«Следственный комитет намерен провести доследственную финансово-экономическую экспертизу всех контрактов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) на поставку для нужд ведомства электронных браслетов. Следователи полагают, что государство переплатило несколько сотен миллионов рублей не без помощи руководства тюремного ведомства. Контракты подписывал в том числе и тогдашний глава ФСИН Александр Реймер, поэтому вопросы будут и к нему, - пишут 27 декабря «Известия».
Поводом для интереса СКР к контрактам на электронные браслеты стала недавняя история с задержанием по обвинению в коррупции двух оперативников ФСИН. Замначальника отдела по обеспечению экономической безопасности на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС) Александр Тюрин и старший оперуполномоченный по особо важным делам этого же отдела Игорь Фоменко и два их знакомых попались на вымогательстве у руководства ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС) взятки в €2 млн.
По версии следствия, оперативникам стали известны результаты проверки ЦИТОСа, которая, как пояснили «Известиям» источники во ФСИН, проводилась еще весной этого года. Они решили на этом заработать. По результатам этой ревизии, в которой участвовали также сотрудники тех подразделений ФСИН, выяснилось — цены на электронные браслеты (система электронного мониторинга поднадзорных лиц — СЭМПЛ) для осужденных были сильно завышены. По мнению проверяющих, государство переплатило за них сотни миллионов рублей. Именно поэтому размер требуемой взятки был столь крупный.
Как утверждают информированные собеседники издания, кроме завышения цен были обнаружены и другие нарушения — например, весьма сомнительная выдача премий сотрудникам ФГУПа. Причем суммы якобы исчислялись миллионами рублей.
Однако результаты проверки, которую инициировал еще прежний директор ФСИН Александр Реймер, огласке приданы не были. Уже после скандальной отставки шефа тюремного ведомства было принято решение разорвать договор с ФГУП ЦИТОС, которое поставляло браслеты. Общая сумма контракта на 2012 год составляла порядка 900 млн рублей.
Тюрин и Фоменко решили потребовать деньги с ЦИТОСа, когда вопрос о разрыве с ним по поставкам СЭМПЛ был фактически решен. Сами оперативники успели получить лишь половину суммы — в ЦИТОСе поняли, что те никак не могут повлиять на решение вопроса о продолжении сотрудничества — его приняло высшее руководство тюремного ведомства. Поразмыслив, шефы ФГУПа «сдали» проверяющих сотрудникам ФСБ. Оперативников обвинили в мошенничестве. Их дело теперь может стать лишь предпосылкой для более масштабной проверки факта завышения цен на браслеты. Фигурантами этого дела могут стать бывшие и действующие высокопоставленные руководители ФСИН.
Работы по «своевременному развертыванию» СЭМПЛ велись по прямому указанию уже бывшего главы ФСИН Александра Реймера, а контроль им был возложен на своего заместителя Николая Криволапова. По некоторым данным, после разрыва контракта с ЦИТОСом деньги за поставку браслетов были выплачены другой компании, причем в гораздо меньшем объеме — порядка 300–320 млн рублей. Таким образом экономия ФСИН составила около 600 млн. Правда, за ЦИТОСом пока остается работа по программному и техническому обеспечению уже поставленного оборудования.
Как следует из имеющихся в распоряжении «Известий» документов, цены на электронные браслеты были установлены ФСИН России еще пару лет назад. Тогда врио начальника Главного центра информационно-технического обеспечения ведомства полковник Виктор Гончаренко подписал калькуляцию на изделия. Вскоре после этого он уволился.
Стационарный комплект (когда контролирующее устройство находится в помещении — дома у человека с браслетом) был оценен в 108 тыс. рублей, а мобильный комплект (когда осужденный носит контролирующее устройство с собой) в 128 тыс. рублей. Эти суммы вызвали недоумение у экспертов. Как отечественные, так и иностранные производители готовы были предложить подобные устройства по цене в 2–3 раза меньшей.
