Обстановку в городе опять декриминализируют
На днях со ссылкой на источники в МВД информагентства отправили начальника ГУВД Петербурга и области Вениамина Петухова в отставку. И хотя сам Петухов заявил, что уходит только в отпуск, большинство наблюдателей сошлись во мнении, что на посту главы ГУВД скоро появится новый человек — скорее всего, не петербуржец. Эта история вписывается в контекст отношения руководства правоохранительных органов к Петербургу.
В конце мая министр внутренних дел Борис Грызлов заявил, что МВД создало специальную оперативно-следственную группу, которая займется «декриминализацией обстановки в Санкт-Петербурге». Основной упор в своей деятельности эта спецкоманда должна сделать на топливно-энергетическом комплексе Санкт-Петербурга.
Сама по себе идея «декриминализации Петербурга» — не нова. Министр выступил с похожей речью еще год назад, вскоре после вступления в должность. Впрочем, тогда выступление оказалось неудачным — его петербургским подчиненным стало понятно, что министр «не в теме». Он говорил о «тамбовской преступной группировке», которая и терроризирует город. Однако информация главного милиционера была, видимо, почерпнута то ли из устаревших оперативных сводок, то ли из книги «Бандитский Петербург» того же года издания. Потому что всем известно, что позиции тамбовского сообщества в Петербурге серьезно подорваны и вряд ли оно может рассматриваться как основная угроза благополучию граждан.
Некоторые эксперты утверждали, что поводом для нового выступления Грызлова послужило лоббирование интересов федеральных топливных компаний — «Лукойла», «Славнефти», «Татнефти» и «Сибнефти», которые петербургские чиновники якобы не пускают на топливный рынок. Возможно, по логике руководства МВД, оперативно-следственная группа и будет охотиться на госслужащих из петербургской администрации, заподозренных в неуважительном отношении к реги-нальным интересам нефтяных олигархов. Впрочем, такой подход главы МВД вряд ли можно считать этически оправданным, поскольку милиция создана для того, чтобы ловить преступников, а не расчищать дорогу тем или иным бизнесменам. Наверное, вообще никаких спецгрупп быть не должно. Просто во всей стране, в каждом отделе милиции должны работать профессиональные и искренне желающие покончить с преступностью люди. И все.
Ни о каких специальных группах ни закон «О милиции», ни Уголовно-процессуальный кодекс, ни закон «Об оперативно-розыскной деятельности», кстати, не говорят.
Впрочем, это идеал. А в России все, как известно, делается исходя из конкретных политических интересов. Сейчас Москва (или, по крайней мере, определенные силы в федеральном центре) ведет борьбу со Смольным. В ней активно задействованы правоохранительные органы. По так называемому «ленинградскому делу» подозреваемыми проходят четыре вице-губернатора (извините, покойный Валерий Малышев уже не в счет). Хотя и неизвестно, когда эти дела дойдут до суда и дойдут ли туда вообще. Главная цель этих действий, как утверждают наблюдатели, — как Карфаген, разрушить Смольный. И пока этого не произойдет, лучшие (надо полагать) подчиненные министра Грызлова и руководителей других силовых ведомств будут направлены в спецкоманды и брошены в Петербург За ними, наверное, пошлют проверяющих, а потом проверяющих за проверяющими и следователей, наказывающих недостаточно активных коллег.
Для успешного решения в первую очередь политических вопросов, видимо, и нужен новый, не имеющий связей с Петербургом человек во главе ГУВД. Такого, уверяют, уже нашли.
|