Группа депутатов Законодательного собрания Петербурга решила обратиться к своим областным коллегам. Константина Сухенко, Алексея Белоусова, Бориса Борнелинера, Аркадия Крамарева и Константина Серова чрезвычайно беспокоит проблема строительства завода по переработке алюминия в поселке Кирпичный завод во Всеволожском районе. Они считают, что даже "сама вероятность ухудшения экологической обстановки в данном районе недопустима", а потому просят парламентариев Ленобласти в безотлагательном порядке рассмотреть вопрос о придании территории Всеволожского района статуса курортной зоны.
Идея разливать во Всеволожске не только водку, но и алюминий, принадлежит известному предпринимателю Александру Сабадашу. В начале 2001 года для реализации проекта было создано ОАО "Всеволожский алюминиевый завод", единственным акционером которого стала компания Astro тех, зарегистрированная специально для этой цели в Великобритании.
Согласно представленным разработкам, в промзоне "Кирпичный завод" (ОАО "Русский дизель") предполагалось построить завод по выработке первичного алюминия мощностью 150 тысяч тонн в год. Учредитель нового ВАЗа обнародовал при этом объем инвестиций - 132 миллиона долларов, которые должны окупиться через 15 лет. Во что выльются экологические потери, никто не сосчитал.
Однако население последствия появления алюминиевой "литейки" взволновали не на шутку. Волна протестов против строительства ВАЗа оказалась настолько сильной, что от затеи пришлось отказаться. В едином строю протестующих оказались и хозяева элитных коттеджей, построенных в непосредственной близости от промзоны, и владельцы скромных окрестных дач, и "зеленые". Дело дошло до того, что даже власти послушались гласа народного. Депутаты всех уровней - собрания представителей Всеволожского района, ЗакСов Ленобласти и Петербурга - с опозданием, но все же проявили в этом вопросе редкое единодушие с избравшим их народом. И даже слухи о симпатиях губернатора Сердюкова к господину Сабадашу не повлияли на исход дела. Всем казалось, что вопрос можно закрыть.
Однако вскоре выяснилось, что успокаиваться рано. Вторая "алюминиевая" волна накатила, как весеннее половодье. С подачи все того же Сабадаша "Русский дизель", у которого пустует значительное количество производственных площадей, решил заявить не производство "крылатого металла", а всего лишь его переработку. Для реализации этой идеи "Русский дизель" и учредил свое дочернее предприятие - ООО "Всеволожский завод прокатных изделий".
Согласно проекту, ВЗПИ намеревается производить целый комплекс весьма востребованной продукции. Кроме сплавной катанки для производства современных проводов из алюминиевого сплава детище "Русского дизеля" предполагает выпускать прокатные листы для оконно-дверного профиля, а также заготовки пивных банок.
И областных законодателей идея такого производства, как выясняется, воодушевила - рабочие места, бюджетные поступления, рост экономического потенциала области, и не литейка, вроде. Но в том-то и дело, что только "вроде". Проблема в том, что ВЗПИ будет не только катать, но и лить. И еще как будет! При общей мощности в 80 тысяч тонн проката в год большую часть металла предполагается получать из первичного алюминия, который будут производить прямо на заводе. Как признаются руководители предприятия, привозного лома будет недостаточно.
Одним словом, под новой вывеской во Всеволожске собираются открыть все то же вредное производство, против которого народ уже протестовал. Подобное производство экологи относят к предприятиям 1-го класса опасности, и потому алюминиевые заводы всегда строились вдали от крупных населенных пунктов. А зона, где предполагается разместить ВЗПИ, более чем населена! Здесь расположены дома 150 тысяч жителей Всеволожска и Всеволожского района, а кроме того - дачи и участки 300 тысяч петербуржцев.
И все они будут вынуждены дышать выбросами, содержащими сернистый газ и окись углерода, на улавливание которых проектируемые очистные сооружения просто не рассчитаны. Мало того, специалисты утверждают, что система очистки от фтористого водорода не даст нужного эффекта. А ведь этот яд накапливается в природе, и ягоды с грибами в окрестных лесах очень скоро дадут об этом знать нашим внутренним органам. Не говоря уже о глиноземной пыли, которая известна как сильный аллерген. Устаревшая система очистки, которую предлагают проектанты, не сможет обеспечить должного ее уровня, убеждены специалисты.
"Возможен значительный ущерб здоровью населения, - говорят медики из НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека. - Фтористые соединения вызывают разрушение костей. В окрестностях алюминиевых заводов невозможно содержать скот - у коров выпадают зубы. В случае любой аварии последствия для здоровья людей будут необратимыми".
Эксперты предупреждают, что пострадают и уникальные природные объекты, лесопарки и пригородные леса. "Окисленные дожди, с которыми будут выпадать оксиды серы, выброшенные заводом, - говорят экологи, - уничтожат или повредят растительность в радиусе 200 км от завода".
Поэтому трудно понять спокойствие руководства Ленобласти. Неужели губернатор Сердюков не осознает, что весьма скромные экономические выгоды могут обернуться потерями, которые сейчас трудно оценить? Неужели уважаемые депутаты верят байкам о якобы "безвредном" для окружающей среды объеме производства в 48 тысяч тонн, тогда как лить менее 60 тысяч тонн первичного алюминия просто нерентабельно - электричества больше спалишь? Надо быть либо наивным, либо лукавым, чтобы принимать за чистую монету уверения коммерсантов, что они будут работать себе в убыток.
Попытку заставить областных депутатов взглянуть правде в глаза предприняли их петербургские коллеги. Придание территории Всеволожского района статуса курортной зоны действительно могло бы решить многие проблемы (в курортных зонах алюминиевые заводы не строят). Вот только захотят ли услышать областные депутаты голос петербургских парламентариев?
|