Вода, говорят, камень точит. В стальных монолитах образуются трещины. Летом 2001-го в ОАО "Газпром" пришла новая "петербургская" команда во главе с Алексеем Миллером, дружно вступившая в конфронтацию с прежним менеджментом. "Вяхиревцы" были вскоре вытеснены. И вскоре увиделось, что прежняя сплоченность новых хозяев Улицы Наметкина уступает место раздорам. Выходцев из города на Неве, как поговаривают, развели по разные стороны баррикад олигархи (что неудивительно) и... высокие верноподданические чувства, испытываемые некоторыми менеджерами к президенту Владимиру Путину. Что, на первый взгляд, странно.
Сибирско-Уральская Нефтегазохимическая компания (СИБУР) - гигантский конгломерат разнопрофильных предприятий с активами в $1,2 млрд. и годовой прибылью в $100 млн. - была "дочкой" "Газпрома". Через полгода после смены "вяхиревской" команды руководство СИБУРа попыталось избавиться от своего главного акционера и кредитора через дополнительную эмиссию. Доля "Газпрома" (на который приходилось $29 млн. из $49 млн. общей суммы задолженности СИБУРа) в случае удачи уменьшилась бы с 50,7 до 32 процентов.
Реакция "Газпрома" не заставила себя долго ждать: эмиссия в судебном порядке была признана недействительной, против главы СИБУРа и его заместителя было возбуждено уголовное дело, их взяли под стражу. 3 марта в интервью РТР Алексей Миллер заявил: "Ситуация такова, что восстановить контроль над СИБУРом можно только через процедуру банкротства. Никакого другого пути в настоящее время, к сожалению, нет", чем снискал похвалу даже у обычно сдержанной британской газеты "The Financial Times". По мнению авторов публикации действия руководства "Газпрома" - "это один из самых ярких на сегодняшний день признаков новой готовности администрации Президента России Владимира Путина всерьез заниматься делами о коррупции".
Однако такое развитие ситуации категорически не устраивало некоторых других кредиторов СИБУРа (долг которым в совокупности не превышает $20 млн.). Главным недовольным оказался "Альфа-банк". Его представители первыми попытались перевести долг СИБУРа под поручительства 10 предприятий, находящихся под его управлением.
Сначала "Альфа-банк" подал общий иск против СИБУРа. После того, как он был отклонен (ввиду того, что с 11 марта компания находилась под процедурой наблюдения), "Альфа-банк" сосредоточился на отдельных предприятиях. Однако вовремя поданные в местные суды общей юрисдикции иски четырех СИБУРовских компаний о незаконности договоров поручительства помешали "Альфа-банку" арестовать их имущество. 11 апреля в соответствии с действующим законодательством Московский арбитражный суд приостановил производство по искам "Альфа-банка" к этим четырем компаниям до вынесения решений по их гражданским искам.
Однако 25 марта "Газпром", вопреки здравому смыслу, официально отказался от процедуры банкротства и уведомил кредиторов, что готов заключить с ними мировые соглашения. На европейском инвестиционном рынке это решение вызвало недоуменную и отчетливо отрицательную реакцию, а в "Газпроме" поползли слухи о чрезвычайных (не в пример судебным тяжбам) успехах Альфа-банка на стезе аппаратного лоббизма.
Среди газпромовских "миротворцев", чьи закулисные усилия сорвали казавшееся неизбежным банкротство, неутихающая молва выделяет члена правления "Газпрома", руководителя департамента по управлению имуществом Александра Красненкова. Выпускник филологическиого факультета Ленинградского университета, он до назначения в "Газпром" служил... гендиректором петербургской гостиницы "Астория". В то время одним из главных совладельцев "Астории" был Александр Сабодаш - петербургский "водочный король", прославившийся "силовыми акциями" на Выборгском ЦБК. Говорят, деловая жесткость питерского бизнесмена удачно дополнялась менеджерской хваткой гендиректора. Для постижения премудростей гостиничного бизнеса Красненков даже отучился на курсах по организации гостиничного дела при Гарвардском университете. Это дает основания профессиональному содержателю гостиниц говорить о гарвардском дипломе. Вообще, насколько можно понять, глава имущественного департамента жаждет прослыть влиятельным царедворцем. Мода на "питерские корни", "питерские завязки" застит публике глаза и даже склоняет верить в публикуемые в санкт-петербургских изданиях сказки о том, что супруга президента Людмила Путина якобы купила у супруги экс-директора "Астории" Натальи Красненковой первый в Северной Пальмире бутик Trussardi.
