Минувший год принес питерской милиции еще одну партию свежих потрясений. Во-первых, вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс (впрочем, с применением его на практике возникают проблемы у всех, даже у опытных адвокатов). Во-вторых, ушел в отставку Вениамин Петухов, а его кабинет занял московский варяг Михаил Ваничкин. В-третьих, год это был непростой - последний предъюбилейный. Это мы к тому, что, когда через три месяца вся мировая общественность узнает о Петербурге, то заинтересуется, конечно, не только его историей, но и нынешним положением дел. Так вот, на все вопросы о борьбе с преступностью милицейское начальство будет отвечать, сверяясь с последней итоговой статистикой, то есть за 2002-й.
Статистика, честное слово, радует. Особенно если сравнивать с Москвой. Или хотя бы с предыдущим годом. Например, не было возбуждено ни одного уголовного дела по статье "теракт". 31 взрыв, прозвучавший в Питере в прошлом году, охарактеризовали либо как "хулиганство", либо, в крайнем случае - "покушение на убийство". Об этом и многом другом в понедельник говорили на коллегии главка в ГУВД.
Судя по отчетным документам, общее число преступлений сократилось почти на четверть и составило чуть больше 103 тысяч. Эффективность профилактических мер оценивается прежде всего по числу тяжких правонарушений, а их тоже стало меньше - на 22 процента. Правда, количество разбоев осталось на прежнем уровне (ежедневные криминальные новости тому свидетельство), а вот краж заметно поубавилось.
Стоит напомнить, что одним из важнейших направлений по очистке города начальник главка Ваничкин считает "противоборство экстремизму, футбольному фанатизму" и т.д. Фанатов, правда, за последние полгода если и привлекали к ответственности, то к административной. Экстремисты тоже, по-видимому, не знали, что с ними борются, и позволяли себе то факельное шествие в центре города, то краскометание в памятники.
Другой своей задачей Ваничкин считал необходимость выбить из-под организованной преступности экономическую почву. Все это тоже, по-видимому, находится в стадии разработки. Тем не менее рядовым, еще не легализовавшимся бандитам не повезло.
29 групп, которым удалось вменить статью "бандитизм", было ликвидировано в Петербурге за прошлый год, в то время как за позапрошлый - всего 22. В то же время в городе сократилось число преступлений, совершенных с помощью огнестрельного оружия или взрывчатки. 965 пистолетов и автоматов, а также 17 гранатометов и две с половиной тысячи гранат было изъято у населения. Свое существование прекратили 14 нарколабораторий и 10 каналов поставки зелья. К тому же были раскрыты 10 заказных убийств...
Картину несколько подпортили два неслыханно жестоких ограбления - на АЗС и в магазине, - в ходе которых были застрелены шесть человек. Одно из них, правда, произошло уже в новом году, и это, кстати, не лучшая примета...
Увы и ах, но данные об общей раскрываемости преступлений так и остались за кадром. То ли еще не успели подсчитать, то ли цифры были такими, что не захотелось озвучивать. А это, что бы ни менялось, - пока что основной показатель эффективности работы милиции, так как общее снижение преступности могут записать себе в актив и педагоги, и чиновники, да мало ли кто еще.
Кстати, столь резкое падение числа зарегистрированных преступлений объяснить можно, как всегда, с двух точек зрения. Оптимистичная иллюстрирует работу профилактических служб. Можно, конечно, представить, что сразу после вступления в должность нового начальника ГУВД участковые и опера принялись обходить своих подопечных уголовников (а кого еще?) и просить их свернуть на время свою деятельность. Недаром же ходят слухи, что последние разбойные нападения и убийства совершают именно гастролеры. Известно также, что количество уличных преступлений ничуть не уменьшилось, а, наоборот, возросло, а это направление профилактировать как раз очень просто: достаточно увеличить количество патрулей и следить за тем, чтоб на улицах вечером было светло. Но и это, к сожалению, не во власти милицейского начальства. О другой классической возможности приукрасить статистику - не регистрировать заявления - даже говорить не хочется.
Милицейская коллегия закончилась, как водится, объявлением планов на текущий, 2003 год. Помимо прежних заданий: недопущение террористических актов и подрыв экономической мощи криминальных структур, милицию теперь обяжут усилить надзор за соблюдением гражданских прав и свобод всех питерцев. Конечно, для многих это внове, но наша милиция, как известно, может приноровиться к чему угодно, как те студенты, которые за ночь выучили китайский язык. Так что чисто теоретически петербуржцы могут быть спокойны: милицию обязали эти самые права соблюдать и требовать того же от других, особенно если эти факты придется фиксировать в сводках.
|