Общество 07.02.18 13:04

За вами едет польский «воронок»

Отныне вам лучше не ездить в Польшу, если в соцсетях или на форуме вы используете словосочетание «польский концентрационный лагерь». Вам будет грозить до 3 лет тюрьмы

За вами едет польский «воронок»

Новая страница польской международной политики

Польское правительство, похоже, решило вновь заявить о себе. Международный скандал вокруг принятия Польшей так называемого «Закона о холокосте»,  который, прежде всего, запрещает гражданам любой страны утверждать о причастности поляков к холокосту, а если конкретнее, то использовать словосочетание «польские концлагеря», а любого нарушителя в Польше могут привлечь к уголовной ответственности с наказанием в виде тюремного заключения до трёх лет либо крупного штрафа, ничем другим не закончится, кроме как ухудшением отношений с несколькими, как минимум, государствами мира. Прежде всего, безусловно, это Израиль. Глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что уже дал распоряжение послу выразить жесткую позицию против этого закона.

«Историю не изменить, холокост отрицать нельзя», — завил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Его поддержали министр финансов Моше Кахлон, министр просвещения Нафтали Беннет и министр юстиции Аелет Шакед. Израильских политиков возмутил не столько правовой момент, сколько сама попытка отрицать участие поляков в холокосте вопреки историческим фактам.

«Речь идёт о попытке переписать историю и снять ответственность с польского народа. Многие поляки, как и украинцы, и венгры, и другие народы, помогали немцам с большим энтузиазмом. Польскому правительству следует не уклоняться, а взять на себя ответственность за многочисленные убийства, даже при том, что лагеря смерти на территории Польши действительно были немецкими», — отметил министр юстиции Аелет Шакед.

Польское правительство в ответ заявило, что не собирается ничего менять и ускорило работу над законопроектом, а премьер Польши Матеуш Моравецкий выступил с видеообращением, в котором прокомментировал принятие в стране «закона о Холокосте», который необходим для «борьбы с фальсификацией истории».

Более того, польские власти отказались принять в Варшаве  министра образования Израиля Нафтали Беннет за его критику польского законопроекта, о чем он и сообщил в Facebook. Накануне Израиль после принятия польским сенатом «закона о Холокосте» отменил визит главы главы Бюро национальной безопасности Польши Павла Солоха.

Польша пошла и на конфликт с США. За несколько часов до принятия закона, пишет NEWSru.com к властям Польши обратился Государственный департамент США. Американские власти предупредили, что принятие закона может повлечь за собой последствия для отношений Варшавы и Вашингтона.

«История Холокоста болезненна и сложна. Мы понимаем, что такие фразы, как «польские лагеря смерти», некорректны, вводят в заблуждение и наносят вред. Вместе с тем мы обеспокоены тем, что этот законопроект может подорвать свободу слова и научный обмен мнениями. Мы все должны быть внимательны с тем, чтобы не препятствовать обсуждению и комментированию Холокоста. Мы также обеспокоены последствиями этого законопроекта для стратегических интересов Польши и отношений с государствами, в том числе с США и Израилем. Разногласия, которые могут возникнуть между нашими союзниками, будут играть на руку лишь нашим противникам», — заявили в американском внешнеполитическом ведомстве (цитата по ТАСС).

С критикой инициативы польского правительства также выступили председатель Европейского совета и бывший премьер Польши Дональд Туск, а бывший польский лидер Александр Квасьневский заявил, что президент Польши Анджей Дуда обязан убедить партнеров в ненужности этого закона. «Если ему удастся это объяснить, следует наложить на него вето и отказаться от него», - подчеркнул экс-президент. С аналогичным призывом использовать президентское право вето выступила крупнейшая в Польше оппозиционная партия «Гражданская платформа». В то же время Квасьневский посетовал, что такой вариант развития событий маловероятен, поскольку закон разработан правящей в республике партией «Закон и справедливость». «Там голоса рассудка нет, и, боюсь, президент не станет тем, кто вернет нормальное положение вещей в этом вопросе», - приводит NEWSru.com слова бывшего главы польского государства.

Кремль пока не готов дать оценку. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, позиция Москвы будет сформулирована после детального изучения ситуации.

История, а точнее «исторические скелеты» – та тема, которую польские руководители периодически вытаскивают для того, чтобы заявить о себе в мировой политике, называя это сохранением «доброго имени Польши». Так, новый президент Анджей Дудка, ставленник партии открытого русофоба Ярослава Качинского «Право и Справедливость» (PiS) 2 февраля 2016 года на заседании Совета национального развития четко сформулировал концепцию подхода к мировой политике официальной Варшавы: «Историческая политика польского государства должна быть элементом нашей позиции на международной арене. Она обязательно должна быть наступательной». Вот наступление и началось.

