FLB: Главу Росбанка, на угрозы которого жалуется заявитель Ковалев, взяли под домашний арест и «окольцевали» сомнительным тюремным гаджетом
"«Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) надела на главу Росбанка Владимира Голубкова электронный браслет. Сам топ-менеджер сейчас находится под домашним арестом по обвинению в коммерческом подкупе», - передают 20 мая Дни.Ру.
«Домашний арест главы правления Росбанка Владимира Голубкова будут контролировать при помощи электронного браслета, сообщил в понедельник агентству РИА Новости официальный представитель столичного управления ФСИН Сергей Цыганков.
"Голубков с 18 мая состоит на учете в одной из уголовно-исполнительных инспекций Москвы. Сотрудниками инспекции к нему применен электронный браслет для контроля за его перемещениями", — сказал Цыганков.
Электронный браслет напоминает обычные наручные часы, только более массивные. Носить рекомендуется на ноге, под одеждой, опыт показал, что, например, с женской руки его можно снять», - отмечает агентство.
“Пресненский суд Москвы в пятницу санкционировал домашний арест Голубкова до 16 июля. Сам Голубков ранее заявлял, что он невиновен и его задержание не связано с конфликтом топ-менеджеров Росбанка, а обвинения в его адрес являются результатом спора коммерческих организаций», - напоминает Фонтанка.Ру.
“Такое решение было принято, несмотря на то, что следствие и прокуратура заявили, что обвиняемый может скрыться, давить на свидетелей, а также иным способом воспрепятствовать проведению следственных действий”, - отмечают Дни.Ру.
Уголовное дело в отношении Голубкова и вице-президента Росбанка Татьяны Поляницыной было возбуждено 16 мая. Голубков обвиняется по статье "Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением", а Поляницына в пособничестве в совершении этого преступления. По данным следствия, глава Росбанка незаконным путем получил в 2012-2013-х годах свыше одного миллиона долларов.
В свою очередь Поляницыну, которую следствие считает пособницей обвиняемого в коммерческом подкупе Голубкова, Пресненский суд Москвы до 16 июля посадил под домашний арест. Женщина признала свою вину и активно сотрудничает со следствием. По словам адвоката Поляницыной Юрия Ельмаша, его подзащитная "участвует во всех следственных действиях, изобличая господина Голубкова в его деяниях"
Ранее, бывший депутат Мосгордумы, бизнесмен и рок-музыкант Андрей Ковалев заявил, что именно у него топ-менеджеры Росбанка вымогали 1,5 миллиона долларов. Предприниматель назвал всю эту ситуацию "историей человеческой жадности и глупости". Он уточнил, что успел передать топ-менеджерам Росбанка 1,2 миллиона долларов».
17 мая в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Уронил и имидж, и престиж» говорилось: «певец и бизнесмен Андрей Ковалев, предполагаемая жертва крупнейшего коррупционного скандала в российской банковской сфере, заявил, что в его адрес начали поступать угрозы в связи с его обвинениями в адрес банкира Владимира Голубкова. Адвокат последнего это опровергает.
"Уже поступают сигналы моим друзьям об угрозах в мой адрес, адвокат угрожал мне на очной ставке. <...> Интересовались, кто, чего, как. Друзья посоветовали мне вести себя аккуратнее", - рассказал Ковалев агентству ПРАЙМ по телефону из Саратова, где находится на гастролях.
В четверг Ковалев принял участие в очной ставке с Голубковым и его адвокатом. "Он (Голубков) отказался (разговаривать), он просто сидел. Адвокат задавал мне каверзные, ехидные вопросы и угрожал мне. Там был намек, я попросил зафиксировать это в протоколе. Я угроз не боюсь", - сказал Ковалев».
Ковалев добавил, что потрясен профессионализмом сотрудников департамента экономической безопасности МВД РФ, и добавил, что французские владельцы Росбанка должны быть благодарны ему за то, что он "вскрыл этот гнойник".
