ВЧЕРА исполнилось 2 года президентскому эксперименту по созданию новой вертикали власти. Густую сетку субъектов Российской Федерации накрыл невод из семи Федеральных округов. Владимир Путин намеревался навести порядок в доставшемся ему государстве с помощью своих полномочных представителей.
Назначение Виктора Черкасова полпредом на Северо-Западе, безусловно, повлияло на политический пейзаж крупнейшего региона страны. Год назад Виктор Черкесов назвал главным достижением работу по приведению региональных законов в соответствие с федеральными. Он отметил, что большая часть юридических нестыковок уже ликвидирована, хотя не все идет гладко. Но в целом полпред итогами первого года был доволен и заявил, что второй год существования Федерального округа будет посвящен «работе по созданию гражданского общества». Что он под этим подразумевал, не очень понятно до сих пор.
Например, полпредство предложило вернуться к... госзаказу. «Системы гос-закупок сегодня по сути нет», - заявил Виктор Черкесов на совещании накануне Нового года. По его словам, действующая схема закупок продукции для государственных нужд носит «децентрализованный» характер, а потому следует «создать разветвленную, многоуровневую систему, включающую в себя функции формирования, размещения и контроля за исполнением госзаказа в округе.
На том же совещании директор «Воркута-уголь» господин Экгардт резонно заметил: «Бюджетные деньги для чиновников не представляют никакой значимости. Они расходуют их как захотят. Частный капитал действует с другим умыслом». Впрочем, если речь идет о контроле за аппетитами «белых воротничков», на госзаказе сидящих, то существует уже немало «разветвленных и многоуровневых систем», которые должны такими вещами заниматься. От МВД до ФСБ. И кому, как не бывшему «силовику», это должно быть хорошо известно.
Хотя вряд ли Виктора Черкасова можно назвать «бывшим». В области правоохранительной громких дел у представительства - хоть отбавляй. Уже четыре вице-губернатора Санкт-Петербурга оказались «под колпаком» - уголовные дела возникают подозрительно планомерно. Причем по мере приближения 300-летия города это приобретает особый оттенок, поскольку воспринимается как его антиреклама. Вольно или невольно создается репутация юбилея как очередной кормушки для нечистой на руку администрации, что явно не способствует привлечению инвестиций. Хотя «фактор 2003 года» мог бы активно поработать на весь Северо-Западный округ. Чем не задача для представительства и его главы?
Увы, за два минувших года задачи полпредства так и остались для большинства населения непонятными. То ли полпредство пытается найти работу предприятиям округа, то ли просто присматривает за губернаторами и местными парламентами. И насколько сегодня невнятны задачи в сфере экономики региона, где все живет от полпредства совершенно независимо, настолько очевидны действия политические в самом Петербурге. Создается впечатление, что противостояние Смольному - и есть то, ради чего работает Виктор Черкесов. Может быть, это главный «инструмент» в деле созидания «гражданского общества» на невских берегах?
Процесс формирования такого «гражданского общества» наиболее отчетливо можно наблюдать в информационном пространстве, где отношение к директору Зоопарка стало в прошедшем году чуть ли не тестом на лояльность. То, что на полпреда четко сориентированы петербургское отделение ВГТРК «Россия», информационное агентство «Росбалт», газета «Петербургский Час Пик» и Ас-социация СМИ «Северо-Запад», было ясно еще год назад. А после того как в Петербурге прошел форум Медиасоюза, созданного Александром Любимовым явно в пику Союзу журналистов России, граница очертилась еще четче. К Медиасоюзу примкнули преимущественно оппозиционные губернатору Яковлеву издания.
Их количество «за отчетный период» существенно не изменилось. Многие связывают такую стабильность с той ролью, что играет на медиарынке города супруга полпреда Наталья Чаплина. Злые языки уверяют, что без совета с женой Виктор Черкесов не принимает никаких серьезных решений, и мнение супруги частенько становится решающим. Складывается впечатление, что Виктор Черкесов и его окружение за два этих года так и не определились со своей ролью на Северо-Западе. Стать серьезной политической силой, способной стимулировать рост экономики региона, стабилизировать социальные процессы не удалось. Преуспели пока лишь в довольно мелкой для федерального уровня политическая суета, нацеленная на смену власти в одном отдельно взятом городе.
|