Отдохнув за лето от весенней горячки губернаторских выборов, Тула готовится к выборам муниципальным. До начала нынешней недели мало кто сомневался, что действующий тульский мэр Сергей Казаков имеет все шансы на то, чтобы сохранить за собой кресло главы города. Сущий, на первый взгляд, пустяк сильно поколебал уверенность местных политических наблюдателей. На южной окраине Тулы, в поселке Косая Гора произошел митинг, участники которого выступали против захвата Косогорского металлургического завода, которое под предлогом его банкротства собирались провести две компании. На банкротстве жестко настаивали тульские властные структуры, включая губернатора Василия Стародубцева. С.Казаков поддержал позицию областной администрации. И теперь, по имеющейся информации, 20 тысяч косогорцев настроены не отдавать свои голоса за действующего главу тульской администрации. "Сам себя удавил", - оценивает ситуацию ряд тульских политиков. Начиная вполне серьезно относиться к кандидатуре заместителя губернатора Николая Калинина, которую собирается выдвинуть на муниципальных выборах обладминистрация.
Из истории чугуна
В начале перестройки ведущим акционером и партнером КМЗ стала американская фирма "Trans commodities inc". С 1995 года у КМЗ накопилась задолженность перед "Trans commodities".
В кризисном 1998 году акции завода приобрела крупная московская фирма "АМЭС" (Ассоциация межотраслевого экономического сотрудничества). Генеральным директором ОАО "КМЗ" стал Вячеслав Крамской. Новый директор завода подписал "Trans commodities" вексель на сумму более $ 6,6 миллионов.
Больше года назад Сэм Кислин подал вексель к взысканию. Борьба за $ 7 миллионов длилась с переменным успехом в разных судебных инстанциях. 5-8 февраля этого года в Тульском областном арбитражном суде было рассмотрено заявление фирмы TCI о признании КМЗ банкротом. Суд заявление отклонил, дело о банкротстве на некоторый срок было прекращено.
15 июня текущего года дело о банкротстве КМЗ было передано на новое рассмотрение. 13 августа по кассации Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству процесс банкротства был приостановлен. Коллегия государственных представителей (работники налоговой инспекции, различных фондов таможенного комитета) высказала мнение, что банкротить комбинат не надо, он вполне способен самостоятельно справиться с финансовыми трудностями. И только 31 августа в кассационном суде Центрального федерального округа процедура банкротства КМЗ была окончательно прекращена. Вопреки всем попыткам губернатора Василия Стародубцева воздействовать на суд - о чем имеются соответствующие документы.
Что же заставило местные властные структуры настаивать на банкротстве предприятия, тем самым заведомо обрекая его на развал?
51-й виртуальный цех
В апреле этого года фирма "АМЭС", давно уже владелец 62 процентов акций предприятия, произвела проверку его финансово-хозяйственной деятельности. Насторожила московских хозяев КМЗ ситуация под типичным названием "не в коня корм". Корпорация поставляла заводу сырье по минимальной цене. Однако он стал работать в убыток, появились непонятные сбои в производственном процессе, долги в бюджет и главному акционеру. Совершенно неожиданно для москвичей на предприятии выявилась жуткая картина финансовых злоупотреблений и хищений. "Как мы могли об этом знать, - восклицала генеральный директор ОАО "АМЭС-Холдинг" Изабелла Мунблит. - В московский офис приезжал Захар Рубин, заместитель директора КМЗ. Успокаивал: все хорошо, трудности - временные, мы со всем справимся!"
За спиной ничего не подозревавших хозяев предприятия его усердно растаскивали по частям. Вся прибыль исчезала в бездонных карманах руководящей верхушки завода. Из числа руководителей и их доверенных лиц был сформирован некий виртуальный 51-й цех, 123 "работника" которого получали 25 процентов всего фонда заработной платы предприятия. Средняя заработная плата на КМЗ не превышала 4 тысяч рублей. В то же время финансовый директор Лужнов за положительные результаты работы завода имел 0,5 процента его чистой прибыли. Заместитель директора по производству Рубин только в январе этого года получил 445 тысяч рублей. В 1999 году годовой заработок гендиректора составлял почти 711 тысяч рублей, а за четыре месяца 2001 года - 375 тысяч 263 рубля. Зять Крамского Сергей Болезнов, занимавший должность заместителя директора по общим вопросам, получал ежегодно не менее 500 тысяч рублей.
Помимо этого, проверка выявила другие интересные "мелочи". Например, вчиненный заводу женой гендиректора иск о возмещении материального ущерба в результате прорыва трубы отопления. Размер ущерба - 228 тысяч 960 рублей. Или заключенный КМЗ договор о ремонте заводоуправления на сумму $ 800 тысяч. Реконструкция одного только туалета оценена в $ 8 тысяч. Ни результатов реконструкции, ни "крутых" туалетов проверка не обнаружила. Зато нашелся очень любопытный договор обмена. Завод за 600 тысяч рублей приобрел квартиру в элитном доме. Она была обменена на квартиру юриста завода стоимостью в 45 тысяч рублей. Согласно документам, обмен признали равноценным.
