В среду Юрий Заяц, генеральный директор Котласского ЦБК, получил уведомление о еще одном проведенном внеочередном собрании акционеров комбината. На этот раз акционеры собирались в Москве 6 июля в офисе ООО "Рамельта", занимающегося железнодорожными перевозками. Как сообщается в письме, собрание было созвано по инициативе "Рамельты", "владеющей более 10 процентами акций КЦБК". На этом собрании акционеры, владеющие тем самым уведенным у Илим Палпа 61-процентным пакетом акций КЦБК, прекратили полномочия действующего совета директоров комбината и избрали свой, возглавил который некто Афанасий Иванович Кирков. Он предложил Юрию Николаевичу передать оперативное управление предприятием.
По телефону руководство ООО "Рамельты" заявило, что никакого отношения к Котласскому ЦБК ни их фирма, ни ее владельцы, не имеют, акций КЦБК у них нет и никогда не было, собрание 6 июля они не проводили, писем Юрию Заяцу не писали, господина Киркова не знают. На вопрос - "почему тогда уведомление написано на официальном бланке вашей фирмы" - в приемной гендиректора "Рамельты" ответили: "Наверное, кто-то что-то перепутал".
Напомним, что это уже второй новоизбранный совет директоров КЦБК. 5 июля в деревне Горбунки Ленинградской области на Ломоносовской птицефабрике свое собрание акционеров КЦБК проводило "Балтийское финансовое агентство" (близкое к Банкирскому дому "Санкт-Петербург" Владимира Когана), завладевшее в июне 36 процентами акций комбината. В этот совет директоров КЦБК вошли, например, Юрий Свердлов (вице-президент Банкирского дома, двоюродный брат Когана, а также владелец Ломоносовской птицефабрики), Алексей Цыцорин и Юрий Левченко - менеджеры компании "Континенталь Менеджмент" (на 30 процентов принадлежащей "Базовому элементу" Олега Дерипаски).
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга признал это "горбунковское" собрание нелегетимным и приостановил действие всех его решений. Тем не менее, в понедельник представители нового совета директоров, в частности г-н Цыцорин попытались занять "свои места" на Котласском ЦБК. Служба безопасности комбината дальше порога новых управленцев не пустила. Визитеры ушли, но обещали вернуться со службой физической защиты. Около сотни бойцов этой службы под руководством Вячеслава Трубникова, заместителя гендиректора "Континенталь Менеджмента" (бывшего начальника главного управления угрозыска МВД РФ), все еще живут в четырех гостиницах Котласа. На комбинат, они пока не приезжали.
В Коряжме к визиту этих бойцов готовятся с конца прошлой недели. На комбинате перекрыты все основные выходы, на окнах первого этажа административного здания поставлены решетки, усилены и приведены в полную боеготовность службы безопасности. С понедельника возле проходной с утра до позднего вечера стоит в пикетах около сотни рабочих. А в среду в Коряжму вылетел Александр Апанасенко, прокурор области, чтобы на месте разобраться в ситуации и не допустить ее экстремальной развязки. Вчера Александр Николаевич вручил представителям "Континенталя" письменное ввозвание о недопустимости силовых мер в разрешении конфликта.
Как стало известно, сейчас в Коряжму съезжаются менеджеры "Континенталь Менеджмента" и "Базового элемента". Николай Макаров, президент "Континенталя" заявляет СМИ, что владельцы 61-процентного пакета акций КЦБК передали их его компании. Также г-н Макаров уверяет, что рано или поздно "континентальные" менеджеры возьмут в свои руки оперативное управление Котласским ЦБК. По сообщениям некоторых СМИ, сотрудники "Континенталя" сейчас ведут активную работу с партнерами КЦБК, пытаясь убедить их отказаться, например, от покупки продукции комбината. А вчера в Коряжму приехал Андрей Коробко, генеральный директор "Континенталь Медежмента". Сегодня он собирается прибыть на Котласский ЦБК и принять руководство комбинатом.
А 15 июля все на той же Ломоносовской фабрике в Горбунках состоится еще одно внеочередное собрание акционеров КЦБК, все с той же повесткой: прекратить полномочия действующих совета директоров и гендиректора комбината, избрать новый совет все из тех же "континетальных" и банковских лиц. Андрей Абабков, директор по правовым вопросам КЦБК, считает, что из корпоративного законодательства сделали посмешище: "Нам уже впору заводить реестр советов директоров и генеральных директоров комбината".