За что 3 года тюрьмы

«Закон о холокосте», который 1 февраля был одобрен правительством Польши и ждет подписания Анджеем Дудкой после того, как его проверят на соответствие польской Конституции, точнее ст. 54, в которой говорится о свободе выражать свои взгляды, был написан польским министром юстиции, считающим, что такой закон поможет более эффективно защищать «историческую правду» и «доброе имя Польши».


Анджей Дуда готов подписать закон

Согласно законопроекту, как только он вступит в силу, любой, написавший на каком-нибудь форуме или социальной сети о причастности Польши к холокосту, очутившись на территории Польши, будет рисковать свободой. При этом никто не будет извещать нарушителя заранее, что польская прокуратура завела на него дело и выдала ордер на арест.

Однако начнем  с самого термина «польские лагеря смерти». Именно за использование этого термина или еще «польский концлагерь» теперь, согласно новому закону, грозит тюремный срок в 3 года.

Любопытно, но история появления этого словосочетания связана с именем польского праведника мира Яна Карского (Ян Ромуальд Козелевский), активного участника польского антифашистского сопротивления, ставшего в 1954 году гражданином США, а в 1994 году почетным гражданином Израиля, который в 1944 году опубликовал «Кольеровском еженедельнике» (ColliersWeekly) статью под названием «Польский лагерь смерти». Карский рассказал в статье, что, переодевшись немецким солдатом, он тайно посетил гетто в Избице Любельской, откуда евреев, цыган и других направляли в нацистские лагеря смерти «Белжец» и «Собибор» для уничтожения. После этого Карский написал книгу «Курьер из Польши: История тайного государства» («Courier from Poland: Story of a Secret State»), из которой мир впервые узнал о массовом истреблении евреев на территории Польского государства.


Благодаря Карскому в течение более 70 лет после Второй мировой войны словосочетание «польский лагерь смерти» всегда понимался как нацистский лагерь смерти, расположенный на территории Польши. Собственно так этот термин объясняет и «Википедия» , и школьные учебники, а соответственно его используют СМИ и общественные деятели.

Отметим, что современные немцы не снимают ответственности за концлагеря, которые создали их предшественники на территории Польши. Так, глава МИД Германии поддержал закон Варшавы «о холокосте». Зигмар Габриэль заявил, что вина за концлагеря лежит только на немцах.

«Нет ни малейшего сомнения, кто несет ответственность за лагеря смерти, кто их построил и кто убил миллионы европейских евреев — а именно немцы», — сказал Габриэль. Он отметил, что это «организованное массовое уничтожение». По его словам, оно «происходило» от Германии и «ни от кого другого». «Отдельные коллаборационисты ничего не меняют в этом факте», — сказал глава немецкого МИД.

Но польское правительство продолжает наступать.

«Скелеты в шкафу»

У современного решения исторического вопроса есть своя предыстория, где свою роль сыграли «оговорочки» мировых политиков, о чем напомнил  публицист Владислав Швед, известный статьей «Ложь и правда Катыни» , опубликованной в 2012 году в газете «Спецназ России». Дело в том, что в 2012 году Барак Обама, бывший тогда президентом США, посмертно наградил Яна Карского, умершего в 2000 году, Президентской медалью Свободы и в своей речи произнес словосочетание «польские лагеря смерти». Польша тогда возмутилась и потребовала извинений, так как словосочетание бросало тень на польскую историю. Далее в 2016 году Польшу посетил Папа Римский Франциск. Он встретился с единственной родившейся и выжившей в концентрационном лагере Аушвиц (Освенцим) женщиной, и в разговоре назвал ее местом рождения «польский концентрационный лагерь Аушвиц». Польша снова возмутилась. И началась работа по созданию скандального ныне законопроекта.

И вот здесь стоит вспомнить один исторический факт, который, вероятно, польские политики никак не хотят сохранять в своей истории. Речь о сети концентрационных лагерей для военнопленных красноармейцев, захваченных в годы польско-советской войны 1919-1920 гг. 


Эти концлагеря действовали в Польше в 1919-1922 гг. Историки считают, что именно эти лагеря стали своеобразной предтечей нацистских лагерей, а министр культуры России Владимир Мединский в свое время выступил с инициативой сбора средств на памятник красноармейцам, погибшим в польских концлагерях в 1920-1921 годах, после чего началась нашумевшая взаимная высылка дипломатов нон грата из Варшавы и Москвы.

Владислав Швед в своей статье «Скелет в польском шкафу» , который назвал ликбезом для польских дипломатов, напомнил документально подтвержденный факт, что  специалисты Технической комиссии Польского Красного Креста участвовали в нацистской эксгумации в Катыни с апреля по июнь 1943 г., выполняя, по выражению министра нацистской пропаганды и главного фальсификатора катынского преступления Й. Геббельса, роль «объективных» свидетелей.