Все новые пикантные подробности гигантской "растащиловки" продолжают всплывать по сей день.
Прокуратура города завела в отношении всей руководящей верхушки КМЗ уголовное дело по статье 160 "Присвоение или растрата", т.е. хищение чужого имущества в крупных размерах. Всем косогорским любителям "пожить" за чужой счет грозит до 10 лет тюремного заключения - с конфискацией имущества или без таковой.
"Мы с тобой - одной крови!"
Невзирая на замаячивший перед ним "срок", Крамской чувствует себя абсолютно безнаказанно, непринужденно появляясь в коридорах тульского "Белого дома". Он открыто говорит о полной поддержке, которой пользуется в судебных инстанциях и на уровне областной власти.
Что показательно - перед тем, как Совет директоров ОАО "КМЗ" на внеочередном заседании уволил Крамского с должности генерального директора, "АМЭС" предлагала Вячеславу Николаевичу 1,5 миллиона "отступных". Благородно отказавшись от московского миллиона, В.Н.Крамской неоднократно подавал в суд иски о восстановлении на работе. И его несколько раз восстанавливали. Пока 30 августа этого года Привокзальный районный суд г.Тулы не отказался удовлетворить его требование.
Со стороны молоденькой судьи это было актом гражданского мужества. На митинге в поселке Косая Гора широко обнародовались факты дачи взяток, которыми Крамской покупал себе поддержку близких к губернатору лиц и тульских судей. В частности, один из акционеров КМЗ имеет на руках неопровержимые документы, подтверждающие благотворительность Крамского в отношении сильных мира сего. К примеру, дочь вице-губернатора Александра Лунева, члена совета директоров КМЗ, получила от завода квартиру в элитном доме стоимостью в 4,5 миллиона рублей.
Заместитель губернатора Виталий Богомолов, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента Сергей Харитонов, руководитель областной налоговой инспекции Валерий Реш - все эти высокопоставленные чиновники безоговорочно поддерживали Крамского. Безоговорочно и безбоязненно - потому, что за ними стоял губернатор Василий Стародубцев.
Кто шляпку спер - тот и старушку ограбил
Как ни смешно это звучит, выяснилось, что банкротство КМЗ было на руку "туалетостроителю" В.Крамскому, губернатору Тульской области Василию Стародубцеву - и еще двум крупным бизнесменам, американскому и русскому.
С Крамским все понятно. По словам директора КМЗ Ю.Ярыгина, всего за две недели власти над заводом арбитражного управляющего А.Гладкова и В.Крамского (назначенного исполнительным директором предприятия) "налево" было пущено продукции на $ 2 миллиона. Разумеется, выручка за эту продукцию в заводскую кассу не поступила. Теперь рабочие КМЗ два месяца будут сидеть без зарплаты.
Не имеется сомнений также по части интереса к КМЗ владельца "Trans commodities inc" Сэма Кислина. Вкратце это называется - "прибрать к рукам".
А русский бизнесмен-интересант - это Борис Зубицкий, депутат Госдумы. На косогорском митинге были озвучены слова, которые Б.Зубицкий якобы адресовал одному из зарубежных покупателей тульского чугуна. Экспортные поставки черного металла сейчас производят как ОАО "КМЗ", так и ОАО "Тулачермет", совладельцем которого является Евгений Борисович Зубицкий. Так вот, когда началась процедура банкротства КМЗ, Зубицкий-папа якобы произнес: скоро тульский чугун будет поставлять только одна компания - "Тулачермет".
Ну а что же тульский губернатор? Имеет хождение непроверенная информация, что Борис Зубицкий был одним из тех, кто финансировал избирательную кампанию Василия Стародубцева. Что косвенно подтверждается открытым покровительством, которое Стародубцев оказывает ""Тулачермету". Глава города Сергей Казаков поднимал сначала массу шума, когда завод в одночасье "сбросил" городу всю свою социальную сферу. Но тульскому мэру пришлось-таки смириться пред волей губернатора и молча "проглотить" нежданный "подарок".
Правда, хозяева КМЗ, руководители московских фирм "АМЭС" и "АМЭС-Холдинг" полагают, что В.Стародубцев настаивал на банкротстве, вплоть до давления на кассационный суд, из-за личной к ним неприязни. Хотел сменить собственников. Дескать, пусть будет хоть вор - да свой.
Вряд ли. Скорее всего, здесь сказывается своеобразный "кодекс чести", которого привык придерживаться тульский губернатор по отношению к своим соратникам. В данном случае - к Б.Зубицкому. В.Стародубцев никогда не бросает тех, кто когда-либо его поддерживал.
В ближайшее время это предстоит испытать на себе Николаю Калинину, "обладминистративному" кандидату в мэры. А С.Казакову вдвойне на Косой Горе не повезло. На него там и местные коммунисты обиделись - зачем сначала москвичей поддержал.
|