"Гостиничное прошлое", если верить слухам, не отпускает руководителя имущественного департамента и в "Газпроме". В частности, Красненков инициировал грандиозное строительство горнолыжного курорта на Красной Поляне под Сочи. Проект оценивается не много ни мало в $1 млрд. Необходимость вложений в фешенебельные курортные объекты (в Сочи и на Красной Поляне "Газпром" владеет также "Рэдиссон Пик Отелем", гостиницей "Рэдиссон-САС-Лазурная" и многими другими объектами) Красненков аргументирует довольно безыскусно: "С нас никто не снимал социальных обязательств - все-таки 300 тысяч работников "Газпрома" живут и работают в тяжелых климатических условиях, и им необходим отдых на юге..." (Коммерсантъ-Daily № 75 от 29.04.2002 г.).
В "Газпроме" мало кто сомневается, что своим появлением на Улице Наметкина Красненков, сроду не руководивший сколько-нибудь крупными промышленными активами, обязан "питерскому землячеству". Если однажды ему суждено выпасть из номенклатурной обоймы, эта менеджерская неудача, вероятно, также будет связана с "земляческим" фактором. Однако пока нашему герою сопутствует удача. Например, стремление резко увеличить вклад "Газпрома" в развитие санаторно-курортной зоны города Сочи натолкнулась было на жесткое сопротивление сторонников освобождения "Газпрома" от непрофильных активов. Против политики Красненкова решительно выступил такой влиятельный руководитель газового холдинга, как зампред "Газпрома" и главный финансист компании Виталий Савельев. И вот 24 мая Савельев пишет заявление об отставке. Одной из главных тому причин в компании называют категорическое нежелание Савельева делить ответственность за "самоедскую" инвестиционную политику, направляющую инвестиции на клановое потребление, а не на развитие месторождений газа. Если верить слухам, особое недовольство известного финансиста Савельева вызвало намерение департамента по управлению имуществом "освоить" средства, вырученные от организованного им, Савельевым, размещения газпромовских евробондов на сумму $0,5 млрд.
Поговаривают также, что и роль бывшего менеджера "Астории" в срыве банкротства СИБУРа также вызывает вопросы у газпромовских финансистов и бухгалтеров. Тем более что отказ "Газпрома" от банкротства СИБУРа вдохновил и прочие банки-кредиторы. По крайней мере, представители Доверительного и инвестиционного банка (ДИБ) уже передали исполнительные листы по запрету на отчуждение имущества руководству одного из ключевых предприятий "империи СИБУРа" - ОАО "СИБУР-Нефтехим".
Таким образом, поразивший все экспертное сообщество отказ "Газпрома" от банкротства, ожидаемого "мира" не принес. Добровольно лишив себя того, что, по словам нового президента СИБУРа Вячеслава Скворцова, обеспечивало "защиту активов холдинга от попыток отдельных кредиторов решить свои проблемы в ущерб другим кредиторам" "Газпром" и новое руководство СИБУР оказались в очень непростой ситуации.
Начав "миротворческий процесс", "Газпром" фактически вновь близок к утрате контроля над активами СИБУРа. Когда "Альфа-банк" получит возможность продолжить полномасштабное наступление на "сибуровское наследство", слабость позиции "Газпрома" может оказаться роковой. Крупнейшая российская компания потеряет возможность гарантировано вернуть долг. Мощнейший холдинг - лидер по производству полимеров и других продуктов газонефтепереработки - будет, возможно, разобран по частям. А у противников нынешнего президента, выходца из города на Неве, появится еще один мощный козырь.
|