Он считает, что бизнесмены и банкиры не должны защищать Голубкова, как это сделал лидер партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров. "Он уронил ваш имидж и престиж. Не надо его защищать", - сказал Ковалев».
Ранее в интервью радио «Русская служба новостей» (РСН) Андрей Ковалев рассказал, как «Росбанк» оказывал на него «беспрецедентное давление»:
«Я был непосредственным участником этих событий. История человеческой жадности и глупости. Эти люди создали мне условия, при которых, получив кредит, я не мог от них уйти. Мне блокировали переход в другие банки. Когда подошла пора, начались скрытые угрозы отъема имущества на сумму в 5-6 больше, чем сама сумма кредита. Объявили сумму 1,5 миллиона долларов. После переговоров пришлось согласиться на их условия. 1,2 миллионов долларов я им занес. После того, как я сказал, что у меня есть денежные затруднения и не могу заплатить вовремя, началось беспрецедентное давление», — рассказал он».
“Адвокат Голубкова Дмитрий Харитонов заверил, что в ходе ставки "никто никому не угрожал". При этом, по его словам, там присутствовал другой защитник банкира - Тимофей Гриднев, - сообщало агентство РИА Новости.
По поводу "рейдерского захвата" Харитонов сказал, что в случае, когда клиент должен банку 80 миллионов долларов, банк вправе пойти в суд и требовать наложения ареста на имущество».
Между тем, скандальная ситуация вокруг самих электронных браслетов, применяемых ФСИН, по накалу страстей близка к пресловутому «делу Сердюкова».
16 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB: «На Евгению Васильеву надели «бесполезную побрякушку» говорилось: “эксперты российского НИИ космического приборостроения признали, что электронные браслеты для слежения за арестантами, на закупках которых, как считает Следственный комитет, в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) было похищено как минимум 1,3 млрд рублей, фактически не выполняют своей главной функции. Любой арестант может легко разобрать и снять с себя разработанные по заказу тюремного ведомства устройства при помощи обычных ножниц или плоскогубцев, а контролирующий его сотрудник ФСИН этого даже не заметит.
Как рассказали источники в спецслужбах, еще до возбуждения Следственным комитетом уголовного дела о миллиардных махинациях во ФСИН при закупках спецоборудования в НИИ космического приборостроения и ведущем научном подразделении МВД «Специальная техника и связь» (СТиС) были проведены две экспертизы электронных браслетов, официально известных как система электронного мониторинга за поднадзорными лицами (СЭМПЛ).
— Результаты экспертиз оказались обескураживающими, — рассказывает высокопоставленный собеседник в спецслужбах. — Выяснилось, что электронные браслеты фактически непригодны для тех целей, под которые они создавались. Я даже не понимаю, как ФСИН может с помощью этих приборов хоть как-то следить за поднадзорными лицами?
Согласно документам, эксперты провели целый ряд испытаний и почти сразу же сделали неутешительный вывод: «Объективный контроль за расположением отсутствует». Речь идет об отсутствии приема сигналов систем ГЛОНАСС и GPS.
— То есть операторы СЭМПЛ из числа сотрудников ФСИН не могут определить точное местонахождение «клиента», — поясняет собеседник.
Более того, согласно данным экспертиз, операторы даже не могут определить степень заряда аккумулятора электронного браслета. Им доступны лишь данные о напряжении в батарее. Но исходя из этого они не могут рассчитать, когда и в какой момент аккумулятор будет до конца разряжен и браслет полностью отключится.
Отдельно отмечается, что сигналы тревоги с электронного браслета или стационарного контролирующего устройства — СКУ (оно устанавливается в доме поднадзорного лица) поступают на рабочее место оператора с запозданием в 8–10 минут. При этом аппарат предусматривает обратную связь «клиента» со своими кураторами из ФСИН. Человек может в любой момент вызвать инспекторов уголовно-исполнительной инспекции (УИИ), нажав кнопку SOS. Однако, как выяснили проверяющие, для этого необходимо удерживать кнопку не менее 5 секунд.
