FLB: Как уголовные дела против «Росагролизинга» и поразительное легкомыслие партнеров Прохорова похоронили проект «народного автомобиля»
"“Автозавод ЗАО «Яровит Моторс», выступавший партнером бизнесмена Михаила Прохорова в создании народного гибридного “Ё-мобиля”, просят признать банкротом – к нему поданы несколько исков в арбитражные суды, - сообщает 21 апреля издание для автомобилистов “За рулем”.
Прототип «Ё-мобиля» так и не стал автомобилем
В арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области в началось рассмотрение дела о банкротстве ЗАО «Охта Моторс», до 2011 года называвшегося ЗАО «Яровит Моторс»стратегическим партнером Михаила Прохорова в проекте «ё-мобиль».
Компания, входящая в ГК «Яровит», не смогла выплатить долг в 230 млн рублейскандально известному холдингу «Росагролизинг»за срыв поставки грузовиков.
Еще в 2008 году автопроизводитель заключил с «Росагролизингом» контракт на 1,2 млрд рублей на поставку 70 самосвалов, после чего «Яровит Моторс» получил 20%-ную предоплату в размере 233 млн рублей. Как пояснили в «Росагролизинге», холдинг был вынужден отказаться от контракта, посчитав цену на самосвалы явно завышенной. В 2012 году «Росагролизинг» отсудил долг у «Яровит Моторса» в арбитражном суде Москвы, однако так и не получив денег, подал иск о его банкротстве».
«Именно проблемы «Яровита» поставили крест на мечте олигарха о народном автомобиле, - пишут в понедельник «Известия».
Иск «Росагролизинга» не единственный иск о признании банкротом партнеров Прохорова. Как выяснило издание, структурные подразделения и дочерние компании автопроизводителя также не могут оплатить даже копеечные претензии.
— «Яровит» позиционировал себя как солидное белорусско-российское предприятие, зарегистрированное в Амстердаме, которое собирает и поставляет тяжелые грузовики для крупнейших российских и зарубежных компаний, а также участвует в создании ё-мобиля, — сообщают в ООО «Интердеталь», поставлявшего на завод комплектующие для производства автомобилей. — А сейчас не может заплатить даже мелкие долги.
ООО «Интердеталь» уже два года добивается от ЗАО «Автомобильный завод «Яровит Моторс» уплаты долга в 176 тыс. рублей.
— Вначале мы пытались договориться с «Яровитом» полюбовно, а когда не получилось, подали иск в арбитражный суд, — говорят в ООО. — Дело мы выиграли, но «Яровит» все равно нам ничего не заплатил. В итоге 8 апреля 2014 года направили иск в арбитражный суд о признании «Яровита» финансово несостоятельным.
В общей сложности на ЗАО «Автомобильный завод «Яровит Моторс» уже выписано порядка 30 исполнительных листов на суммы от 9 до 200 тыс. рублей.
Между тем, согласно открытым источникам, инвестиции в создание производства «Яровит Моторс» в 2005 году составили более $40 млн. К 2009 году объем выпуска должен был достичь 1,8 тыс. авто в год. Но на эти показатели предприятие так и не вышло.
Также через люксембургскую компанию «Сити кар инвестментс» «Яровит» совместно с ОНЭКСИМом Михаила Прохорова владели акциями (49% и 51%) ООО «Ё-авто», которое занималось созданием народного автомобиля.
Первоначально запуск в серийное производство широко распиаренного ё-мобиля Прохорова был намечен на конец 2012 года. К этому времени количество онлайн-заказов на ё-мобили превышало 200 тыс. Но затем из-за якобы возникших проблем с американским подрядчиком по выпуску кузовов сроки начала производства были перенесены на 2014–2015 год. При этом общие инвестиции в проект, по заявлениям представителей ОНЭКСИМа, к концу 2013 года составляли €100 млн.
Источник издания, знакомый с ситуацией, говорит, что свернуть проект Михаила Прохорова заставили в первую очередь финансовые проблемы партнеров из «Яровита».
Первые проблемы у партнеров Михаила Прохорова начались еще в 2010 году, когда Русская лизинговая компания потребовала признать «Яровит» банкротом из-за долга в 30 млн рублей. Тогда сторонам удалось договориться в досудебном порядке, иск был отозван, но на этом неприятности у автопроизводителя не закончились.
В 2012 году Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел по фактам многомиллионных хищений бюджетных средств в Минсельхозе и «Росагролизинге». По данным следствия, несколько бизнес-партнеров экс-главы Минсельхоза Елены Скрынник, ее бывший помощник Олег Донских, а также экс-замминистра Алексей Баженов занимались махинациями с бюджетными средствами, которые выделял холдинг «Росагролизинг» на закупку техники и оборудования для нужд сельхозпредприятий.
После начала расследования новые руководители «Росагролизинга» стали расторгать сомнительные контракты, заключенные при Скрынник, и требовать возврата денег. В числе должников оказался и «Яровит Моторс».
Причем, как выяснили «Известия», контракты от «Росагролизинга» автопроизводитель получал благодаря знакомству директора «Яровит Моторс» Андрея Бирюкова с первым заместителем гендиректора «Росагролизинга»Леонида Новицкого, родного брата тогдашнего руководителя компании Елены Скрынник.
