Степашин и Матвиенко - в поисках "зарытых" денег
Пока Петербург пышно празднует 300-летний юбилей, Счетная палата РФ и Полномочное представительство Президента РФ по СЗФО готовятся к проверкам недостач и недоделок. Правда, чтобы не омрачать торжества и не портить имидж славному городу, ревизоры нагрянут уже после действа. По слухам, первой в “черном списке” значится многострадальная Кольцевая автодорога.
За полтора месяца до 300-летия Петербурга в Москве полпред по СЗФО Валентина Матвиенко объявила в качестве одного из обязательных пунктов праздничной программы постъюбилейный “разбор полетов”: “Будут отработаны темы целевого или нецелевого использования средств, по итогам будут сделаны самые серьезные и объективные выводы в адрес федеральных министерств и ведомств и в адрес городской администрации”.
Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин о “разборе полетов” задумался гораздо раньше — в июле прошлого года. Уже тогда Счетной палатой был выявлен целый ряд существенных нарушений в расходовании средств, которые “идут в город под юбилей 300-летия Санкт-Петербурга и под изменение социальной ситуации”. В феврале юбилейного года стало известно, что после чествования контролеры посчитают, что восстановили, а что — нет (или не очень). Председатель Счетной палаты прямо сказал: “После праздника мы посмотрим, сколько времени памятники простоят в парадном виде”.
Но больше всего нареканий и у Валентины Матвиенко, и у Сергея Степашина вызывает самый масштабный “юбилейный” объект и главная гордость нынешнего губернатора — Кольцевая автодорога, объявленная стройкой века. Правда, какого века — уже непонятно: строительство КАД началось в прошлом столетии, но, судя по темпам, вряд ли завершится к исходу нынешнего. Интересно, что чем больше денег “зарывается” в землю, тем меньше делается на самой земле. А то, что делается, — никуда не годится.
Новый этап строительства Кольцевой автодороги, взятой под личный контроль Владимира Путина, начался под руководством “Дирекции по строительству транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга” во главе с Егором Тратниковым. Стартовая сумма финансирования строительства скромна — 20 млрд. рублей. Их вполне хватало, пока не надо было ничего строить, — видимо, именно так полагали в дирекции, до сентября 2001 года возводя Кольцевую вообще без проекта. Когда поняли, что строить все-таки надо, и к январю 2002 года все же разработали проект, сумма, необходимая на “стройку века”, выросла почти вдвое — до 45 млрд. рублей. При этом количество полос КАД уменьшилось с заявленных двенадцати до четырех, а срок сдачи объекта, наоборот, увеличился — с 2003 года до 2005-го. И то не всей окружной автодороги, а только ее восточного полукольца.
Помимо непомерных финансовых вливаний (КАД уже обходится дороже Московской кольцевой автодороги) “недостройка века” сопровождается постоянными судебными разбирательствами и конфликтами. В горпрокуратуру обращаются жители “подКАДовских” районов, никак не способные дождаться обещанного расселения — поселков Металлострой и Усть-Ижора, Красногвардейского и Невского районов. Подавали в суд на ДСТО и лесохозяйства Ленобласти из-за незаконной вырубки лесов вокруг КАД, произведенной по личному указанию Егора Тратникова.
При строительстве КАД Счетной палатой уже выявляются различные нарушения. В 2002 году ГУ “ДСТО” превысило лимит финансирования проектно-изыскательских работ на 25,7 млн. рублей, что является прямым нарушением Бюджетного кодекса РФ. При подготовке инженерного проекта не была учтена часть проектной документации, касающейся компенсационных выплат, связанных со сносом жилфонда и переселения жильцов уже упомянутых многострадальных районов. До сих пор ГУ “ДСТО” не решило вопросы предоставления земельных участков под строительство КАД с региональными администрациями.
В общем, в заявленной постъюбилейной программе “разбора полетов” руководитель “стройки века” Тратников занимает заслуженное первое место. Хотя, возможно, придерживаясь таких темпов, он просто выражает согласие с председателем думского комитета по экономполитике и предпринимательству Григорием Томчиным, который считает, что Петербург — тесный город. А значит, строительство Кольцевой ограничивает его развитие и расширение. Поэтому вместо “глухой стены” было бы правильнее построить “прозрачное транспортное кольцо”. То, что сейчас возводит Тратников, — то самое “прозрачное” кольцо. Во всяком случае, по объему выполненных работ: на сегодняшний день КАД вокруг Петербурга представляет собой несколько несоединенных между собой участков дороги…
Так что все самое интересное в программе юбилея будет после его завершения. Ждем с нетерпением.
|