Вопреки утверждению классика, бед в России больше чем две. И одна из самых больших - традиция использовать экономические решения в политических целях. В последнее время энергетика стала как раз той сферой, в которой специалисты по подмене понятий упражняются наиболее активно. Ведь, научив бюрократов платить, энергетики стали силой, которая умеет и спросить, и наказать. А уж любителей использовать чужую силу в своих интересах у нас предостаточно. История про якобы возникший конфликт между "РТР Петербург" и "Ленэнерго" как раз из этой категории.
Кто-то очень точно рассчитал, что появись на оппозиционном городским властям телеканале судебный пристав, за спиной которого будет маячить тень "Ленэнерго", эта новость немедленно станет суперхитом. Ведь известно, что без явных причин энергетики ни к кому претензий не предъявляют. При этом пристав как-то очень "случайно" появился именно тогда, когда в Москве проходило совещание, на котором принимались принципиальные для энергетического будущего Северной столицы решения. И о том, что все руководство "Ленэнерго" будет находиться в этот момент именно там, заранее знали и журналисты крупнейших СМИ, и идейные вдохновители описываемой акции.
Поначалу казалось, что расчет оправдался. Да только журналист нынче въедливый пошел. Тот, кто действительно хотел разобраться в ситуации, достаточно быстро выяснил, где семечки, а где шелуха.
Как оказалось, никаких претензий к дирекции ВГТРК "Санкт-Петербург" (для телезрителей более привычно - "РТР Петербург") у "Ленэнерго" не было и нет. Действительно, в прошлом году у энергетиков были вопросы к одному из предприятий, имевшему отношение к ВГТРК. Однако это было вовсе не "РТР Петербург", а радиотелевизионный передающий центр, он же филиал ФГУП "Российская телерадиосеть" (РТРС). Разница между двумя организациями кардинальная. И состоит она даже не в том, что дирекция ВГТРК - это телестудия, а региональное подразделение ФГУП "РТРС" - предприятие связи, обеспечивающее нормальное функционирование передатчиков. Разница в том, что дирекция ВГТРК платит за электричество исправно, а РТПЦ уже давно и прочно обосновался в списке злостных неплательщиков.
Здесь необходимо уточнение. Проблема неплатежей со стороны "телебашен" появилась не вчера, и даже не год назад. И осенью 2001 года "Ленэнерго" попыталось получить свои деньги, обратившись за помощью к Фемиде. Иск был удовлетворен, и на свет появилось предписание о взыскании некой суммы с филиала ВГТРК "Центр радиовещания и радиосвязи". Но через месяц руководители ВГТРК и "ЕЭС России" договорились реструктурировать долги радиопередающих центров ВГТРК перед энергетиками. Были составлены графики погашения этих долгов и дано обещание своевременно рассчитываться по текущим платежам. Стороны пожали друг другу руки в надежде на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество. А в Петербурге следствием "пакта о ненападении" стало приостановление судебных требований к местным связистам.
Затем региональные передающие центры были выделены из состава ВГТРК в самостоятельное подразделение, то самое ФГУП "РТРС". Унаследовав при этом долги за энергоресурсы. И, соответственно, "охранную грамоту" в виде соглашения ВГТРК с РАО "ЕЭС".
Но связисты остались верны традициям тех лет, когда платить за электричество было дурным тоном. И к сегодняшнему дню не только не расплатились с энергетиками, но и продолжают накапливать долги.
И в этот момент судебные приставы внезапно вспомнили о решении суда полугодовой давности.
Не менее внезапно оказалось, что балансы дирекции ВГТРК и петербургского отделения РТРС до сих пор не разделены. И деньги, которые требуют энергетики со связистов, можно, при "правильном" раскладе, списать со счетов телевизионщиков. А заодно и энергетиков выставить как душителей прессы.
Задумана авантюра была достаточно коряво, а потому быстро и с треском провалилась. Думаете, на этом все закончилось? Ни в коем разе!
Неожиданно замолчало "Радио Маяк". Слушатели звонят в передающий центр - а там говорят: "Нас Ленэнерго отключило". На самом же деле "телебашня" получала электричество в необходимом для нормальной работы объеме.
Случайность или кому-то выгодно было спровоцировать скандал вокруг телекомпании "РТР Петербург", а когда он утих, спровоцировать новый на том же поле? Один, но в нужный момент появившийся, судебный пристав решает сразу несколько проблем. Первое - отвлекает внимание от долгоиграющей истории с долгами городских чиновников за тепло. Второе - заставляет журналистов одного из авторитетных, и при этом оппозиционных петербургским властям, телеканалов на время погрязнуть в скандале, отвлекая силы от основной работы. Попутно решалась и еще одна задача, кое для кого особенно важная. Ни для кого не секрет, что действия "Ленэнерго" в отношении неплательщиков идут вразрез с чаяниями городских чиновников. При этом ни юридических, ни экономических мер против этого власть предпринять не может. Остаются методы политические - к примеру, навесить на "Ленэнерго" очередной ярлык. Теперь - душителя свободной прессы.
А поначалу казалось - пристав адресом ошибся...
|