Надвигающиеся выборы в российский парламент заставляют всех нынешних обладателей заветных мандатов задуматься о продлении дней своего политического существования. Не миновала сия чаша и депутата-петербуржца Александра Афанасьева. В 1999 году Александр Михайлович избирался по списку КПРФ. Однако времена изменились, и, говорят, на думских выборах 2003 года Александр Афанасьев собирается примкнуть уже к "Единой России". По слухам, на прошедших выборах в Законодательное собрание Афанасьев финансировал ряд депутатов как патриотической, так и "единоросской" принадлежности.
Впрочем, в нашем городе Александр Афанасьев больше известен не столько своей партийной работой, сколько скандалами в области здравоохранения. В 1990 году он возглавил компанию "Фармакор", которая ныне владеет самой широкой сетью аптек в Петербурге. Буквально с первого дня своего существования "Фармакор" попал в число фирм, осуществляющих поставки в наш город лекарств за счет средств бюджета. Но поистине фантастического расцвета эта компания достигла в 1994 году. Именно тогда в Петербурге была создана Центральная фармацевтическая база, которая отвечала за централизованное обеспечение медикаментами льготных категорий граждан. Руководить базой назначили Александра Афанасьева, а самые крупные поставки осуществлялись именно через "Фармакор".
Создание централизованной базы было призвано стабилизировать ситуацию с распространением льготных лекарств в Петербурге. В то время бюджетных денег по этой статье выделялось в три раза меньше, чем требовалось. Самостоятельно закрыть "недодачу" аптеки не могли. ЦФБ в какой-то мере ситуацию выправила, хотя и весьма нетривиальным путем - посредством хищения бюджетных средств. В конце 1995 года многочисленные проверки показали, что на пути следования лекарств от заводов-изготовителей до аптек их цена возрастала в несколько раз. Последовал ряд громких отставок, но глава ЦФБ Александр Афанасьев почему-то остался вне внимания компетентных органов.
В 1999 году Афанасьев собрался укрепить свое положение мандатом депутата Госдумы. Ради такого дела бизнесмен решил спешно стать коммунистом. Познакомился с местным лидером Юрием Беловым, подружился, получил достойное место в региональном списке. (В прессе писали, что Белов решил двинуть в Думу молодежь, но, как говорят, дело было не в прогрессивности питерского коммуниста, а в щедром взносе бизнесмена в партийную кассу, которая, по слухам, потяжелела на $400 тыс.)
В Госдуме Александр Афанасьев не забыл своей фармакологической специализации. Он возглавляет подкомитет по организации фармацевтической деятельности и лекарственному обеспечению. Одним из вердиктов упомянутого подкомитета стало решение о передаче лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности в компетенцию Минздрава РФ, при котором были созданы специальные комиссии. Самое интересное, что если по всей стране такие комиссии организованы на базе местных органов исполнительной власти, то для Петербурга ни с того ни с сего была предложена особая схема. Права на работу с медикаментами должна выдавать подкомиссия по лицензированию фармацевтической деятельности по Санкт-Петербургу. Понятно, что в состав этой структуры вошли главным образом бывшие сотрудники ЗАО "Фармакор"...
По мнению участников рынка, не связанных с фирмой Афанасьева, с момента своего появления лицензионная подкомиссия всячески препятствует их работе, в то время как к "Фармакору" у нее претензий нет. Так, подкомиссия лишила права на работу с наркосодержащими препаратами государственную аптечную сеть "Александр-Фармацевтика". Ряд государственных аптек поставлены на грань банкротства. Главным образом препятствия чинятся тем организациям, деятельность которых связана с лечением наркомании. В частности, с серьезными трудностями при продлении лицензий столкнулись "Медобслуживание", "Кредомед" и медицинский центр "Бехтерев". В последнем, кстати, Александр Афанасьев владеет значительной частью акций, что уже привело к разделению фирмы, причем лицензию на наркологическую деятельность получила структура депутата-фармацевта.
Интересно, что при лицензионной подкомиссии действует "пункт ускоренного оформления" лицензий, в котором вся процедура за небольшое вознаграждение происходит существенно быстрее. По слухам, на благо городских фармацевтов в этой конторе со странным названием "ОНО" также трудятся бывшие сотрудники "Фармакора".
Немаловажно и то, что новый порядок лицензирования фармакологических услуг сводит на нет реализацию реформы государственного аптечного сектора в Петербурге. Проект этой реформы был одобрен администрацией в середине прошлого года и подразумевает объединение убыточных государственных аптек в 5 государственных унитарных предприятий и их дальнейшую приватизацию. До момента объединения часть государственных аптек может просто не дожить.
С именем Афанасьева связывают и ряд уголовных дел, заведенных в последнее время на чиновников городской администрации. Продолжается следствие по делу бывшего начальника Управления фармацевтическими учреждениями и предприятиями Комитета по здравоохранению Петербурга Татьяны Богдановой. А ведь именно она является автором упомянутой реформы государственного аптечного сектора. Обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями в комитете считают сфабрикованными, но пока Богданова отстранена от должности, аптечная реформа стоит, а это на руку крупным частным игрокам питерского фармацевтического рынка.
Не без участия Александра Афанасьева, по мнению многих, появилось и одно из самых громких уголовных дел прошлого года против вице-губернатора, председателя Комитета по здравоохранению Анатолия Кагана. Чиновник обвиняется в халатности сразу по двум делам. В рамках так называемого "инсулинового дела" его обвиняют в нанесении ущерба городскому бюджету в размере 5,8 млн. рублей. Второе обвинение связано с закупками лекарственного препарата "Вирамун".
Оба дела были заведены по материалам проверки Комитета по здравоохранению, проведенной Контрольно-счетной палатой Петербурга. Между тем председателя КСП Дмитрия Буренина связывают давние отношения с депутатом Афанасьевым. По слухам, во время работы в Комитете по торговле Буренин тесно сотрудничал с Александром Афанасьевым и был активным сторонником создания лицензионной палаты, в которой даже успел некоторое время поработать. Напомним, что палата появилась взамен лицензионной комиссии, с председателем которой у Афанасьева не заладились отношения как раз на почве выдачи фармацевтических лицензий.
Не заладились у Афанасьева и отношения с Анатолием Каганом. Почему-то бывшему главе Комитета по здравоохранению не очень нравилась деятельность Центральной фармацевтической базы и ее руководителя, и Каган откровенно пытался ограничить участие структур Афанасьева в тендерах по закупкам лекарств для льготников, на которых и "вырос" коммунистический и медицинский магнат.
В общем, вполне понятно, что, пройдя столь нелегкий карьерный путь, Александр Афанасьев просто обязан позаботиться о своем будущем. Хотя бы для сохранения неприкосновенного статуса. А останется он "в коммунистах" или примкнет к "единороссам" - для него самого, похоже, несущественно.
Зато весьма существенно это для коммунистов, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Для них Александр Афанасьев, судя по всему, не просто влиятельный член партии, а богатый член партии. А деньги нужны всем, в том числе и борцам с капитализмом. Юрий Белов, по некоторой информации, по-прежнему поддерживает весьма тесные отношения с депутатом, который на сегодня, как говорят, в самом питерском отделении партии остался единственным "светом в окошке материального благополучия".
Сам лидер питерских коммунистов считается пламенным борцом, стойким идеологом, настоящим большевиком. Хотя и у идеологов тоже есть семьи, родные, дети, и их одной идеологией не накормишь...
|