FLB: Адвокаты экс-мэра Махачкалы жалуются на то, что следствие не включило в обвинительное заключение 30 свидетелей защиты
"“Адвокаты экс-мэра Махачкалы Саида Амироважалуются на следователя, который отклонил их просьбу включить в обвинительное заключение список из 30 свидетелей защиты, чтобы они выступили на суде, - пишет 6 февраля «Московский комсомолец».
Адвокаты обвиняемых заявили, что следователь отклонил список свидетелей, пояснив это тем, что «данные свидетели не подтверждают позицию обвинения по данному уголовному делу». Защитники Амирова утверждают, что все эти свидетели опровергают версию следствия и показания главного свидетеля обвиненияМагомеда Абдулгалимова (Колхозник). Материалы уголовного дела сейчас находятся на согласовании в прокуратуре».
По мнению экспертов, действие следователя формально не нарушает закон, но зато это очень осложняет работу адвокатов. К примеру, если список свидетелей внесен в обвинительное заключение, то тогда их явку обеспечивает сам суд, в том числе и в принудительном порядке, в противном случае адвокаты сами должны обеспечивать доставку и присутствие в суде свидетелей, если их вообще суд разрешит приглашать.
“Материалы уголовного дела о терроризме против экс-мэра Махачкалы Саида Амирова и его племянника Юсупа Джапарова сейчас находятся на согласовании в прокуратуре. Незадолго до этого будущие участники судебного процесса составляли списки свидетелей, которых они планировали пригласить на заседания. Адвокаты Амирова и Джапарова включили в свой список 30 человек, которых допрашивали в рамках этого уголовного дела. Защитники утверждают, что все эти свидетели опровергают версию следствия, - пишут в сегодняшнем номере “Известия”.
— Еще на этапе ознакомления с материалами уголовного дела мы подали свой список следователю, чтобы он включил его в обвинительное заключение, однако сейчас получили от него неожиданный отказ. Он игнорировал наш список, официально объяснив свой отказ тем, что «данные свидетели не подтверждают позицию обвинения», — рассказывает изданию один из адвокатов Амирова Владимир Постанюк. — Я впервые сталкиваюсь с подобным правовым цинизмом, даже не знаю, как на это реагировать. Видимо, следователь ожидал, что мы заявим свидетелей, которые целиком подтвердят только его версию.
Сейчас адвокаты Амирова и Джапарова решают вопрос об обжаловании отказа следствия.
— Если список свидетелей внесен в обвинительное заключение, то тогда их явку обеспечивает сам суд, в том числе и в принудительном порядке. В противном случае адвокаты могут попросить суд допросить того или иного свидетеля, но обеспечивать его доставку и присутствие в суде они уже должны самостоятельно. Вот с этим и могут возникнуть серьезные проблемы, — поясняет изданию глава юридического бюро «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
По словам юриста, попытка самостоятельно доставить свидетелей на судебный процесс уже заканчивалась для некоторых российских адвокатовуголовными делами. Например, следствие расценивало покупку авиабилетов как подкуп участников процесса.
В спецслужбах считали, что Амиров мог иметь отношение к другим заказным убийствам, которые совершали участники банды Магомеда Абдулгалимова (по кличке Колхозник). Банду Колхозника подозревают в причастности к целой серии резонансных преступлений в Дагестане. Среди них — убийство Арсена Гаджибекова, главы МУП «Водоканал» Каспийска Магомедгаджи Алиева, сотрудника СК Нурлана Ашурбекова, покушении на дагестанских прокуроров Наталью Мамедкеримову и Али Сулейманова.
Силовики проверяли информацию о том, что Амиров мог быть заказчиком некоторых из этих преступлений, но под давлением его самого или людей из его окружения расследование этих дел было закрыто и остановлено.
Так, проверялась причастность Амирова к исчезновению несколько лет назад одного из студентов юридического факультета Дагестанского госуниверситета, где мэр Махачкалы числится профессором и где училась одна из его двух дочерей. Молодой человек ухаживал за дочерью Амирова, собирался сделать ей предложение, ему якобы намекнули, что его кандидатура не нравится ее отцу, но это его не остановило. Студент продолжал оказывать знаки внимания дочери Амирова, после чего внезапно пропал и его местонахождение до сих пор не известно».
