FLB: У СКР «нет претензий» экс-главе ФСИН. Он смело может последовать «примеру Сердюкова»
"«Следственный комитет России (СКР) уточнил круг фигурантов скандального уголовного дела о миллиардных хищения в рамках проекта о введении электронных браслетов для нужд Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Следствие фактически ,b>сняло претензии с экс-директора ФСИН Александра Реймера, но примеряет к этой истории ряд бывших и нынешних высокопоставленных сотрудников ведомства. Среди них есть уже бывший замглавы ФСИН генерал-майор Вячеслав Кузьмин, начальник одного из управлений ведомства генерал-майор Елена Зарембинская, а также ряд старших офицеров из управления собственной безопасности и подразделений по экономической безопасности, - пишут 18 апреля «Известия».
Как сообщили источники в спецслужбах, расследование уголовного дела о махинациях во ФСИН с системой электронного мониторинга за поднадзорными лицами (СЭМПЛ — так официально называют электронные браслеты) переведено на новый уровень: материалы дела переданы из отдела СКР по Центральному округу Москвы в специализированный отдел по расследованию особо важных дел в сфере экономики и коррупции столичного главка.
— Это связано с высоким статусом фигурантов уголовного дела, среди которых становится всё больше действующих генералов и других должностных лиц, — пояснил собеседник.
По его словам, ранее в деле фигурировали в основном бывшие сотрудники ФСИН: экс-глава тюремного ведомства генерал-полковник Александр Реймер, его заместитель Николай Криволапов. Также СКР сообщал, что подозреваемыми являются руководители подведомственного предприятия ФГУП ЦИТОС Виктор Определенов и Иван Куклев, отвечавшие за производство электронных браслетов. Однако роль последних, не имевших никаких званий, будет оценена отдельно. Им пока вменяется мошенничество. По должностным лицам, подписывавшим документы, возможно, возбудят отдельные уголовные дела, связанные со служебной деятельностью, подписанием калькуляций, контрактов на поставки.
По данным издания, в поле зрения следователей сейчас попали действующий замдиректора ФСИН генерал-лейтенант Владислав Цатуров, уже бывший зам генерал-майор Вячеслав Кузьмин, начальник управления по организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, генерал-майор Елена Зарембинская.
Фигурантами дела также стали бывший руководитель главного центра информационно-технического обеспечения полковник Виктор Гончаренко, а также ряд старших офицеров из управления собственной безопасности и подразделений по экономической безопасности оперативного управления ФСИН. Все они, по некоторым данным, имели прямое отношение к контролю за производством и поставками для нужд ФСИН электронных браслетов.
В частности, Елена Зарембинская (до прихода во ФСИН она руководила в МВД розыском без вести пропавших людей) неоднократно обращала внимание начальства на недостатки в документах по электронным браслетам. Именно ее подчиненные сейчас курируют применение СЭМПЛ. Однако Зарембинская также утверждала необходимое для ФСИН количество электронных браслетов. На конец прошлого года было произведено и поставлено 23,9 тыс. устройств, но из них использовалось менее половины. Причем у 20,9 тыс. комплектов уже истек гарантийный срок, а работа действующих вызывает много нареканий из-за низкого качества.
Бывший и действующий замы Владислав Цатуров и Вячеслав Кузьмин фигурируют в деле, поскольку оба ставили свои подписи на документах по СЭМПЛ и курировали это направление. Причем Кузьмин уже после отставки Реймера в июне прошлого года подписал в качестве исполняющего обязанности директора один из последних многомиллионных контрактов на закупку некачественной техники.
Интересно, что официальные представители СКР не раз упоминали уже бывшего главы ФСИН Александра Реймера в связи с аферами вокруг СЭМПЛ. Но, как утверждают источники газеты, подпись Реймера стоит лишь на нескольких документах, а сами материалы готовились другими людьми, входившими в его окружение.
— Прямых претензий к экс-главе ФСИН пока нет, — поясняет источник. — По примеру экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, он может объявить, что был введен в заблуждение своими подчиненными.
Как поясняет собеседник, сейчас следователи активно вызывают на допросы всех сотрудников ФСИН и бизнесменов, имевших отношение к поставкам электронных браслетов. Но основные вопросы у них имеются к Виктору Гончаренко и Николаю Криволапову — их резолюции стоят почти на всех бумагах, связанных с СЭМПЛ.