— Леонид Новицкий вместе с Бюриковым создали раллийную команду «Яровит-Росагролизинг» и решили зарабатывать для команды деньги на поставках грузовиков, — рассказывает советник генерального директора «Росагролизинга» Евгений Зеленский.
При этом первые сделки, по словам Зеленского, были заключены, когда у «Яровит Моторс» даже не было собственного опытного образца.
— В 2008 году «Росагролизинг» купил и отдал в лизинг до 15 самосвалов Gloros, заплатив за каждую машину по 7 млн рублей, что на несколько миллионов больше, чем аналогичные машины компаний «Скания» и «Вольво», — сообщает Зеленский. — Тогда же «Росагролизинг» перечислил «Яровит Моторс» 233 млн рублей, возврата которых мы добиваемся.
В феврале 2014 года по искам «Росагролизинга» в отношении «Охта Моторс», так теперь по документам стало называться ЗАО «Яровит Моторс», было введено внешнее управление. Тогда же в СМИ появилась информация о том, что Михаил Прохоров может свернуть проект создания ё-мобиля. Передача же технических разработок государству фактически совпала с началом процесса о банкротстве в отношении бизнес-партнеров олигарха».
Недавно стало известно о том, что “Онэксим” олигарха Михаила Прохорова за 1 евро передал все накопленные технологии проекта «ё-мобиль» государственному институту НАМИ.
“Инвестиционная группа «Онэксим» Михаила Прохорова передала все технологии проекта гибридного автомобиля «ё-мобиль» государственному институту НАМИ, - сообщал ранее портал «Сноб» со ссылкой на сообщение пресс-службы “Онэксим”.
Генеральный директор «Онэксим» Дмитрий Разумов объяснил передачу технологий ухудшением текущей экономической ситуации и резким падением спроса на автомобильном рынке.”
“«Онэксим» и институт НАМИ договорились о передаче наработок по «ё-мобилю» в безвозмездное пользование за символическую сумму в один евро, - писал тогда «Коммерсант», знакомый с условиями соглашения. Согласно договору, за компанией «Ё-авто» сохранится лишь бренд «Ё»».
“Российский миллиардер Михаил Прохоров, создатель проекта первого российского электромобиля под названием Ё-мобиль объяснил, почему он принял решение о приостановке проекта и рассказал, что будет с уже существующими наработками, которые хотели приобрести китайцы, - писали на минувшей неделе “Аргументы и факты”.
«Мы проанализировали автомобильный рынок, который упал на 20 процентов. Новых данных пока нет, но я предполагаю, что рынок продолжит падение. В таких условиях выходить на рынок с новым проектом – безумие. Поэтому мы приняли приостановить развитие проекта Ё-мобиля. Я долго воевал со своими коллегами, которые отвечают за принятие бизнес-решений. У нас на руках было предложение о приобретение всех наработок по Ё-мобилю, но я принял решение оставить все наработки нашему государству. Они, я уверен, будут использоваться», - заявлял бизнесмен».
“НАМИ получил права и наработки по ё-мобилю, однако продолжать работу надо проектом институт не будет. Об этом сообщил на пресс-конференции гендиректор НАМИ Максим Нагайцев, - сообщало ранее специализированное издание Ruslogistic.Ru.
Однако наработки компании «Ё-Авто» будут использоваться в иных продуктах. Речь идет о легковых автомобилях и коммерческом транспорте. В НАМИ считают, что главной ошибкой компании стало отсутствие опыта в данной сфере.
Нагайцев добавил, что все гораздо дороже и сложнее, чем было оценено с самого начала. Сама же компания «Ё-инжиниринг» продолжит работу в Минске».
Позже министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что технические решения «ё-мобиля» могут быть использованы в серийном производстве автомобилей на платформе «Кортеж».
«Сборкой внедорожников на платформе "Кортеж" (проект по разработке отечественного автомобиля для первых лиц государства) займется Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), принадлежащий компании Sollers, заявил глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, - передавало ранее агентство РБК.
"Поставлена точка в этом вопросе с точки зрения производства и разработки внедорожника. Серийный производитель Sollers на площадке УАЗа будет, используя разработанную платформу, производить внедорожники более доступного класса", - заявил министр на брифинге в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ).
В свою очередь в Sollers РБК пояснили, что ожидают получения необходимых документов для разработки технических параметров проекта.
"УАЗ - самый оптимальный партнер, наиболее подходящий по требованиям проекта, у нас есть подходящая техническая база, а также необходимые внутренние разработки, НИОКР", - подчеркнул представитель Sollers.
Мантуров особо отметил, что в серийном производстве автомобилей на платформе "Кортеж" могут быть использованы некоторые технологии из проекта "Ё-мобиль", переданного Михаилом Прохоровым в распоряжение НАМИ за символическую плату в один евро.
"Например, накопители, электронное управление мы можем использовать в серийном производстве "Кортежа", - пояснил министр».
- предприниматель, миллиардер, президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ, президент Союза биатлонистов России. С 2011 года занимается политической деятельностью.