Все равно монополистом-поставщиком СЭМПЛ стал ЦИТОС с основным производством в Самаре. Его создали на базе другого ФГУПа тюремного ведомства — торгового дома «Вятка». И даже после преобразования ЦИТОС числился в категории компаний, основным видом деятельности которых являлась «Розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями». Причем зарегистрирован ФГУП был по московскому адресу, который один раз уже засветился в скандале с аукционом по закупке систем безопасности в 2010 году. На тот момент ЦИТОС еще даже не прошел регистрацию а Минюсте.
Между тем перечень входящего в комплект браслетов оборудования был подозрительно похож на представленный ранее (когда еще планировался аукцион) список опять же самарской фирмы НПО «МЕТА». Ее гендиректор Виктор Определенов позже стал руководителем ЦИТОСа. Кстати, Александр Реймер в Москву на высокий пост во ФСИН прибыл также именно из Самары, где возглавлял областное ГУВД.
ФСИН передал результаты проверки ЦИТОСа следователям.
— Материалы проверки направлены для принятия процессуального решения в Следственный комитет, — пояснили «Известиям» в пресс-бюро ФСИН.
Все обстоятельства с завышением цен на браслеты и ход поставок оборудования СКР намерен проверить в рамках доследственной проверки. Как признаются следователи, необходимо тщательное изучение финансовой и технической документации и назначение соответствующих сложных экспертиз. Только после этого можно будет говорить о возможной причастности к незаконному обогащению за счет государства конкретных должностных лиц ФСИН.
Технический директор пермского КБ «Хитон» Александр Корноушкин пояснил «Известиям», что после отказа ФСИН проводить конкурс на поставку браслетов в 2010 году никаких обращений со стороны ведомства к ним не поступало.
— Лишь с месяц назад к нам пришел один запрос на цены на наши браслеты. Больше никакого интереса не было, — говорит разработчик.
По его словам, «Хитон» не прекращал разработок в области СЭМПЛ и усовершенствовал те образцы, которые в 2010 году были представлены ФСИН, прошли испытания и были одобрены. Корноушкин также отметил, что их продукция находится в ценовой категории 30–35 тыс. за комплект, причем стоимость еще может быть снижена в случае поступления к ним большого контракта.
В свою очередь глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает маловероятным, что расследование многомиллионных махинаций с поставками браслетов по завышенной цене дойдет до уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников.
— Внедрение браслетов — широко разрекламированный долгоиграющий проект, проходивший согласование во многих ведомствах. Думаю, что глубоко копать не будут. Новый скандал никому не нужен — пока не могут разобраться с уже разразившимися, — полагает эксперт.
Он особо отметил, что >b>даже сумма взятки, которую вымогали оперативники ФСИН, о многом говорит — это 10% от примерной суммы нарушений, что уже фактически стало средним тарифом в подобной ситуации вне зависимости от ведомственной принадлежности».
16 июля в публикации «Деяния Реймера под аудитом» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), где недавно сменился руководитель, временно приостановила масштабные закупки новой аппаратуры. В ведомстве начался внутренний аудит по ранее заключенным многомиллионным контрактам, которые уже становились причиной коррупционных скандалов. Проверяющих особо интересуют контракты на изготовление и поставку «электронных браслетов» для осужденных, по которым государство могло переплатить сотни миллионов рублей.
Мораторий на закупки был объявлен сразу же после смены директора ФСИН. Генерал-полковник Александр Реймер, пробывший на своем посту около трех лет, в июне этого года освобожден от должности, а его место занял бывший руководитель Государственной фельдъегерской службы Геннадий Корниенко.
Источники «Известий» во ФСИН утверждают, что новый шеф сразу же решил провести внутреннюю ревизию закупок техники, оборудования, товаров, продуктов и прочего необходимого для функционирования огромного хозяйства.
При Реймере, который был новичком в системе - пришел с поста начальника ГУВД Самарской области, ФСИН не раз сотрясали громкие коррупционные скандалы. «Известия» уже рассказывали о махинациях при закупках различной техники, в частности новейших систем охраны - комплексов интегрированных систем безопасности (ИСБ).