24 января в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Колхозник разошелся с Амировым в ходе биллинга» говорилось: «в суд направлено уголовное дело о терроризме и покушении на управляющего Пенсионным фондом Дагестана и депутата Народного собрания республики Сагида Муртазалиева, обвиняемыми по которому проходят бывший мэр Махачкалы Саид Амиров и его племянник Юсуп Джапаров.
Однако адвокаты Амирова просят генпрокурора России Юрия Чайку обратить внимание на принципиальные противоречия между показаниями главного свидетеля обвиненияМагомеда Абдулгалимова (Колхозник), которые легли в основу дела, и имеющейся в деле справкой ФСБ, доказывающей, по мнению защиты, полную невиновность Амирова и его племянника. На этом основании адвокаты просят закрыть уголовное дело», - передавало информационное издание «Актуально».
«Адвокат экс-мэра Махачкалы и его племянника Юсупа Джапарова Владимир Постанюк сообщает, что защитники и подсудимые завершили знакомиться с материалами уголовного дела и подписали соответствующий протокол, - сообщало издание «Кавказская политика».
Амирова и Джапарова обвиняют по ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ («Приготовление к совершению террористического акта») и ч. 2 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия, совершенный группой лиц по предварительному сговору»).
С предъявленными им обвинениями подозреваемые категорически не согласны.
— Мы направили генпрокурору России Юрию Чайке ходатайство, в котором просим его просто ознакомится с билингом телефонных соединений наших подзащитных, затребованным ФСБ в рамках уголовного дела, — рассказывает Владимир Постанюк.
Он пояснил, что согласно показаниям главного свидетеля обвинения, бывшего помощника прокурора Кизляра Магомеда Абдулгалимова (Колхозник), Амиров и Джапаров собирались с помощью переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стрела-2»сбить самолет с политическим оппонентом мэра Махачкалы — управляющим Пенсионным фондом Дагестана и депутатом Народного собрания республики Сагидом Муртазалиевым».
«Колхозник утверждает, что в апреле 2012 года он приехал в Махачкалу и вместе с Джапаровым пришел на встречу с Амировым в его служебный кабинет в городскую администрацию. Там глава Махачкалы якобы рассказал ему о своих планах покушения на Муртазалиева и попросил его купить для этого ПЗРК на свои деньги, сославшись на личные финансовые трудности. Колхозник выполнил просьбу Амирова, купив у неустановленного следствием человека «Стрелу» за $150 тыс., - писали «Известия».
— Отчет ФСБ о билинге, который есть в деле, полностью опровергает версию следствия: в момент якобы общей встречи, все трое находились в разных местах: Абдулгалимов звонил и принимал звонки в Ростовской области, Амиров — в Махачкале, Джапаров — в Каспийске, — пояснил адвокат Постанюк. — Таким образом, они не могли встречаться и договариваться о покушении на Муртазалиева.
Колхозник также сообщил следствию, что вскоре после покупки ПЗРК он встретился с Муртазалиевым и рассказал ему о том, что на него готовится покушение. По версии следствия, сразу после этой встречи чиновник отказался от полетов на самолетах. Впоследствии Колхозник выдал следователям тайник с оружием в Карабудахкентском районе Дагестана, где хранилась в том числе и «Стрела».
— На очной ставке сам Муртазалиев рассказал, что никогда не встречался с Абдулгалимовым, но, как и любой другой высокопоставленный чиновник в Дагестане, не исключал покушения на свою жизнь, — добавил адвокат. — В деле есть документы, согласно которым, Муртазалиев явно не опасался покушения и активно летал на самолетах в Москву, за границу и по регионам России.
Что касается версии следствия о том, что Амиров организовал покушение на Муртазалиева, считая его своим политическим оппонентом, то, по данным адвокатов, это также не соответствует действительности. По мнению защиты, это чиновники разных «весовых категории» и Муртазалиеву было далеко до уровня, опыта, влияния и связей Амирова.
Таким образом, адвокаты Амирова и Джапарова считают, что главный свидетель обвинения противоречит сам себе, поэтому его показания не могут стать основной уголовного дела. На этом основании они просят генпрокурора закрыть дело.
Если дело всё же дойдет до суда, то пока неизвестно, где он состоится. Адвокаты полагают, что суд должен пройти по месту совершения предполагаемого преступления — в Махачкале.
— Не исключаю также, что это будет окружной военный суд, которым легче управлять, — предположил адвокат Владимир Постанюк.