Восемнадцатого мая Владимир Путин назначил полномочных представителей президента во все семь федеральных округов: в Приволжский - Сергея Кириенко, в Сибирский - Леонида Драчевского, в Северо-Кавказский - Виктора Казанцева, в Северо-Западный - Виктора Черкесова, в Уральский - Петра Латышева, в Центральный - Георгия Полтавченко, в Дальневосточный - Константина Пуликовского.
Команда, призванная проводить политику Центра в регионах, что априори требует известного дипломатического и административного таланта, а также определенного политического веса, производит, мягко говоря, странное впечатление. В этой великолепной семерке лишь двое гражданских. И только один из них, лидер фракции "Союза правых сил" экс-премьер Сергей Кириенко, может считаться политиком федерального масштаба. Что до бывшего министра по делам СНГ Леонида Драчевского, то этот перешедший в дипломаты спортивный функционер - фигура ничем не примечательная.
Остальные пятеро - генералы. Виктор Казанцев до недавнего времени командовал Объединенной группировкой в Чечне. Константин Пуликовский руководил российскими войсками в первую чеченскую войну и прославился тем, что летом 1996 года, когда боевики захватили Грозный, потребовал, чтобы все жители покинули город за 48 часов, пообещав по истечении этого срока не оставить от столицы мятежной республики камня на камне. Виктор Черкесов, в советские времена прославившийся преследованием диссидентов, и Георгий Полтавченко - кадровые чекисты. Петр Латышев - бывший заместитель министра внутренних дел.
На первый взгляд это попытка придать вновь выстраиваемой "исполнительной вертикали" чисто армейский характер. В силовых министерствах циркулируют слухи, что все их региональные структуры: управления ФСБ, МВД, округа внутренних войск и пограничные округа - будут прямо подчинены президентским представителям. Военное ведомство тоже пребывает в некотором замешательстве, так как неизвестно, какова будет степень подчиненности командования военных округов президентским наместникам.
Если силовики попадут под начало представителей, окажутся серьезно урезаны полномочия не только губернаторов, но и свежеутвержденных глав силовых ведомств - ведь любая военная структура строится на принципах единоначалия. В этом случае административная вертикаль превратится в известную ельцинскую загогулину и об эффективном управлении как гражданскими, так и военными структурами можно будет забыть. Этого не могут не понимать чиновники, готовившие указы.
Так что скорее всего путинским генерал-наместникам силовиков в подчинение не отдадут. Между тем никем другим, в силу весьма специфического административного опыта, они командовать не могут. Легко предположить, во что выльются попытки генерал-наместников "разработать программы социально-экономического развития территорий" и "организовать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Россиийской Федерации".
Столь странным назначениям есть только одно разумное объяснение: президент просто подыскивает "теплые места" людям, перед которыми он по тем или иным причинам чувствует себя обязанным. Генерал Казанцев - одно из главных действующих лиц во второй чеченской войне, приведшей Путина в Кремль. Константин Пуликовский, который, уйдя из армии, занялся политикой, в последние месяцы руководил предвыборным штабом Путина в Краснодарском крае и обеспечил ему победу в этом ультра-красном регионе. Виктор Черкесов и Георгий Полтавченко большую часть своей карьеры прослужили в Ленинграде вместе с нынешним президентом. Петр Латышев, как утверждают, накопал в Санкт-Петербурге столько компромата на губернатора Яковлева, что теперь мэр Северной столицы будет как шелковый.
Что до Сергея Кириенко, то именно он, по слухам, предложил в 1998 году нынешнего президента на должность директора ФСБ. Кроме того, кремлевская администрация, похоже, ввела своего рода квоту в органах исполнительной власти для правых политиков. Ровно как в СССР - там определенная часть административных должностей закреплялась за представителями национальных меньшинств.
|