Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, обязывающие избирать региональные парламенты по смешанной системе: не менее половины депутатов должны идти по партийным спискам. Произошло это с удивительной скоростью. 10 апреля поправки к закону "Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации" были приняты во втором чтении, а уже через день - в третьем и последнем.
Учитывая, что за поправки голосовало около 340 депутатов - ясно, что сложился консенсус между парламентариями и президентской администрацией. Что означает: Совет Федерации немедленно все это одобрит, а Владимир Путин - немедленно подпишет. И еще это означает, что лето в петербургском парламенте будет жарким...
Конструкция, предусмотренная законом, такова, что "списочную" систему обязаны будут применить на всех региональных выборах, решение о назначении которых принято после дня вступления этого закона в силу. Кроме этого, с этого дня регионам дается два месяца на то, чтобы они изменили свое законодательство, предусмотрев выборы не только по округам, но и по партийным спискам.
Скорее всего, закон вступит в силу не позднее начала мая. И, если учесть, что выборы, по другому федеральному закону, - о гарантиях избирательных прав - можно назначать не ранее, чем за 180 дней, получается, что с ноября 2002 года "списочная" система должна действовать везде. В том числе и в Петербурге, где выборы (при всех спорах относительно их срока) никак не могут пройти раньше, чем в декабре 2002 года - через четыре года после предыдущих, состоявшихся в декабре 1998-го.
Сказанное не только кардинально меняет политическую ситуацию в "северной столице", но и гарантирует весьма жаркие дебаты в городском парламенте в течение мая и июня - аккурат до летних каникул.
Переход к смешанной системе выборов означает, что Владимир Яковлев может лишиться контрольного (а если не повезет - то даже и блокирующего) пакета в городском парламенте. Ведь многие партии и движения, действующие в городе, либо находятся к нему в оппозиции ("Яблоко", СПС, "Воля Петербурга"), либо управляются из Кремля ("Единая Россия"), и на них, несмотря на членство самого губернатора в "ЕР" и его вхождение в Высший совет этой партии, нельзя полагаться в полной мере.
Что остается? КПРФ, ЛДПР и "Движение развития предпринимательства" Оксаны Дмитриевой - такой вот специфический набор. А влияние "административного ресурса" при выборах по спискам, как показывает практика, резко снижено по сравнению с выборами по округам...
Для того, чтобы выполнить требования федерального закона, формально надо изменить четыре городских закона (Устав, закон о выборах, закон о системе органов госвласти и закон о статусе депутатов) - технически это, вообще говоря, не очень сложно. Но проблема стоит вовсе не техническая. Главный вопрос - число депутатов будущего ЗАКСа третьего созыва.
Будем исходить из гипотезы, что по спискам будет избираться ровно половина депутатов. Вряд ли питерские парламентарии согласятся увеличить этот процент, хотя с точки зрения борьбы с "грязными технологиями" лучше всего было бы избирать городской парламент полностью по спискам. Как, например, в Стокгольме. Ведь все знают, как в Петербурге в последние годы проходят выборы по одномандатным округам: вместо состязания программ - состязание методов подкупа избирателей. Кто больше раздал в округе "гуманитарной помощи", того и выбрали. За редким исключением. При "списочной" же системе купить нужное число голосов практически невозможно. Весь город наборами с гречкой и подсолнечным маслом не завалишь...
Так вот, дилемма проста. Либо в ЗАКСе будет, как и сейчас, 50 депутатов, из которых 25 избирается по округам, и 25 по спискам, либо число депутатов увеличивается до 100 человек, и, кроме нынешних 50 "окружных" депутатов, еще 50 депутатов избираются по партийным спискам.
Известно, что губернатор выступает против увеличения числа депутатов, мотивируя это недопущением роста расходов на содержание городского парламента. Но дело не в стремлении к экономии бюджетных расходов. Чем меньше депутатов - тем легче, во-первых, администрации ими манипулировать, а во-вторых - тем легче обеспечить нужный результат выборов в округах с помощью "административного ресурса".
Оппозиция выступает за вариант увеличения численности депутатов. В его пользу говорит и нежелание многих народных избранников оказываться перед необходимостью не только столкнуться в округе с кем-то из коллег, но и вести кампанию на наполовину неизвестной территории. Четыре года силы и ресурсы тратились на то, чтобы "прикормить" свой округ - и тут выясняется, что надо срочно вторгаться туда, где столь же длительное время работал будущий конкурент...
На чем будет достигнут консенсус, необходимый для изменения Устава (для этого нужно 33 депутатских голоса) - выяснится еще до лета. Возможно, базой для него будет желание губернатора обеспечить себе правовую возможность баллотироваться на третий срок (для этого также надо менять Устав) - а, значит, вариант со 100 депутатами все же более вероятен.
|