Коронавирусная инфекция подвигла многих отечественных политологов удариться в бухгалтерские рассуждения на тему: каким странам Россия должна помогать бороться с распространением этого зла. Логическая цепочка, в общем-то, была понятной — контрпродуктивно помогать тем государствам, кто сеет в своём обществе русофобию, кто за добрые дела платит чёрной монетой.
Свежий пример — Чехия. За два десятилетия 21-го века российские туристы оставили в этой стране сотни миллиардов крон (по данным чешского Минтуризма, наш брат-турист традиционно — самый «долгий» путешественник, живя в гостиницах в среднем по 4 дня, а туризм в Чехии является одной из основных отраслей экономики). В 2013 году Россия выплатила Чешской Республике долг СССР в размере 3,6 млрд долларов, признав ответственность по обязательствам бывшего Советского Союза (долг перед Чехией возник из-за того, что в своё время Чехословакия инвестировала в советскую газовую и тяжёлую промышленность, которая развивалась, заметьте, не только на территории РСФСР). Однако последний демарш пражских чиновников — циничный снос монумента освободителю Праги Ивану Коневу — перечеркнул российско-чешские отношения, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Поэтому гипотетическая наша помощь чехам в борьбе с коронавирусом россиянами будет воспринята неадекватно.
Снесённый памятник маршалу Ивану Коневу в Праге. Иллюстрация: info.cz
Но вот в «царьградских» умах в списке таких неблагонадёжных стран неожиданно возник Казахстан. Некоторые ура-патриотические эксперты даже придумали образ: помогая Казахстану, «вытаскиваем нож из спины и улыбаемся». Насколько бывшая советская республика преуспела в русофобии или чёрной неблагодарности? Давайте разбираться.
Автор "бухгалтерской" статьи про "нож в спину" Владимир Хомяков — является сопредседателем общероссийского движения «Народный собор»
Российское экспертное и общественное мнение абсолютно справедливо возмущается росту националистических настроений в некоторых постсоветских республиках. Но применительно ли эти лекало к Казахстану? Автор этих строк родился в Казахской ССР в русской семьи, а потом прожил четверть века в приграничной с Казахстаном Курганской области, имея многочисленных друзей, коллег казахов. Скажу на уровне самоощущений и бытового соседства: националисты в Казахстане — маргинальное явление, их сами казахстанцы именуют презрительным словом «нацпаты» или даже «нацпопы» (соответственно национал-патриоты и национал-популисты).
Доктор философских наук Института философии, политологии и религиоведения Министерства образования и науки Республики Казахстан Рустем Кадыржанов вспоминал, как 20 лет назад знакомился с предвыборной программой известного казахского националистом. «Я заметил тогда моему собеседнику, что его программа носит откровенно этнократический характер, и в случае её реализации на практике, то есть если он придёт к власти, в Казахстане резко возрастёт межэтническая напряжённость, а на международной арене государство окажется в изоляции и даже под санкциями», — прокомментировал Кадыржанов.
«Сегодня казахский национал-патриотический фронт представлен преимущественно одиночными активистами, — вторит кандидат юридических наук, научный сотрудник Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ Михаил Лихачёв. — Устойчивые и представительные организации практически отсутствуют». И далее: «Для информационного распространения национал-патриотических идей заинтересованные силы редко прибегают к резко радикальным лозунгам, не находящим поддержки и понимания у основной части казахстанцев».
Да и о какой «мягкой русофобии» может вообще идти речь, если казахи — самая крупная русскоязычная неславянская нация в мире! «Половина казахов казахского не знает», — эту истину скажет вам по секрету любой казахстанец за кружкой пива. Получается, что высасывая из пальца тему «казахской русофобии», диванные аналитики монетизируют маргинальную националистическую среду. Одиночки-нацпопы «повышаются в цене», особенно в бесконтрольной блогосфере, их взгляды и действия начинают обсуждать, общество поляризуется и т.д. Где-то мы уже это встречали?
Чтобы закрыть тему мнимой этнократии, стоит процитировать первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который на днях сказал: «С первых дней независимости, взяв за руководство мудрую мысль Абая о том, что «дружба прирастает дружбой», я проводил политику дружбы, взаимного доверия и равноправного партнёрства со всеми государствами мира. Учреждение таких объединений, как Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, наряду с проведением в Казахстане исторического саммита ОБСЕ, Астанинского экономического форума и Всемирной выставки EXPO — всё это сделано ради установления со странами мира отношений дружбы и доверия, углубления экономического сотрудничества. Сама жизнь и сложившаяся на сегодня ситуация подтверждают, что проводимый нами курс на интеграцию и союзничество оказался единственно правильным».
...Впереди нас ждёт великий праздник — 75-летие Победы над фашизмом. Казахский народ в этом ратном подвиге занимает достойное место. Достаточно вспомнить панфиловцев — солдат из сформированной в Алма-Ате дивизии, стоявших насмерть в 1941 году при обороне Москвы. Но есть ещё масса самоотверженных поступков казахов в годы Великой Отечественной войны. Вот лишь некоторые примеры.
Группа красноармейцев, первыми вышедших на государственную границу СССР с фашистской Германией в 1944 году. В центре: Исмаил Жубатыров
Старший сержант Исмаил Жубатыров вошёл в группу бойцов Красной армии, которые первыми в истории Великой Отечественной войны вышли к рубежам СССР и пересекли границу фашистской Германии. Он погиб смертью храбрых при штурме восточно-прусского города Ширвиндт 17 октября 1944 года.
Лейтенант Рахимжан Кошкарбаев 30 апреля 1945 года во время штурма Берлина первым водрузил красное знамя на фасаде рейхстага. Награда нашла героя только спустя полвека, когда ему посмертно было присвоена высшая степень отличия — звание «Народный Герой Казахстана».
Первой казахской женщиной, которой было присвоено звание Герой Советского Союза, стала пулемётчица 21-летняя Мансия Маметова, которая, будучи тяжело раненой осколком в голову, уничтожила из пулемёта 70 фашистов под Псковом.
«Бессмертный полк» в Казахстане. Иллюстрация: sputniknews.kz
Сегодня казахстанцы берегут и чтят подвиги своих дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, и сотни тысяч людей в шествиях «Бессмертного полка» тому подтверждение. Для меня ясно как день, что именно общая историческая память наших народов и стран, равно как политика взаимного доверия и равноправного партнёрства, являются критериями для помощи в трудное время. Странно, что этой очевидности не замечают некоторые эксперты.