Петербург не получит к 300-летию уже третий из четырех больших подарков. До юбилейных торжеств не удастся восстановить движение по ветке метро, авария на которой в 1995 году отрезала от центра города более 400 тысяч жителей.
РАЗВАЛ "РАЗМЫВА"
Сделать официальное заявление до сих пор не решился никто. Одни боятся окончательно подорвать репутацию Владимира Яковлева, обещавшего еще в мае 96-го (т.е. до своего первого избрания на пост губернатора) решить проблему за два с половиной года. Другие памятуют о том, что в ноябре 2000-го вопрос взял на особый контроль Владимир Путин - наряду с кольцевой дорогой, комплексом защитных сооружений и программой по реконструкции исторического центра Петербурга.
Еще в конце марта заинтересованные лица уверяли президента, что строители поспеют. Но 11 апреля прекратилось рытье тоннелей в обход старых, затопленных почти семь лет назад смесью песка и воды (т.н. плывуном). Не выдержала гидроизоляция, и возобновится проходка не раньше середины июня. Между тем сделанный в Италии гигантский "крот" прокопал за три месяца лишь около 130 метров из 770 в первом тоннеле-дублере. Хотя по графику еще в марте должен был развернуться и двинуться в обратную сторону, чтобы к 25 ноября 2002 года преподнести "главному строителю Петербурга" подарок ко дню рождения.
Владимир Яковлев уже предъявил итало-шведскому концерну "Impregilo S.P.A. - NCC Int. AB" штрафные санкции за нарушение графика операции "Размыв". А также наведался на германские предприятия, которые специализируются по прокладке тоннелей в экстремальных условиях и выпуску проходческих щитов любого диаметра. По словам губернатора, "пока речь о смене подрядчика не идет". Но всем понятно, что прежний, сколько его ни штрафуй, к 300-летию не успеет. Начальник питерского "Метростроя" Вадим Александров в беседе с корреспондентом "МН" назвать хотя бы приблизительный срок окончания работ отказался категорически.
FIASCO, SIGNORI
На итальянцев в конце 90-х выбор пал не в последнюю очередь потому, что их вариант ликвидации аварии между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" был самым быстрым. "Impregilo/NCC" согласились вновь проходить сквозь подземную "кисельную реку", тогда как альтернативные проекты предусматривали выход на поверхность либо изрядный крюк с возведением дополнительной станции и не позволяли успеть к 300-летию даже теоретически.
Кроме того, итальянцы довольно остроумно решили проблему безопасности. Прорытый и забетонированный их "кротом" тоннель не провиснет в "киселе", поскольку напоминает конструкцией гофрированный шланг. А советский опыт на плывуне повторить было нельзя. В начале 70-х "истинные покорители природы" заморозили обе дороги для поездов с помощью жидкого азота, и специальная установка поддерживала холод вокруг тоннелей 20 с лишним лет. Когда же СССР исчез, исчезли возможности для "баловства", и подземная река сразу взяла свое.
Валить на итальянцев Смольный начал сразу после того, как в 2000-м с "Impregilo S.P.A. - NCC Int. AB" был подписан контракт на 126 миллионов долларов. Вначале придирчивым партнерам понадобился герметичный ангар над шахтой. Потом итальянцы, как объясняли чиновники, затеяли несвоевременную реорганизацию своей компании. Потом почему-то никак не хотели работать в долг, а "Внешэкономбанк" тянул с открытием российско-итальянской кредитной линии в 35 миллионов долларов. В общем, вместо конца апреля проходку начали в конце ноября 2001-го.
Теперь выясняется, что деньги у города имелись. Но излишки из Территориального дорожного фонда в размере 1,5 млрд. рублей (около 60 млн. долл.) городская администрация предпочла пустить на другие цели: она готовилась к хоккейному чемпионату мира и копила на досрочный выкуп еврооблигаций. Интересно, что кредиты "Метрострою" выдавал тот самый "БалтОНЭКСИМ Банк", который впоследствии заработал на погашении евробондов (подробнее см. "МН" от 25 марта с.г.).
