«КС» уже писал о том, что контракт между китайской компанией China manufacturing & Trade CO. LTD и дочерним ГУПом «Сибирский регион» был заключен в феврале текущего года. А спустя несколько недель от руководителя Государственного таможенного комитета Михаила Ванина в адрес начальника Сибирского таможенного управления Григория Шаповалова поступил документ, предписывающий оказать всемерное содействие в продвижении этого контракта. При этом на документе стояла подпись высокого чиновника.
Подписанный договор предусматривал поставку в Новосибирск товаров народного потребления на общую сумму 9 млрд 775 млн 177 тысяч долларов. Кстати, по официальным данным, сейчас общий товарооборот России и Китая составляет чуть более 10 млрд долларов. Согласно приложению к контракту, в ближайшие полтора года в Новосибирск должны были поступить детская, женская и мужская обувь, пальто, плащи, автозапчасти, сантехника, наборы инструментов, кожгалантерея. При этом поражают цены, указанные в спецификации: они занижены в десятки и сотни раз. Например, стоимость пальто - 3 доллара, пара обуви - от 1 до 10 центов. Естественно, продаваться в России эта обувь будет, как и другие товары, по рыночной цене. Зато в эти же десятки и сотни раз будут снижены таможенные платежи, а разница осядет в чьих-то карманах.
Ажиотаж, развернувшийся вокруг контракта, не остался незамеченным властями. Буквально на следующий день после его огласки новости государственного телеканала РТР сообщили, что издательский дом «Путь России» на самом деле никакого отношения к президенту не имеет. При этом начались «телодвижения» и на местах. В частности, по некоторым данным, за несколько дней до акции протеста документы, касающиеся ДГУП «Сибирский регион», были переданы президентом МАРП Алексеем Елезовым губернатору Новосибирской области Виктору Толоконскому, а им в тот же день - полпреду Леониду Драчевскому. Трудно представить, что господин Драчевский не ознакомил с их содержанием либо самого президента, либо руководителя управления его делами Владимира Кожина. И это вполне совпадает по времени с акцией «открещивания» от президентских фирм.
Как сообщил корреспондентам гендиректор Издательского дома Сергей Коннов, его предприятие никогда ничего не издавало. По версии гостелеканала, когда-то «Путь России» действительно был государственным унитарным предприятием при Управлении делами президента, но после ревизии два года назад эту структуру ликвидировали. Несмотря на это, Издательский дом продолжает работать. Ведь неслучайно в Сибирское таможенное управление гендиректор ДГУП «Сибирский регион» господин Зенов прибыл с личными рекомендациями председателя ГТК Михаила Ванина. При этом, если заглянуть в историю, многие чиновники, чьи имена всплывают в связи со злополучным контрактом, когда-то начинали свою деятельность в Сибири. И при этом были замечены в ведении дел отнюдь не праведных.
Как стало известно «КС», одно время существовала такая схема. По всей Сибири был запущен слух, что «Ростэк-Алтай» (ДГУП «Ростэк-Сибирь») способен быстро и без проблем растаможить любой товар. И тянулись туда все, кто хотел уклониться от уплаты таможенных платежей.
Алтайская таможня закрывала глаза на недостоверное декларирование. Клиент, пройдя таможенное оформление, спокойно вез товар в Новосибирск, и тут-то его и ждали неприятности. Транспорт встречал наряд Западно-Сибирской оперативной таможни, проводился повторный таможенный досмотр и вскрывалось, что товар продекларирован не своим наименованием, занижены таможенные платежи. Естественно, не всех так встречали, а лишь тех, у кого товар был ходовой. Иначе коммерсанты начали бы искать другие пути.
Транспортное средство и товар задерживались, и начиналось долгое следствие по делу. Вплоть до того, что следователя, который вел дело, отправляли в длительную командировку. А заканчивалось все обращением в федеральную собственность, то есть конфискацией. Все конфискованные товары реализовывались через «Ростэк-Сибирь» - головное предприятие для Алтайского «Ростэка». По некоторым данным, отработанная за несколько месяцев схема «кормила» руководителей Оперативной и Алтайской таможни и «Ростэка», но именно в этот момент ушел на повышение начальник ЗСОТ Сергей Истомин, перевелась в Москву директор «Ростэк-Сибирь» Валентина Зайцева.
По некоторым данным, в определенных кругах появилась новая идея создать фирму, которая как бы взяла под свое крыло уже налаженный «бизнес», но уже в общегосударственных масштабах. Во главе фирмы первоначально предполагалось поставить господина Гильберта, однако потом, видимо, решили, что слишком уж «засвеченная» фигура. Весной 2000 года был перекрыт контрабандный канал Урумчи - Карасук - Толмачево - таможенный терминал автобазы «Сибакадемстроя», а руководили тогда автобазой господа Зебницкий и Гильберт. Лишь после того как таможенный терминал автобазы «Сибакадемстроя» был исключен из перечня приграничных складов временного хранения, Зебницкий и Гильберт остались не у дел.
Главой новой фирмы «Сибирский регион» в то время стал бывший прокурорский работник господин Зенов. В свое время он работал в органах вместе с Сергеем Истоминым, который ныне является начальником правового управления ГТК России. На очень высоких постах в ГТК служат два однокурсника Истомина - господин Зайцев (его жена была директором «Ростэк-Сибирь»), возглавляющий отдел по связям с правительством и Федеральным собранием ГТК России, и зампредседателя ГТК господин Гутин, курирующий всю таможенную безопасность.
Вполне возможно, все фамилии чиновников в данном деле совпадают случайно. Но в таком случае и «визитеры» из «Сибирского региона» к начальнику СТУ Григорию Шаповалову с визой Михаила Ванина на контракте прибыли тоже случайно? Вероятнее всего, если связь старой истории с нынешней действительно существует, то скандал с якобы фиктивными фирмами Управления делами президента вряд ли будет в этом ряду последним. Но в любом случае судьба данного контракта уже предрешена - внимание руководства и общественности страны к этой проблеме фактически уже поставило финальную точку.
|