Как и ожидалось специалистами, профессионалами-подводниками, ветеранами подводного флота, правительственная комиссия под руководством Ильи Клебанова пришла к нейтральному решению - лодка погибла от взрыва торпеды. В этом никто и не сомневался. Но вот от чего взорвалась торпеда, так и остается тайной. А ведь торпеда сама по себе взорваться не может, об этом я говорю с полным основанием - сам по специальности офицер-торпедист-подводник, имею богатую практику обращения с торпедами, в том числе и перекисными, которые имели гриф 53-57, в свое время был лучшим командиром БЧ-III объединения подводных лодок Северного флота, а впоследствии, уже будучи помощником командира АПЛ "К-131", пережил столкновение в Баренцевом море с английской подлодкой (октябрь 1968 г.) на глубине 60 м. Тогда англичане, ошибившись в элементах движения нашей подлодки, наехали на нас. Это было почти в том месте, где ныне погиб "Курск". К счастью, обошлось без жертв. Сам переживший подобные обстоятельства, я твердо уверен, что первопричиной катастрофы "Курска" явилось столкновение с иностранной подводной лодкой, а взрыв боезапаса довершил трагедию. Вывод правительственной комиссии о гибели "Курска" - взрыв торпеды - мягко говоря, лукавый, для успокоения общественности, а точнее - поскорее закрыть это дело и забыть... до следующего, не дай Бог. В общем, это заключение не для дела, а для галочки. По мнению опытного подводника, бывшего командующего Северным флотом адмирала флота Георгия Егорова, торпеды просто так не взрываются. Он подал докладную главкому ВМФ, чтобы в комиссию были включены профессионалы-подводники... Но, увы! Комиссия состоит только из чиновников, которые не то что не знают подводную службу, но даже не нюхали моря. А специалисты из фирмы Игоря Спасского, ясное дело, защищают свои просчеты в конструировании корабля. (В США подобные комиссии состоят из военно-морских офицеров, а возглавляют их отставные адмиралы.) Неужели ни одного члена комиссии не заставил задуматься случай, недавно произошедший на космодроме Байконур (апрель 2002 г.) - обрушение сборочного цеха. Там были повреждены емкости с воздухом высокого давления (ВВД), волна которого порушила все. А кто задумался над тем - зачем из частей 1-го отсека АПЛ "Курск" нам показали только один баллон ВВД? В надстройке легкого корпуса, в том числе и над первым отсеком, расположены связки (группы) баллонов ВВД, в каждой по 10 штук, емкостью 600 литров каждый с давлением в 400 атмосфер. Если предположить, что удар "супостата" пришелся по такой связке и она рванула, то вполне могло быть так, что от этого взрыва лодку бросило на глубину, да еще если командир производил маневр уклонения... - удар о грунт и вызвал детонацию боезапаса. Сейчас уже многие забыли, что лодка проползла некоторое расстояние по грунту, - что это такое, как не инерция от скорости, которую дал командир при уклонении. Правительственные комиссии зачастую призваны не раскрывать тайны и делать выводы, чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, а скорее наоборот - скрыть всю правду, и в их действиях больше просматривается политическая составляющая, чем истина. Приведу только два общеизвестных факта гибели наших кораблей, тайна катастроф которых не раскрыта до сих пор, и вопрос: будет ли раскрыта когда-нибудь? Гибель линкора "Новороссийск" 29 октября 1955 г. в бухте Севастополя до сих пор остается тайной, хотя по этой трагедии тоже работала правительственная комиссия. Она ответила на вопросы о причине потери кораблем непотопляемости и остойчивости, о возможности спасения корабля и команды, о виновниках гибели корабля и моряков, но необоснованно назвала первопричиной взрыва старую немецкую мину (могла ли взорваться донная неконтактная магнитная мина через 12 лет после ее постановки?). Ко всему прочему выводы засекретили. Комиссия не исключала диверсию, но почему-то эта версия так и осталась нерасследованной - не названы вероятные исполнители, способ и средства диверсии. Нет полного ответа и на гибель 7 апреля 1989 г. в Норвежском море уникальнейшей АПЛ "Комсомолец". Правительственная комиссия так и не ответила на вопрос: почему подводная лодка, всплыв в надводное положение, неожиданно затонула? Ведь ничто уже не предвещало трагедии. Значит, командир и экипаж не знали чего-то из конструктивных особенностей подлодки. А конструировали эту "уникальную" титановую лодку в конструкторском бюро, как и "Курск", Игоря Спасского, который был включен в состав правительственной комиссии по расследованию обеих трагедий. Не отсюда ли как следствие более чем обтекаемые выводы этой самой комиссии: "...и решительными действиями предотвратить ее (аварийную ситуацию. - В.К.) перерастание в катастрофическую". Уж куда как решительно действовали моряки "Комсомольца", но все равно погибли... Подобные рекомендации легко давать, сидя в мягком кресле! Это только две трагедии на море, которые стали известны благодаря СМИ, но они же внесли массу неясностей в погоне за сенсацией. Подлинные документы и факты прячутся в надежных сейфах и когда-то по чьему-то приказу уничтожаются. Так, например, в архивах сохранился единственный экземпляр доклада правительственной комиссии по расследованию обстоятельств гибели линкора "Новороссийск" и части его команды от 17 ноября 1955 г. Большая часть документов (тогда были взяты объяснительные с каждого члена экипажа, оставшегося в живых) была уничтожена уже в начале 1956 г. Подобное наблюдается и в истории с гибелью "Курска". Сегодня уже забыли, что командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов имел свою версию первопричины гибели "Курска", которая была им озвучена и в печати, и на телевидении. Но где сегодня сам Попов и следы его версии? Основной вывод, который может сделать для себя каждый честный моряк, ясности в заключении правительственной комиссии под руководством Клебанова по "Курску" мы так и не получили, а в истории российского флота появилась очередная тайна гибели корабля, покрытая туманом, которая вряд ли будет раскрыта.
|