Разговоры о возможном - "вот-вот, совсем скоро, дело практически решенное!" укрупнении субъектов Российской Федерации усердно ведутся уже почти три года - с тех пор как были учреждены семь федеральных округов. Создание их объяснялось недостаточной управляемостью многочисленных регионов России, потому естественно было предположить, что следующим этапом повышения управляемости будет сокращение числа субъектов РФ за счет их объединения. Но никаких реальных шагов в этом направлении с тех пор так и не сделано. Естественно, возникает вопрос: а будут ли они сделаны? Да и собираются ли их делать?
Чиновные сторонники...
Наиболее реальными кандидатами на объединение сегодня считаются Пермская область с Коми-Пермяцким автономным округом и Иркутская область с Усть-Ордынским Бурятским АО. Менее конкретно, но не менее напряженно обдумывают эту перспективу в таких сложно построенных субъектах РФ, как Тюменская область и Красноярский край с их северными округами, которые входят в состав соответственно области и края, но в то же время являются самостоятельными субъектами РФ.
В Прибайкалье идею объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО считают кремлевским проектом, за которым стоит представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский. В течение последних двух лет он совершил несколько поездок в Усть-Орду, после чего в двух субъектах были созданы рабочие комиссии по объединению, а во время последней поездки в округ полтора месяца назад было принято решение об объединении двух комиссий в одну. Куратором подготовки объединительного процесса назначен заместитель полпреда по Восточной Сибири Валерий Халанов. Но о каких-либо практических сдвигах говорить пока не приходится.
В значительной мере это объясняется тем, что против объединения, по крайней мере в ближайшем будущем, выступает - за редким исключением - политическая и деловая элита Усть-Ордынского округа. В прошлом году глава округа Валерий Малеев значительно увеличил должностные оклады муниципальным служащим, чиновникам окружной администрации. Благодаря трансфертам из Москвы в округе вовремя выплачивается зарплата бюджетникам, увеличиваются расходы на развитие социальной сферы, сельского хозяйства. Сам Валерий Малеев в редких интервью высказывается негативно о предстоящем процессе, не видит нужды в спешке. А чиновники боятся потерять работу и положение. Против объединения высказывается и значительная часть бурятской интеллигенции.
Возможное объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа можно считать наиболее реальным, может быть, даже единственным реальным на сегодня проектом этого рода. После встречи с Владимиром Путиным, на которой обсуждался этот вопрос, пермский губернатор Юрий Трутнев заявил, что уже в декабре нынешнего года одновременно с выборами в Государственную Думу в области и округе скорее всего состоится референдум по единственному вопросу: "Поддерживаете ли вы объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект Федерации?" Но, как выясняется, далеко не все политические силы слились в громком хоре одобрения этой идеи. У нее появляются и достаточно серьезные противники.
...И "самобытные" противники
Словно в пику заявлению Трутнева в Коми-Пермяцком округе начался сбор подписей за проведение "альтернативного" референдума с несколько другой формулировкой вопроса: "Хотите ли вы жить в самостоятельном и независимом субъекте Федерации, наделенном всеми правами и полномочиями?" Такая постановка вопроса автоматически подразумевает, что лучше жить в суверенном округе, чем навсегда утратить атрибуты независимости.
Рупором оппозиции стала газета "Пермяцкий край", первый номер которой недавно вышел в свет. Само название издания сознательно противопоставляется предполагаемому названию будущего объединенного региона (Пермский край). Сторонники независимости организуют встречи с общественностью, на которых агитируют своих земляков голосовать против начавшегося процесса объединения.
Примерно такой же оборот приобретает дело объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа. Все больший вес приобретает, как там говорят, "фактор большой Бурятии".
В окружной газете "Панорама округа" от 28 марта было опубликовано открытое письмо общественности Республики Бурятия жителям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, депутатам окружной Думы. В этом документе, подписанном двадцатью известными в республике людьми, говорится: "В последнее время в средствах массовой информации настойчиво муссируется вопрос об укрупнении субъектов РФ, в частности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью. При этом в попрание права нации на самоопределение и самоуправление подается информация о якобы большом желании самих устьордынцев на объединение с областью".
Письмо ссылается на постановление окружной Думы от 28 ноября прошлого года и обращение к президенту, депутатам Госдумы, в котором "выражено нежелание входить в область". Авторы открытого письма считают, что "жителям трех бурятских регионов надо проявить солидарность и единодушие в отстаивании собственной государственности, уважительного отношения к своей самобытности и самоценности". В итоге призыв: "…объединить наши усилия в сохранении бурятского субъекта - Усть-Ордынского Бурятского автономного округа". А "третий бурятский регион" - это Агинский Бурятский АО в Читинской области. Так что идея объединения может обернуться своей противоположностью и стать причиной раздоров и раскола по очень опасной линии - межнациональной.