Котласский ЦБК сейчас ждет окончательного судебного вердикта о правомочности продажи крупного пакета акций, принадлежавших Илим Палпу, который обратился в суды Санкт-Петербурга с соответствующими исками. Судебная тяжба обещает быть долгой. Комбинат работает в обычном режиме: продукция выпускается и отправляется потребителям по графику. Не скажется конфликт, уверяют на комбинате, на выплате июньской зарплаты. Сергей Аншуков, директор по управлению персоналом КЦБК, заявил, что все необходимые перечисления уже сделаны и зарплата рабочим будет выплачена по графику.
Директор по правовым вопросам "Илим Палп" Наталья Чельцова: "Котласский ЦБК не должен открывать двери всякому, кто скажет, что вот мы теперь являемся акционерами"
Вчера в Коряжму прилетели генеральный директор "Илим Палп" Сергей Костылев и директор по правовым вопросам компании Наталья Чельцова. Они провели совещание с директоратом, где подробно рассказали о предпринимаемых мерах по восстановлению законности. Наталья Валерьевна по нашей просьбе дала интервью "Котласскому бумажнику".
- Наталья Валерьевна, хотелось бы знать последовательность действий дирекции по правовым вопросам "Илим Палп" в данной ситуации. Понятно, что отбить атаку можно только действуя в правовом поле. Что для этого предпринимается?
- Наши юристы работают сейчас по двум направлениям. Первое направление - защита. Защита - самое важное в данный момент, законные интересы акционеров и сотрудников комбината мы готовы отстаивать, что называется, до самого последнего момента. И второе направление деятельности - обжалование решений и постановлений, которые выносятся, на наш взгляд, с нарушением закона.
- Известно, что на стол президенту Путину легли документы о переделе в лесопромышленном комплексе и конкретно - о ситуации вокруг собственности компании "Илим Палп". Вы рассчитываете, что это возымеет действие?
- Да, мы писали обращение к президенту, мы излагали все события, которые произошли и происходят вокруг группы "Илим Палп". Я имею в виду не только Котласский ЦБК, но и Братсккомплексхолдинг, и ЦКК, и Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. Все они, к сожалению, были затронуты этими агрессивными действиями. В письме мы подробно изложили свою позицию, свое отношение и просили президента вмешаться, поскольку подобные действия, конечно же, нарушают инвестиционный климат в Российской Федерации. При таких обстоятельствах никакой инвестор не будет вкладывать денежные средства в российскую промышленность, так как отсутствуют гарантии прав собственности. Президент, насколько нам известно, достаточно позитивно отнесся к нашей просьбе, были даны соответствующие указания ряду министерств и ведомств, в частности, Прокуратуре РФ, Минюсту и Минэкономразвития.
- Вы рассчитываете на обратную связь?
- Да, конечно. Надеемся, эти органы проведут тщательное расследование всех событий, дадут им оценку и, хочется верить, что она будет объективной и правильной. Хотелось бы надеяться, что после этого последуют конкретные поручения министерствам.
- Вернемся немного назад: как все начиналось и как это можно расценить с точки зрения юриста?
- На самом деле история гораздо глубже, чем можно было бы описать в нашем интервью. Скажу одно: все началось с декабрьских событий (имею в виду только то, что было открыто для общественности, о чем говорилось в прессе). То есть - захват БЛПК и следующая точка отсчета - 25 апреля, когда в г. Кемерово, в двух районных судах, в один и тот же день были вынесены сразу два решения. Одно касается взыскания убытков с группы ИПЭ по исполнению инвест-программ по Котласскому ЦБК и списанию акций комбината с компании "Илим Палп". Другое касается акций Братсккомплексхолдинга и ЦКК. Замечу, что в обоих случаях была использована одна и та же схема действий, только основание другое.
- В какой стадии находится разбирательство по этим судебным решениям?
- Нами были сразу поданы жалобы в судебные инстанции, и мы ожидаем, что 15 июля коллегия, которая будет заседать в областном суде Кемерово, отменит данные решения, поскольку есть достаточно оснований полагать, что они являются незаконными. И, насколько мне известно, мы не одни в подобной оценке этих судебных актов.
- Как получается, что миноритарные акционеры (один-два человека, еще вчера не имевшие никакого отношения к тому же Котласскому ЦБК) вдруг оказываются способными, попросту говоря, заварить такую кашу? Почему это происходит?
- Безусловно, миноритарные акционеры вправе участвовать в управлении предприятием, акциями которого они владеют, безусловно, они вправе получать дивиденды. Другое дело - в своих требованиях к суду просить сменить руководство или кардинально изменять деятельность предприятия. Это не право миноритарного акционера хотя бы потому, что генерального директора назначает совет директоров или собрание акционеров - большинством голосов. То есть, миноритарий по определению не может продвинуть такое решение. Подобные решения, безусловно, могут быть заявлены только мажоритарными акционерами.
