Лондонский предел
Неоднозначные судьбы российских банкиров с одинаковым концом
«Выстрелы, прозвучавшие 20 марта на респектабельной Байнг-стрит, разом превратили Германа Горбунцова (Подробнее читайте в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Признания Германа Горбунцова», «Вместо следователей приехали киллеры» и «Лондон – не место для признаний»), банкира с неоднозначным прошлым, в героя первых полос ведущих мировых изданий. Скандал, связанный с экстрадицией в Литву другого лондонского затворника, бывшего владельца банка Snoras Владимира Антонова (Подробнее смотрите публикацию Агентства федеральных расследований FLB «Деньги Паулса скрылись под арестом в Альбионе»), остался незамеченным. Между тем фигуранты обеих историй настолько тесно связаны друг с другом, что впору расследовать их в рамках единого дела «русской банковской мафии».
Версий о возможных заказчиках покушения циркулирует много, и это неудивительно. У 45-летнего Германа Горбунцова весьма бурная биография. По данным СМИ, в 80-х годах он был осужден за разбойное нападение. В 90-х годах занялся бизнесом, став соучредителем около 40 компаний. Тогда же состоялось его знакомство с банкиром Алексеем Френкелем, признанным позже заказчиком убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова.
Карьеру финансиста бывший грабитель начал в 2002 году, став акционером и членом совета директоров Интерус-банка. Главой этого кредитного учреждения Горбунцов пробыл не слишком долго – в 2005 году Центральный банк РФ лишил Интерус-банк лицензии, как заявили сотрудники МВД, «за участие в незаконной деятельности по легализации преступных доходов». Зато к концу 2006 года он приобрел 41% акций Инкредбанка, также входящего в систему Френкеля. Тогда же его пути пересеклись с отцом и сыном Антоновыми, у которых Горбунцов выкупил контрольные пакеты банка «Интерпрогресс» и Конверсбанка-Москва (бывшего Академхимбанка).
Банкиры, как выяснилось, имели много общего. К примеру, старший Антонов и Герман Горбунцов в разное время спонсировали грозненский «Терек», напрасно пообещав руководству Чеченской Республики большие инвестиции. Также Антоновы, как и Горбунцов, не раз становились участниками криминальных скандалов. К примеру, в 2000 году был убит председатель правления принадлежащего им Академхимбанка Сергей Пономарев, в начале 2002 года СК при МВД РФ возбудил уголовное дело об отмывании средств, после чего зампред Центробанка Андрей Козлов категорически отказался принять Академхимбанк в Систему страхования вкладов.
К моменту продажи Конверсбанк-Москва оказался держателем средств одной из государственных монополий с суммой депозита около 1 млрд. долл. Но когда в 2008 году ее руководители попытались вернуть свой миллиард (держатель к тому времени был переименован в Столичный торговый банк), выяснилось, что произвести выплаты банк затрудняется. На вопрос, где деньги, Горбунцов ответить не смог. В то же время остальные активы банкира – строительная компания «Флэт и Ко», московский дворец спорта «Сокольники», хоккейный клуб «Спартак» и ряд других недостатка в средствах не испытывали. Одним из последних приобретений Горбунцова в 2008 году стал молдавский Универсалбанк, который, по версии «Московской правды», использовался для вывода денег госмонополии и дальнейшей их легализации. В орбиту скандала попал и Александр Антонов. В 2009 году на него было совершено покушение: финансист получил пять ранений, но остался жив и спешно уехал в Англию.
Между тем Герман Горбунцов, на которого в России было заведено несколько уголовных дел, получил молдавское гражданство. Некоторое время он скрывался в Молдове, а потом тоже перебрался в Лондон. В 2011 году суд арестовал акции Универсалбанка для погашения иска на 5 млрд. долл. А в феврале 2012 года власти Молдавии объявили банкира в международный розыск. Горбунцов не скрывал, что намерен попросить в Англии политическое убежище. А незадолго до происшествия он направил заявление в СК РФ, в котором изложил свою версию покушения на Александра Антонова в 2009 году. Как объяснил Горбунцов, поводом для случившегося стала его попытка вернуть106 млн. долл., которые ему задолжали Антоновы. Причем помогавшие ему чеченские авторитеты попросту «перестарались».
Семья Антоновых, перебравшаяся в Лондон, чувствовала себя неуютно: входивший в их финансовую империю литовский банк Snoras был национализирован и сейчас банкротится. Та же судьба постигла и латвийский Krajbank. Регуляторы обнаружили в них недостачу (1,42 млрд. долл. в Snoras и 210 млн. евро в Latvijas Krajbank) и обвинили Владимира Антонова и его партнера Раймондаса Баранаускаса в махинациях. Вопрос об их экстрадиции должен был решиться 22 марта, но суд перенес рассмотрение дела на июнь. Не исключено, что свою роль в этом решении сыграли и выстрелы на Байнг-стрит.
Кто именно решил расправиться с банкиром, рано или поздно установит следствие. Врагов у Германа Горбунцова было предостаточно. Британским сыщикам предстоит изучить весь список его недовольных кредиторов, обманутых партнеров и обворованных акционеров. Политическая подоплека, насколько известно, среди версий пока отсутствует. Тем не менее, рано или поздно Владимир Антонов и Герман Горбунцов заявят о своем желании остаться в «стране беглых олигархов». Логика здесь простая: только прошение о политическом убежище сможет защитить их от перспектив судебного преследования и криминальных разборок. К тому же получить его, будучи фигурантом дела о покушении и заговоре, намного проще». Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, «Независимая газета»
|