Это сложнейшая дорогостоящая и весьма специфическая аппаратура, которая объединяет все уровни электронной охраны и надзора за осужденными. Внутри ведомства искали виновных в закупке оборудования, которое за несколько лет так и не удалось ввести в строй, поскольку оно было поставлено в неполном объеме или оказалось неработоспособным даже в умеренных климатических условиях.
Последняя проверка по аукционам и закупкам техники проводилась после публикаций в «Известиях» и закончилась лишь за пару месяцев до смены руководства ФСИН. Сейчас с ее результатами разбираются Счетная палата и Следственный комитет.
Новой темой для расследования могут стать электронные браслеты для осужденных, которых суд приговорил к ограничению свободы и передвижений. Во ФСИН «браслеты» именуют «системой электронного мониторинга поднадзорных лиц» (СЭМПЛ). Эта тема муссируется уже давно, однако до широкого применения по зарубежному примеру дело пока не дошло, хотя на 2009-2012 годы на внедрение СЭМПЛ было выделено 4,5 млрд рублей (только в 2010 году было освоено почти 850 млн. рублей).
Саму систему стали прорабатывать в России в начале 2000-х годов по инициативе тогдашнего главы ФСИН Юрия Калинина. Первыми образцами стали израильские и английские приборы. Были предложения и от российских производителей. Например, пермское КБ «Хитон» представило свои приборы, которые прошли испытания в Воронежском и Псковских институтах ФСИН. Также были предложения от компании «Интеллектуальные системы и технологии».
- ФСИН информировал производителей, что осенью 2010 года будет проведен аукцион на поставку СЭМПЛ, но он так и не состоялся, - с горечью говорит технический директор «Хитона» Александр Корноушкин.
По его словам, никаких объяснений не было. Однако еще до утверждения параметров в техзадании и выбора производителя была утверждена спецификация на браслеты в мобильном и стационарном варианте. По словам участников аукциона, перечень был подозрительно похож на продукцию самарской фирмы ООО «НПО Мета». Правда, цены были указаны выше, чем в предложениях «Меты» или других производителей. В конце концов, единственным производителем стал специально созданный во ФСИН ФГУП «Центр инженерно-технического обспечения и связи» (ЦИТОС), а само производство налажено в его филиале в Самаре.
По данным "Известий", ЦИТОС создали на базе другого ФГУП тюремного ведомства - «Торговый дом «Вятка». И даже после преобразования ЦИТОС числился в категории компаний, основным видом деятельности которых являлась «Розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Причем зарегистрирован ФГУП был по московскому адресу, который один раз уже «засветился» в скандале с аукционом по закупке систем безопасности в 2010 году. То оборудование на 290 млн рублей с большим трудом до сих пор еще только вводится в строй. Между тем, главой ЦИТОС стал бывший гендиректор самарской «Меты».
- Стоимость поставляемых ЦИТОС «браслетов» и серверов мониторинга для региональных управлений ФСИН на порядок выше, чем рыночная у других производителей, - поясняет «Известиям» источник во ФСИН.
По его словам, по сравнению со схожей по параметрам продукцией «Хитона», которая используется в МВД, разница по закупкам 2010 года составляет около 300 млн рублей. При этом само качество изготовляемых приборов оставляет желать лучшего.
Например, эксперты отмечают большое количество ложных срабатываний приборов о якобы совершенным подназорным лицом нарушений. У сотрудников ФСИН вызывает недоумение и техническая особенность некоторых "барслетов". Например, ЦИТОС сейчас намерен выпускать «браслеты» на ногу со встроенным алкотестером, чтобы ежедневно проверять состояние подопечного. Чтобы подышать в тестер, закрепленный на лодыжке, осужденному придется проявить недюжую гуттаперчевость. Между тем, никакой закон не предусматривает для поднадзорного лица запрета на употребление спиртного. Иногда суд лишь ограничивает посещение питейных заведений, но принимать спиртное дома он не запрещает. По мнению сотрудников ФСИН, подобные технические решения созданы лишь для "накручивания" цен на продукцию ЦИТОСа» , - писали «Известия».
Также на эту тему: «Бизнес обеспечил “зонам” побег», «ФСИН пошел в перерасход», «СКР вторглось в системы безопасности ФСИН».
|