В пресс-бюро ФСИН заявили, что расследование уголовного дела было инициировано самим тюремным ведомством и оно оказывает всю необходимую помощь следственным органам.
Напомним, в конце марта 2013 года СКР возбудил уголовное дело о махинациях с поставками СЭМПЛ. Электронные браслеты поставлялись по завышенным как минимум в два раза ценам. Ущерб государства от поставки оборудования, которое к тому же оказалось недоукомплектованным и недействующим, составил более 1,3 млрд рублей».
4 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Распил» браслетов довел до оффшоров» говорилось: «как заявили в Главном следственном управлении СКР по городу Москве, в результате масштабной доследственной проверки заключения госконтрактов на закупку браслетов, в действиях должностных лиц ФСИН и сотрудников внутриведомственного ФГУП «Центр инженерно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС) установлен ряд нарушений.
В частности, «в нарушение законодательства должностные лица ФСИН отказались от проведения открытого аукциона и заключили между собой ряд государственных контрактов, действуя в интересах подконтрольного им ФГУП ЦИТОС ФСИН России с целью устранения конкурентов».
По мнению следствия, с ведома высокопоставленных сотрудников ФСИН цены на браслеты были завышены в несколько раз. Отдельно подчеркивается, что браслеты не соответствовали техническим требованием, в них отсутствовали необходимые элементы, и они не могли использоваться по назначению, поскольку информация, поступавшая с них, была ложной. В общем, это груда лома, которая «сторожила» тысячи осужденных по всей стране. Всего же, по данным следствия, было закуплено на конец прошлого года 23,9 тыс. устройств, но использовалось менее половины из них. Причем и работающие браслеты вызывали серьезные нарекания.
Информация о махинациях во ФСИН при заключении госконтрактов, в том числе и при закупке электронных браслетов, стала появляться в СМИ еще до отставки летом прошлого года прежнего директора ФСИН Александра Реймера. Это были всплывшие на поверхность отголоски закулисного скандала с расформированием Главного центра инженерно-технического обеспечения ФСИН, ключевой технической службы в системе, которая отвечает за «техническую начинку» ведомства. Шла борьба реймеровцев с остатками калининской команды (Юрий Калинин, экс-директор ФСИН). Интриги противоборствующих сторон спровоцировали ряд проверок как внутриведомственных, так и с привлечением третьих сторон, антимонопольной службы, Счетной палаты и даже Росфинмониторинга. И именно тогда Следственный комитет начал доследственную проверку, впрочем, без особой охоты, так как по материалам фсиновской проверки выходило, что сотрудники ведомства тут ни при чем, во всем виноват ФГУП ЦИТОС. Лезть же во внутриведомственные дела «коллег» особой охоты не было.
Дело так бы и закончилось ничем, если бы не результаты аудиторской проверки Счетной палаты, которая сейчас и составляет основу уголовного дела, что само по себе случай довольно редкий. Обычно проверки Счетной палаты не выходят за пределы проверяемого ведомства и в лучшем случае заканчиваются выговором или увольнением какого-либо нерадивого сотрудника.
Насколько серьезно настроены в СК, мы увидим в ближайшее время. Ведь проверка Счетной палаты проводилась только в нескольких наиболее крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Камчатка, так что следователям есть чем заняться.
Но самое интересное сейчас даже не уголовное дело в отношении фсиновских генералов, которые фигурируют в деле о браслетах. Самое интересное — это проверка Росфинмониторинга финансовой деятельности ФГУП ЦИТОС, которая проводилась еще прошлым летом. Согласно нашим источникам во ФСИН, проверка показала, что в ходе совместной деятельности ЦИТОС и ФСИН в офшоры было выведено 1,3 миллиарда рублей, а это уже преступление уровня Генпрокуратуры. Прошел почти год, а она пока молчит.
Молчат сотрудники ФСИН и по поводу того, что же все-таки теперь делать с тысячами осужденных, которые по всей России сейчас отбывают наказание дома с электронными браслетами.
А ведь электронные браслеты, далеко не единственное дело, где «отличилась» команда Александра Реймера”, - писала 4 апреля Ирина Гордиенко в «Новой газете» .