- На практике получается другое.
- К сожалению. Причем подобные действия, которые прокатились по всей России (а мы тут далеко не первые) затрагивают деятельность всего предприятия, их начинает буквально лихорадить. Не случайно в правительственные структуры, в Госдуму было много обращений о внесении изменений в действующее законодательство. Вы знаете, что в третьем чтении уже принят законопроект Арбитражно-процессуального кодекса. Будем надеяться, что в ближайшее время его одобрит Совет Федерации, и он будет подписан президентом. Тогда миноритарным акционерам придется подобные требования предъявлять уже не в районном, а в арбитражном суде. А это уже более серьезно и ответственно, потому что арбитражный суд рассматривает такие дела более внимательно, со всех сторон. И это понятно, так как крупных бюджетообразующих предприятий, которые являются социально важными и вносят в бюджет приличные деньги, не так много. И лихорадить их исками миноритариев, которые владеют от силы миллионной процентной долей уставного капитала, - просто нонсенс. Кстати, наши западные инвесторы, узнав о событиях, были шокированы. Они говорили: "У нас миноритарным акционерам просто запрещено подавать подобные иски":
К сожалению, наше законодательство это допускает. Но даже при этом я надеюсь на объективный подход судей арбитражного суда к рассмотрению дела: Теперь что касается вашего вопроса: почему так происходит? Во-первых, и это следует признать, подобный путь - достаточно простой и быстрый способ захвата предприятия. Все это давно уже поняли, поэтому, надеюсь, изменения в законодательстве вступят в силу как можно быстрей, и в конце концов прекратится агрессивный передел собственности.
- Такой вот наивный вопрос: неужели тому же г-ну Мелькину не приходило в голову, что он ввязывается в опасную авантюру, не посещали его никакие сомнения?
- Я думаю, определенные сомнения он испытывал. Другое дело, что существует много разных способов предложить человеку или же заставить его совершить тот или иной поступок. Мы не обладаем точной доказательной базой, чтобы говорить, что подвигло господина Мелькина, но я полагаю, что подспудно все прекрасно понимают, о чем идет речь.
- Почему с такой легкостью и быстротой решается вопрос в пользу миноритария?
- Сложный вопрос: Я не могу никого ни в чем подозревать, однако не секрет, что коррупция в России (говорю не применительно к нашим конкретным случаям, а вообще) достаточно сложно искоренима. И, к сожалению, пока не развиты такие механизмы, которые стимулировали бы не совершать подобные действия.
- У вас есть уверенность, что все закончится благополучно для Котласского ЦБК и корпорации?
- Я ответственно заявляю, что с юридической точки зрения из ситуации имеется выход. И, надеюсь на то, что суды достаточно объективно подойдут к рассмотрению спора - в частности, я говорю про областной суд в Кемерово. Будем надеяться, что он правильно истолкует все нарушения, которые мы описали в своей жалобе, и вынесет справедливое решение. К тому же наша ситуация сегодня поставлена на контроль силовыми ведомствами, думаю, это также возымеет действие. Есть уверенность, что при некоторых определенных обстоятельствах мы выйдем из этой ситуации.
- На 15 июля назначено еще одно собрание акционеров. Это что, очередная подстава, и сколько собраний может еще последовать?
- Ситуация на самом деле анекдотичная. Буквально полчаса назад мне сообщили о том, что поступила информация от акционерного общества, которое якобы приобрело 61% акций КЦБК, и которое тоже провело собрание. И нам прислано уведомление, что они избрали совет директоров и предлагают действующему генеральному директору КЦБК сложить свои полномочия. Полагаю, что к 15 июля, когда "ПромКонсалтИнвест", как они заявляют, по поручению своих акционеров в очередной раз созовет собрание (опять-таки в д.Горбунки) мы должны определиться в главном: а кто, собственно говоря, якобы купил этот пакет? Используя представленную возможность, хочу обратиться: уважаемые акционеры (если вы считаете себя акционерами), будьте любезны, предъявите свои права. Потому что иначе мы можем получать подобные уведомления каждую неделю. И поймите правильно: Котласский ЦБК - и я совершенно поддерживаю эту позицию - не должен открывать двери всякому, кто скажет, что вот мы теперь являемся акционерами. Давайте сядем за стол переговоров, давайте, в конце концов, пойдем в суд, который уполномочен разъяснять подобные процессы. Пусть он выяснит, кто на самом деле является акционером и кто действительно обладает такими правами. Все, кого удовлетворит решение, отойдут в сторону, а те, кого не удовлетворит, обжалуют его. В конечном счете, единственный орган в Российском государстве, который уполномочен решать подобные споры - суд.
|