Третья сторона двустороннего процесса
Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что национальные аргументы - как за объединение, так и против - остаются, как правило, лишь инструментами, рабочим материалом. А двигателями процесса становятся экономические или, попросту говоря, корыстные интересы.
Пример пермского (или пермяцкого?) объединения убеждает в этом. По мнению депутата Госдумы от Коми-Пермяцкого округа Андрея Климова, организаторов акции против объединения округа с Пермской областью нужно искать за пределами региона: "Это группа товарищей из Екатеринбурга, относящаяся к знаменитому и хорошо организованному "уралмашевскому" сообществу. Они очень активны в вопросах доморощенного сепаратизма и в начале 1990-х годов уже пытались создать в Ханты-Мансийском автономном округе Республику Манси".
Несмотря на то что официальные аргументы оппозиции сводятся к опасениям утраты самобытности коми-пермяцкого народа, Андрей Климов убежден, что ими движут меркантильные интересы. Между тем, по данным последнего социологического исследования, о которых сообщил Андрей Климов, более 60% населения Коми одобряют мероприятия по объединению с Пермской областью.
В 2000 году депутат Свердловской областной Думы, один из лидеров скандально известного общественно-политического движения "Май" Дмитрий Анфалов баллотировался на должность главы администрации Коми-Пермяцкого округа. Истратив на кампанию немалые средства, Анфалов уверенно лидировал в предвыборной гонке. Его победе помешало лишь снятие его кандидатуры с выборов за выявленные нарушения.
Дмитрий Анфалов уже заявил о том, что будет выдвигать свою кандидатуру на выборах депутата Госдумы от Коми округа в нынешнем году и, значит, бросит вызов Андрею Климову. А для реализации этих планов слияние округа с областью не нужно. А нужен округ как полноправный суверенный субъект Российской Федерации с самостоятельными органами управления, с одним местом в Госдуме и двумя местами в Совете Федерации, а также солидными дотациями из федерального бюджета.
В бизнес-план единый регион не вписывается
Там, где объединение регионов переведено в разряд деловых проектов, ситуация, если и не стала проще, то стала яснее и определеннее.
В Красноярском крае тему объединения собственно края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами пытался форсировать предыдущий губернатор края Александр Лебедь. Против выступили тогдашний губернатор Таймыра Александр Хлопонин и губернатор Эвенкии Борис Золотарев.
Хлопонин, в частности, говорил о том, что вначале Красноярский край должен решить свои многочисленные застарелые социально-экономические проблемы. Подтекст был очевиден: поскольку "Норникель" давал, да и по-прежнему дает примерно 70% налоговых поступлений в бюджет края, то этими деньгами "Интеррос" намеревался распорядиться эффективно. А, мол, плодить нищету и объединять бедные регионы просто смысла нет. У Эвенкии свои проблемы: не развиты как социальная, так и промышленная инфраструктуры. Нужно строить дороги, трубопроводы, обустраивать поселки и фактории. А лишних денег у нефтяной компании ЮКОС, выходцем из которой является губернатор Золотарев, нет.
С тех пор Александр Хлопонин стал губернатором Красноярского края, а в кресле таймырского губернатора его сменил бывший мэр Норильска Олег Бударгин. Ситуация с бюджетом в крае в этом году крайне сложная, экономия идет буквально на всем. Хлопонин назвал нынешний бюджет бюджетом выживания. А вот, мол, на следующий год край должен начать экономический рывок.
Нынешние губернаторы всех трех субъектов Федерации - в недавнем прошлом топ-менеджеры крупных и успешных компаний. К проблеме интеграции регионов они подходят по-менеджерски расчетливо. Разговоры об объединении Таймыра, Эвенкии и Красноярского края на ближайшее время прекращены. Создан совет губернаторов, на котором они время от времени обсуждают наиболее важные вопросы развития регионов. Но решения этого совета не носят обязательного характера.
В конечном же итоге судьба процесса объединения будет зависеть от хода социально-экономического развития. Если Хлопонин поднимет экономику, то вместе с Олегом Бударгиным им, двум выходцам из "Норникеля", будет проще находить общий язык с Борисом Золотаревым, возглавляющим Эвенкию, которая чуть ли не на 100% дотируется из бюджета.
***
А то еще и такой вариант возможен: пока суд да дело, пока экономика поднимется, а "самобытные" устремления поуспокоятся - глядишь, идея укрупнения регионов благополучно забудется. Другое что-нибудь придумают: например, развивать муниципальное самоуправление вплоть до обретения независимости. И дискуссия разгорится с новой силой.
Пермь, Иркутск, Красноярск
|