В середине осени в Брянске случилось непонятное – одна газет в новостях вскользь упомянула, что, вроде, как бы, стало известно, что отправлен в отставку начальник Брянской таможни генерал Андрей Сачков. И не просто так себе отправлен, а со скандалом снят. Чуть ли не за «пособничество контрабанде». Журналисты других газет бросились в брянскую таможню. Там секретарь им вежливо говорила, что генерал вышел покурить, но вернется сегодня вряд ли. Так что, милые, в пресс-службу. А там телефоны предусмотрительно отключены. Через день появились леденящие подробности. Поведали, что некая брянская фирма «Еврометалл», занимающаяся скупкой и экспортом цветного металла, как-то раз поставила за границу металла аж на 3,5 млн. долларов. И получила за это возврат НДС в 700 000 «зеленых». Горе в том, что металл пересек границу только на бумаге, а деньги фирме заплатили настоящие. Не последнюю роль, в этом, якобы, сыграло руководство брянской таможни (очевидно, не бесплатно). И что в Брянске работает страшная комиссия ГТК по внутренним расследованиям, которая столько всего «накопала», что лучше в слух не говорить, а то могут убить.
Через пару дней таможенники созвали пресс-конференцию, на которой румяный генерал отрапортовал, что страшные комиссии на таможне не работают и не планируются, что уголовные дела на руководство таможни не заводились и все заместители работают на своих местах. Более того, г-н Сачков заявил, что он сам решил покинуть пост, дескать, подустал. Было высказано недоумение, почему журналисты раздули такое "рядовое кадровое явление", а самим журналистам попеняли на склонность к цитированию недостоверных источников.
Апофеозом стало предъявление приказа № 2318-к за подписью Михаила Ванина об отставке, в котором не было ни слова, ни о «контрабанде», ни о «лже –экспорте», а только "отстранить и направить в распоряжение". Это, по мнению г-на Сачкова должно было снять все вопросы. Через некоторое время выяснилось, что генерал Сачков возглавил Владимирскую таможню. Страсти поутихли. Инцендент, вроде, исчерпан. Но недавно вдруг начали всплывать такие подробности, чем брянские таможенники баловали себя при Сачкове, что стало, прямо, нехорошо.
Молодой генерал
Андрей Сачков за несколько лет сделал головокружительную карьеру в системе: в 1992 он пришел работать в брянскую таможню рядовым инспектором, а уже в сентябре 2000 года решением ГТК Андрей Сачков назначен начальником Брянской таможни. Через год г-н Сачков становится одним из самых молодых генералов таможенной системы: в 37 лет ему присваивается звание генерал-майора. К этому времени г-н Сачков имел уже два диплома о высшем образовании: Брянской инженерно-технологической академии и Госакадемии таможенной службы.
Андрей Сачков олицетворял весьма молодые, здравые и вечнозеленые силы, которые должны вдохнуть демократическое дыхание в корумпированную российскую государственность. И пост ему достался ответственный – Брянская таможня находится на стыке России – Украины – Белоруссии, и по численности служащих самая большая в стране. В год через нее проходит около 4 миллионов тонн грузов, 2,5 млн. автомобилей.
Еженедельная газета «Брянское Время», в распоряжении которой оказались документы внутреннего расследования на брянской таможне, раскрывает механизмы, коими крепло могущество нашей родины на границах. Все началось с осени 1999 года, когда старший инспектор Вадим Блоцкий был пойман за подделкой документов на партию консервов. На вопросы следователей: зачем? Блоцкий отвечал, что надо снижать таможенное бремя малого бизнеса. Инспектор был наказан и, по идее, получил пятно на репутацию. С приходом к власти генерала Андрея Сачкова Вадим Блоцкий неожиданно взлетает до зам начальника ГУП «РОСТЭК» – дочерней компании таможни, получившей при Сачкове исключительные права на растаможку. Чуть позже «РОСТЭК», существующий, для сведения, на бюджетные деньги, заключает договор с частной фирмой «Четерзсервис». Мол, машин у нас много, а стоянки нет – вот, добрые предприниматели помогли. В акте проверки позже говорилось, что стоянка 5-ти авто обходилась «РОСТЭКУ» в 20 000 рублей, в то время как на любой другой стоянке Брянска это стоило бы не более 2 000 рублей. В два раза ГУП переплачивало и за мойку машин.
Может секрет в том, что одним из учредителей «Четерзсервиса» являлась жена Блоцкого, а другим – тесть генерала Сачкова, Михаил Атрохин? Не знаем. Зато проверка ГТК установила, что к моменту, когда Блоцкий покинул «РОСТЭК» долг предприятия вырос до полумиллиона рублей.
Проверка ГТК фиксирует любопытные истории одну за другой. Вот в августе 2001 года через брянскую таможню проходит партия мебели из Молдавии, растаможенной по льготной цене. Тут случайно выясняется, что мебель вовсе даже из Румынии и льготы на нее не распространяются. Брокеров – фирму «Интеррус – Кастомаз», по закону, надо наказать. Замначальника таможни Владимир Мигалев выбирает наказание «ниже нижнего предела». Хотя по Таможенному Кодексу положен штраф 100 – 200 % от неуплаченного, Мигалев назначает штраф в… 1 %- 5 000 рублей. Конечно, это происходит вовсе не потому, что главным специалистом по оформлению в фирме «Интеррус – Кастомаз» состоит Ирина Сачкова – жена генерала.
Вскрылись и милые шалости – в ходе выборочной проверки таможенных деклараций выяснилось, что при Сачкове существовала обычная практика, когда цены на товары в документах указывались в два – три раза ниже рекомендованной ГТК. Кафельная плитка, рекомендацией Центрального Таможенного Управления оценивалась в 68 центов за кг., а на брянской таможне в 21 цент. Умывальник в Брянске «шел» по 40 центов вместо 77. И так далее. (См. Приказ по брянской таможне «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 06.12.02)
Знал ли Ванин?
Официально проверка проводилась на Брянской таможне с 18 по 27 ноября 2002, а ее результаты позволили Председателю ГТК Михаилу Ванину разыграть 6 октября показательный спектакль с неожиданным вызовом генерала Сачкова в Москву, якобы, на совещание, потом бросить на стол результаты проверки, и, сказать сокраментальную фразу: «Таможня в ваших услугах больше не нуждается». После чего генерал Сачков был вынужден покинуть кабинет.
Зло наказано? Таможня очистила ряды от «оборотней»? Все, вроде, мило и красиво, только позже выяснилось, что Михаил Ванин не мог не знать о том, что происходит на Брянской таможне. Еще за год (!) до проверки заместитель Сачкова Михаил Чижевский обращался к Председателю ГТК с просьбой навести порядок в Брянске. Он описывал случаи, когда пойманные на взятке таможенники, не только не наказывались, а даже резко возвышались по службе. Что оформление железнодорожных вагонов растянулось в шесть (!) раз дольше положенного срока, что стоимость товаров занижается. Как результат – Чижевский после этого заявления был вынужден покинуть таможню.
|