Удивительные вещи происходят на российском политическом Олимпе. Еще год назад боги либерального его крыла дружно порицали волю президента Зевса, затеявшего административную реформу с федеральными округами, а нынче многие из них уже видят в том чуть ли не мудрейшее из начинаний. Во всяком случае, иные небожители от СПС заявляют об этом в открытую.
На семь не делится!
На недавней пресс-конференции в Санкт-Петербурге политкорректность демонстрировал один из лидеров СПС в Государственной думе Григорий Томчин. Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству честно признал, что еще недавно сильно сомневался в необходимости "столь странного и насильственного деления России на счастливое число семь".
И действительно, руководитель питерского отделения партии даже в декабре прошлого года, когда местные правые пытались преодолеть раскол в своих рядах, держал эти сомнения в числе весомых политических аргументов. Да и первая леди СПС Ирина Хакамада, выступая на учредительной конференции в Петербурге, оценку политической ситуации в стране дала довольно резкую. Сама идея параллельной властной структуры с полпредами во главе округов казалась по-прежнему мертворожденной. "Правые" продолжали критиковать и внезапность президентских решений, и размытость задач, стоящих перед генерал-губернаторами. А персональный их состав - за исключением, пожалуй, Сергея Кириенко - вызывал тревогу о судьбе демократии в стране.
За первые полтора года в адрес полпредов было высказано немало претензий. Сам Григорий Томчин и его товарищи по питерскому Союзу правых сил выступали против многих мероприятий, затеянных полпредом Черкесовым. Например, против передачи особняка на Петровской набережной, отнятого у молодоженов, ведомству полпреда. Против явной несправедливости и очевидной информационной войны, затеянной вокруг изъятия у города "первой кнопки" проводного радио. Правда, в некоторых случаях "правые" скромно молчали - им было на руку противостояние Черкесова и губернатора Яковлева. В гибкости тактики нашей политбуржуазии никак не отказать!
Обостренное чувство локтя
И результат подобных тактических приемов сегодня очевиден. Григорий Томчин теперь уже совсем иначе оценивает то, что еще недавно критиковал. Как выяснилось, он осознал свои ошибки и понял, что "полпреды оказались полезными и нужными людьми в деле приведения в соответствие федерального и регионального законодательств". Возможно, этому процессу способствовало обретение поста председателя комитета Государственной думы. Ну а то, что высокий пост достался господину Томчину благодаря все той же тактике, сомневаться не приходится - все мы были свидетелями поединка "правых" с "левыми" в нижней палате российского парламента. На чьей стороне стоял Кремль - тоже понятно, а ведь ничто так не сближает, как совместная борьба. Видимо, после общей победы и стратегию президентских структур в федеральных округах понять стало гораздо легче.
Во всяком случае, господин Томчин все понял. А Георгия Полтавченко и Виктора Черкесова, которым достались округа со столицами, Григорий Томчин даже пожалел. "В таких конгломератах, как Москва и Петербург, полпред все равно не может быть сильнее губернатора", - открылся он журналистам. С вновь обретенных позиций это обстоятельство, очевидно, представляется видному деятелю СПС огорчительным. Председатель комитета высказал даже нечто, намекающее на будущие законодательные инициативы: "Генерал-губернаторов ограничили жесткими указаниями сверху, лишив свободы маневра".
Следует ли понимать слова одного из лидеров СПС в том смысле, что надо маневр полпредов не ограничивать, а, напротив, дать волю, пока неясно. Ясным же становится другое. Скромное обаяние нашей политбуржуазии наконец-то проявляется в полной мере. Их удивительное умение ловко решать тактические задачи строится на чувстве локтя. И пусть сегодня это один локоть, а завтра - совсем другой, неважно. Главное, попасть во власть. А партия СПС потому и называется Союзом, что союзником может быть любая сила, лишь бы она этой силой была. Ситуация с полпредами иллюстрирует сущность и богатство возможностей подобной тактики в полной мере.
Неловкость же положения, когда вначале о человеке или о государственной затее говорится одно, потом другое, а завтра третье - в расчет не принимается. Как говорится, победителей не судят, и божья роса есть роса божья.
|