты» отношения к России напомним: в октябре 2019 года в Берлине состоялась конференция международной правозащитной организации «Репортёры без границ» («РБГ»), посвящённая презентации 80-страничного доклада «Всё под контролем: интернет-цензура и слежка в России».


Обложка 80-страничного доклада об «интернет-цензуре и слежка в России»

Эту встречу активно пиарил германский медиахолдинг Deutsche Welle, цитируя, например, эксперта «РБГ» Ульрике Груска: «Законы (в России) принимались с такой скоростью, что мне приходилось их записывать, чтобы не запутаться, что какой закон запрещает». На конференции «Репортёры без границ» особо напирали на то, что в рейтинге свободы слова Россия занимает 149 место из 180. Германия же в этом рейтинге находится на почётном 13-м месте.


Борьба символов: на карте свободы слова Германия выкрашена нейтрально бледным цветом. Россия — красная, т.е. опасна для журналистов

Но если разобраться, то сегодняшний российский контроль над интернетом — это цветочки по сравнению с «ягодками» из Германии. Да, в России создан единый реестр запрещённых сайтов экстремистской и террористической направленности. Но это общемировая практика. Например, в США за опасным интернет-трафиком следит Агентство национальной безопасности (National Security Agency, NSA), в Великобритании — спецслужба «Центр правительственной связи» (Government Communications Headquarters, GCHQ). В Германии нет подобного специального агентства, но это не означает абсолютной свободы. Сайты с противоправным контентом точно так же закрывают, но только этим занимаются суды по обращению BKA.

Да, в России в результате своего «творчества» некоторые блогеры попадают по ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Однако, во-первых, по данным РБК, с 2015 года рост числа осуждённых по этой антиэкстремистской статье прекратился. Отдельного же закона о «языке вражды» в соцсетях в России нет, поскольку расследование подобных инцидентов регулируется гражданским или уголовным кодексами. Зачем огород городить?
Андрей Выползов, обозреватель FLB.ru

Мы в соцсетях

Новости партнеров