На первых заседаниях осенней сессии депутатам придется утвердить в первом чтении очередные поправки в закон, касающийся избирательной системы ("Об основных гарантиях избирательных прав граждан"). По словам главы ЦИК Александра Вешнякова, основное назначение новаций - привести избирательное законодательство в соответствие с новым законом о партиях и правоприменительной практикой. А точнее, сократить объем информации, закладываемый в протоколы избирательных комиссий, и вывести из тени участие в выборах политтехнологов.
Деятельность специалистов по "серым" и "черным" избирательным технологиям заставляет граждан сомневаться в результатах выборов. Но самое главное - сегодняшняя "правоприменительная практика" сводит на нет все усилия ЦИК поставить под контроль реальные вложения партий и политиков в избирательные кампании. Хотя Александр Вешняков вряд ли предполагает узаконить то, что имеет место, он считает, что предложенные им изменения позволят "значительно уменьшить риск коррумпированности в ходе реализации различных политических технологий".
Средства, которые ЦИК предлагает применить для "декриминализации" избирательных кампаний, заключаются в основном в следующем. PR-структуры должны уведомлять избирательные комиссии о своем участии в выборах того или иного уровня и заключать официальные договоры об оказании услуг с указанием их цены. В результате, надеется Александр Вешняков, можно будет увидеть, не превышают ли расходы партии или кандидата разрешенный законом объем затрат.
Хотя ЦИК оповестил общественность о том, что сами политтехнологи как бы одобряют предлагаемые изменения, это не совсем так. Комментируя для "МН" "вешняковский" проект, пиарщики, как правило, говорили о том, что идея как-то структурировать взаимоотношения на рынке PR-услуг вполне своевременна, однако предлагаемые меры вряд ли искоренят "криминал" в этой области. Положительная сторона нововведений заключается в том, что в каждом конкретном случае и ЦИК, и кандидаты, и PR-сообщество будут точно знать, кто именно сделал какой-либо грязный финт во время избирательной кампании. Все остальное вызывает очень серьезные сомнения. Например, все отлично понимают, что в российском бизнесе стало уже традицией указывать в контрактах "липовую" цену услуг или товаров. А доказать, что цена PR-услуг занижена, практически невозможно, потому что эти услуги состоят не только в производстве значков и листовок, затраты на которые можно довольно точно оценить.
Как говорят технологи, наиболее "криминальной" является не собственно работа в ходе избирательной кампании, а процесс получения заказов от серьезных клиентов. Здесь нововведения могут только ухудшить положение. Александр Вешняков на встрече с представителями PR-агентств клялся, что не собирается заниматься лицензированием их деятельности. Однако в определенном смысле это не что иное, как лицензирование. Вокруг ЦИК сложится узкий круг технологов, которые в основном и будут получать заказы. Дело закончится вытеснением с "политической" части рынка тех, кто оказался по той или иной причине неугодным. Добиться этого, будучи держателем информации обо всех, кто работает на выборах, несложно. А то, что эта игра стоит свеч, сомневаться не приходится из-за весьма серьезных сумм, работающих на этом рынке.
На такого рода сомнения ЦИК, естественно, ответит обычным: "Наша деятельность абсолютно прозрачна". Однако работа с бизнес-структурами имеет обыкновение быть абсолютно непрозрачной даже в тех случаях, когда она подробно регламентирована законами. И хотя Александр Вешняков, скорее всего, не предполагал одной из своих поправок создать новое поле для сомнительной деятельности чиновников, похоже, именно это и произойдет. Депутаты в пылу бюджетных битв не станут вникать в подробности документа, который к тому же будет внесен от имени президента.
|