А в период 2000–2004 гг., продолжает Швед, российскими и польскими историками, в соответствии с Соглашением Росархива и Генеральной дирекции государственных архивов Польши, подписанным 4 декабря 2000 г., был подготовлен сборник документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919–1922 г.» Так вот, продолжает эксперт, в этом сборнике представлен документ № 72, именуемый «Временная инструкция для концентрационных лагерей военнопленных, утвержденная Верховным командованием Войска Польского», и приводит цитату из документа:

«…Вслед за приказами Верховного командования № 2800/III от 18.IV.1920, № 17000/IV от 18.IV.1920, № 16019/II, а также 6675/San. издается временная инструкция для концентрационных лагерей… Лагеря для большевистских пленных, которые должны быть созданы по приказу Верховного командования Войска Польского № 17000/IV в Звягеле и Плоскирове, а затем Житомире, Коростене и Баре, носят название «Концентрационный лагерь для военнопленных №…».

Владислав Швед приводит достаточно доказательств того, что жизнь военнопленных красноармейцев в польских лагерях весьма напоминала зверства нацистов в Освенцим-Биркенау.

Да и как быть с воспоминаниями узников Освенцима-Биркенау Ота Крауса (№ 73046) и Эриха Кулки (№ 73043), которые они опубликовали в своей книге «Фабрика смерти» (М.: Госполитиздат, 1960)?

Приведем только одно из доказательств Владислава Шведа: в нацистских, так и в польских лагерях избиение военнопленных было обычным явлением. Так, в документе № 334 отмечалось, что в лагере Стшалково «до настоящего времени происходят надругательства над личностью пленных. Избиения военнопленных составляют постоянное явление…». Получается, что жестокие избиения военнопленных в лагере Стшалково практиковались ещё с 1919 по 1922 гг. Это подтверждается  еще одним документом под № 44: «Отношение Минвоендел Польши Верховному командованию ВП по поводу статьи из газеты «Курьер новы» по поводу издевательств над дезертировавшими из Красной Армии латышами с препроводительной запиской Минвоендел Польши Верховному командованию» (16 января 1920 г.). В нем говорится, что латышей по прибытию в лагерь Стшалково (видимо, осенью 1919 г.), сначала ограбили, оставив их в одном белье, а затем каждый из них получил по 50 ударов розгой из колючей проволоки. Более десяти латышей умерли от заражения крови, а двоих расстреляли без суда и следствия.

Ответственными за это варварство были начальник лагеря капитан Вагнер и его помощник поручик Малиновский, отличавшейся изощренной жестокостью.

Также Швед упоминает еще о двух лагерях: белорусской «Березы-Картузской» и украинской «Бялы Подляски», которые были созданы в 1934 году по решению польского диктатора Юзефа Пилсудского, как средство расправы с белорусами и украинцами, протестовавшими против польского оккупационного режима 1920–1939 гг. Хотя они и не назывались концентрационными, но кое в чем они превзошли нацистские концлагеря, пишет публицист.

Швед ссылается на газету «Rzeczpospolita», которая в 1925 году писала: «…Если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь».

В том же году известный польский публицист Адольф Невчинский, отмечает Швед, на страницах газеты «Слово» заявлял, что с белорусами нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц... это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии»…

Опасный рикошет

Как отмечает историк, генеральный директор фонда «Историческая память» Александр Дюков, «нет никакого сомнения, что многие поляки участвовали в уничтожении евреев во время оккупации Польши нацистской Германией». И продолжает: «При всём том мне неизвестен ни один нормативный документ польского Союза вооружённой борьбы или Армии Крайовой или эмигрантского зарубежного правительства Польши, которые предписывали бы осуществлять убийства евреев по этническому принципу. В то время как подобные документы у бандеровцев и литовских нацистов хорошо известны и опубликованы. Вне всякого сомнения, Польша именно как государство не несёт на себе ответственности за Холокост». При этом историк считает, что новый закон несет в себе опасность. Прежде всего, для историков, которые хотят докопаться до истины и объективно изучающих тему холокоста. В частности, польского историка Яна Томаша Гросса,  написавшего книгу «Золотая жатва», недавно переведённую на русский язык, посвящённую вопросу холокоста в Польше.  

Правда, согласно проекту закона, от уголовного наказания будут освобождены ученые и деятели культуры. Дождемся поправок.

Однако стоит обратить внимание на то, в какой момент принимается закон и как он отражает демократические и правовые ценности. Об этом, в частности, говорит еврокомиссар Пьер Московиси: «Европейская комиссия рассматривает защиту понятия правового государства как священную обязанность. А также считает, что недопустимо жертвовать этим понятием во имя сохранения единства [страны]». «Считаю, что данный закон лишь подтверждает, что приоритетом нынешних польских властей отнюдь не является соблюдение данных ценностей. Потому что наши ценности основываются на нашей истории, а в центре ее находится именно трагедия Холокоста», - добавил он. «Необходимо принять все меры к тому, чтобы Холокост не повторился». Он выразил мнение, что «страна, которая на основе принятия закона пытается отвергать собственную историю, рискует сделать и следующий шаг, отрицая Холокост».