— В чрезвычайной ситуации это может быть невозможным, — делают категорический вывод эксперты.
Также эксперты пришли к выводу, что на браслет может отрицательно влиять окружающая среда. От влаги контакты замка браслета быстро окисляются, прибор это расценивает как попытку расстегнуть замок и подает ложный сигнал тревоги. То есть с этим браслетом поднадзорный не может даже нормально мыться. Помимо этого, прибор начинает давать сбои, если в помещении температура поднимается выше комнатной.
Монтаж замка, по мнению специалистов, тоже не выдерживает никакой критики. Оказывается, закрепляется браслет не специальным инструментом, а обычными плоскогубцами.
— Причем для несанкционированного избавления от браслета не нужны никакие приспособления, достаточно перерезать ремешок обычными ножницами, — поясняют эксперты. Конструкторы запланировали, что устройство будет подавать сигнал в случае нарушения целостности ремешка, однако ремешок легко разобрать и перепаять контакты так, чтобы удлинить ремень и снять браслет.
Как только «клиент» снимает браслет и тот остается длительное время без движения, оператор по идее должен получать сигнал. Однако, как подчеркивают специалисты, такого сигнала аппаратура не передает. В ходе испытаний браслет оставался не месте в течение почти трех суток, однако ни одного сообщения об этом на пульт дежурным не пришло. Это не дает возможности понять, находится ли браслет на человеке или уже давно снят, а сам арестованный подался в бега.
Кроме того, эксперты отметили, что браслет очень неудобен. Он закрепляется на лодыжке, но носить его можно только в широких штанах или обуви с низкими голенищами. Это ограничение бьет в первую очередь по женщинам, которые любят обтягивающие брюки и узкие высокие сапоги.
Недостаточная надежность конструкции может привести, по мнению экспертов, к ложному срабатыванию или повреждению браслета без какого-либо злого умысла.
Стоит отметить, что само стационарное контролирующее устройство по принципу действия фактически ничем не отличается от сотового телефона, внутри него находится SIM-карта. Однако, как выяснили эксперты, она в приборе не фиксируется и периодически выпадает из разъема.
По данным ФСИН, сейчас в России во всех подразделениях тюремного ведомства используются 9827 электронных браслетов, в том числе в Москве — 177 браслетов. Из них 165 — для приговоренных судом к ограничению свободы, и лишь 12 приборов носят поднадзорные лица, находящиеся под домашним арестом. Самыми известными из обладателей электронных браслетов являются фигурантка уголовного дела о многомиллиардных хищениях в Минобороны Евгения Васильева и оппозиционер Сергей Удальцов, обвиняемый в организации массовых беспорядков.
Адвокаты Евгении Васильевой уже жаловались на браслет, который якобы постоянно дает ложный сигнал тревоги, связывая это с низким качеством устройства.
Напомним, что электронные браслеты производились в ведомственном предприятии ФСИН ЦИТОС. На конец прошлого года было произведено и поставлено 23,9 тыс. устройств, но использовалось менее половины из них. Сейчас по фактам нарушений при производстве браслетов и завышении на них цен СКР расследует уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Не исключено, что его фигурантами могут стать высокопоставленные сотрудники ФСИН.
Как утверждают в самом ведомстве, экспертиза качества электронных браслетов проводилась по инициативе ФСИН.
— В ходе экспертиз был выявлен ряд несоответствий заявленным требованиям, — пояснили «Известиям» в пресс-бюро ФСИН. — Следующие партии будут закупаться у других поставщиков и производителей.
В тюремном ведомстве подчеркивают, что отказываться от применения электронных браслетов никто не собирается, а те, что сейчас используются, работают без сбоев”, - писали «Известия».