БРАТ-3
Если отставание в темпах работ итальянцы еще могли оправдать технологическими причинами (готовились проходить "легкий" плывун, а сначала пришлось бурить тяжелый грунт, кембрийскую глину), то нарушение гидроизоляции поставило проходчиков в тупик. Что, как ни странно, предсказывали некоторые питерские ученые.
Поиском причин аварии в 96-м занимались несколько научных групп. Исследователи НТП "Геофизпрогноз" во главе с Адамом Гликманом выяснили, что место прорыва в точности соответствует месту пересечения тоннеля с зоной тектонического нарушения. Но их данные выпали из итогового отчета Всероссийского НИИ рудгеофизики. А в сентябре 1999-го результаты группы Гликмана, переданные в комиссию по градостроительству городского парламента, таинственным образом исчезли из сейфа ее председателя. В итоге, хотя итальянцы и пробурили несколько десятков контрольных скважин, хоть и установили четыре различные системы датчиков, все равно начали работы без ознакомления с полными результатами геологических исследований.
"Подземный" подарок к юбилею Петербурга, таким образом, оказался братом-близнецом кольцевой дороги, которую начали строить, не располагая всеми необходимыми данными экспертиз. Восточное полукольцо транспортного обхода уже никто не собирается завершать к юбилею. Сходство до того велико, что сейчас на развязке КАД и Выборгского шоссе грунт осел в месте, под которым тоже проходит тектонический разлом.
Но с КАД у "подарка N3" даже меньше общего, чем со знаменитой дамбой, которая выбыла из списка юбилейных объектов самой первой. Как и недостроенный комплекс защитных сооружений, размытое метро может стать миной замедленного действия. Дело в том, что в зоне плывуна новые тоннели пересекут магистраль городского коллектора. Глава предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Феликс Кармазинов недавно объявил, что соседство это продлится 4 - 6 лет максимум. Если новые тоннели будут колебаться с амплитудой всего 15 см, плывун прорвет самую слабую из труб на этом участке - слив городской канализации. Север Петербурга останется без воды на год, если не больше, поскольку резервного коллектора не существует.
ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ
По мнению начальника "Метростроя", опасность колебаний тоннелей чрезмерно преувеличена. Однако губернатор Яковлев все же задумался о запасном коллекторе. Ждать, пока жизнь проверит, кто из спорщиков прав, в случае с "Метростроем" и "Водоканалом" слишком опасно.
Вообще говоря, всю эпопею с ликвидацией последствий размыва можно рассматривать как проверку, только более высокого уровня. Президент Владимир Путин 6 февраля на заседании Госкомиссии по подготовке к юбилеям Санкт-Петербурга и Казани подчеркнул, что к 300-летию Питера аварийный участок метро должен быть восстановлен - "не может быть хорошего праздника, если участок метро "Лесная" - "Пл.Мужества" не будет введен в эксплуатацию". Третье лицо государства, спикер СФ Сергей Миронов, во время недавнего визита в Петербург заявил, что считает восстановление движения "самым главным подарком городу к 300-летию". И уже понимая, куда клонится дело, вызвал 13 мая в Москву г-на Александрова на доклад, пообещав главе "Метростроя" в случае необходимости найти недостающие 300 миллионов рублей.
Но размыв к юбилею все равно не устранят. Как стало известно корреспонденту "МН" из источника, близкого к метростроевцам, на самом деле причина вовсе не в нарушении гидроизоляции. Есть основания полагать, что "крот" со звучным именем "Виктория" просел почти на полметра над границей тектонического нарушения и дальше работать вряд ли сможет.
Спрашивается, что же в принципе возможно в нашей державе, если не самый дорогой (чуть больше 4 миллиардов рублей) проект нельзя осуществить в срок даже на родине президента, располагая и деньгами из федерального бюджета, и политической волей, и столь мощным "локомотивом", как спикер СФ. Похоже, петербуржцам после 300-летия не останется ничего, кроме наспех сколоченных эстрад. И дай Бог, чтоб хоть с ними не опозорились...
|