Со своей стороны, пишет на страницах Le Monde французский журналист Пьер Бувье (Pierre Bouvier), «Вашингтон пост» отмечает неудачно выбранный момент принятия закона: в  день 73-ей годовщины освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау и накануне Международного дня, посвященного памяти жертв Холокоста. Об этом же пишет «Нью-Йорк таймс», которая находит выбранную дату «несвоевременной». Журналист приводит также слова Халины Биренбаум, оставшейся в живых жертвы Холокоста, которая сказала, что этот закон основывается главным образом на «непонимании еврейской трагедии». Она добавила, что поляки не были частью нацистского репрессивного аппарата: «Евреи, как еврейская полиция в гетто, сделали ужасные вещи и отправляли жертв в Треблинку. Но поляки помогли, они участвовали в убийствах».

В общем, польские коллаборационисты – часть польской истории. От чего тогда открещиваться?

Украинский вопрос

Также законопроект предусматривает уголовную ответственность за пропаганду идеологии украинских националистов и отрицание их преступлений против поляков в годы Второй мировой войны, в том числе за отрицание так называемой Волынской резни, устроенной бандеровцами. Напомним, в 1943 году бойцы запрещенной в России Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА) принимали участие в уничтожении польского гражданского населения, когда погибло более 100 тысяч поляков. В 2016 году польский Сейм признал эти убийства геноцидом. Отрицать исторический факт бесполезно, но  Украина пожаловалась на «одностороннюю трактовку исторических событий». Министр иностранных дел Украины в своем заявлении сказал, что Польша продолжает политизировать «трагические страницы совместного исторического прошлого».

6 февраля с официальным заявлением по поводу закона выступила и Верховная рада Украины, о чем, в частности, рассказал РБК. По мнению украинских депутатов, закон «открывает путь к манипуляциям и усилению антиукраинских тенденций в польском обществе». «Верховная рада Украины категорически не приемлет и отвергает политику двойных стандартов и навязывание идей коллективной ответственности украинского народа, а также попытки польской стороны приравнять действия всех борцов за независимость Украины к преступлениям двух тоталитарных режимов ХХ века — нацистского и коммунистического», — говорится в заявлении.

Оценивая украинский аспект нового закона, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко сказал в интервью «АиФ», отвечая на вопрос, чем грозит новый закон украинцам и украинскому государству в целом: «Отдельным украинцам — ничем. Если они будут соблюдать этот закон, когда будут ездить на заработки в Польшу, то всё у них будет в порядке. Очевидно, что он был принят, в том числе, и потому, что украинцы, посещавшие Польшу, вели себя несколько неадекватно, без учета взглядов поляков на бандеровщину. Им казалось, что если они сами любят Бандеру, то его должны любить и по всему миру. Поэтому поляки были вынуждены прибегнуть к помощи закона, чтобы показать — у свободы слова и свободы совести тоже есть пределы». «Что касается собственно Украины, то для нее это продолжение начавшейся не вчера дипломатической изоляции. Изначально было понятно, что всё к этому придёт. Не для всех Бандера герой, для многих он наоборот преступник, причем опаснейший», - отметил политолог.

Вероятно, учитывая большой приток в Польшу гастарбайтеров из Украины, в которых Польша, в общем-то, заинтересована, новый закон может привести к тому, что часть украинцев окажется за решеткой и будут работать на Польшу, но уже в другом качестве.  Парламентарии Украины заявляют, что готовы внести законопроект о санкциях против Польши.

Политолог Ростислав Ищенко говорит: «Складывается впечатление, что бывшие восточноевропейские друзья стали просто добивать Украину. Они ближе к ней находятся и лучше осознают, что там происходит, чем те же самые немцы или французы. Поляки, венгры и румыны не так ангажированы, как американцы. Они просто поняли, что «корова дохнет, пора делить». И уже приступили к дележке».

Вместо эпилога

К истории вообще нужно подходить деликатно, но есть темы, требующие этой деликатности в разы больше.  Очень хочется верить в благоразумие. В данном вопросе – со стороны всех: и поляков, и украинцев, и евреев, и американцев, и русских. Уже пора принять прошлое таким, каким оно было, чтобы оно перестало преследовать настоящее и не рикошетило на будущее. А эксплуатация прошлого в политике  вряд ли приведет к чему-то хорошему. Что, похоже, и происходит.

Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизоваться через:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Мы в соцсетях

Новости партнеров