У первого заместителя главы администрации президента Дмитрия Медведева вчера был непростой день. Возглавляемый им совет директоров ОАО "Газпром" сместил с занимаемой должности председателя правления Рема Вяхирева. Еще накануне вечером мало кто предполагал, что отставка основателя газовой монополии произойдет столь стремительно.
Медведев был непосредственным исполнителем этого стремительного плана, к созданию которого явно приложил руку президент Путин. "Ведомости" пытались получить комментарии у Медведева по поводу предстоящего заседания совета директоров с понедельника, но он отказывался от общения, стремясь предотвратить любую утечку. Ему это удалось: ни один из наблюдателей не предсказал итогов сегодняшнего голосования. Свое первое интервью после заседания совета Дмитрий Медведев дал "Ведомостям".
- Поздравляем с окончанием трудного дня.
- Спасибо.
- Вам удалось всех нас провести. Никто из наблюдателей не предполагал такого развития событий.
- Это неплохо.
- Но теперь, когда все уже известно, вы можете рассказать, как и когда было принято это решение?
- Думаю, что нет смысла обсуждать процесс принятия решения. Важно то, что оно было официально предъявлено и исполнено в течение одного дня.
- Тогда другой резонный вопрос: почему же именно Миллер?
- "Газпром" столь велик, столь историчен для России, поэтому невозможно сказать, что есть один человек, который сочетал бы в себе все необходимые качества. Алексей Борисович Миллер выделяется на общем фоне тем, что у него неплохой опыт руководства компаниями в сфере ТЭКа, но он также работал и в органах власти. В настоящий момент он является заместителем министра энергетики. Он занимался инвестиционными проектами, в том числе и связанными с "Газпромом", так что он не понаслышке знает состояние дел в компании. В то же время это человек новый, не зашоренный, с нормальным макроэкономическим мышлением и, что немаловажно, знакомый президенту еще по совместной их работе в Петербурге.
- В то же время многие наблюдатели высказывают опасение, что этот новый и молодой человек не сможет справиться с выводом активов из компании, который сейчас сильно активизируется.
- Я бы как раз считал иначе. Во-первых, вывод активов нам уже удалось минимизировать именно из-за того, что мы приняли меры организационного характера. По крайней мере, при нынешнем совете директоров какие-либо крупные куски собственности из компании не выводились. Во-вторых, давайте дадим новому председателю правления поработать. Посмотрим, как он будет формировать новые силы, новые подходы, обогащенные опытом тех людей, которые создавали "Газпром".
- Означает ли это, что Миллер сможет привести в менеджмент "Газпрома" новую команду?
- Очевидно, что каждый председатель правления должен сам подбирать себе команду. В то же время есть закрепленная в уставе процедура принятия решений, которая дает Алексею Миллеру право на формирование команды, но при этом совершенно очевидно, что отдельные позиции в топ-менеджменте "Газпрома" могут замещаться не иначе как с согласия совета директоров.
- Будет ли проводиться еще один совет директоров до собрания акционеров?
- Если надо будет, то почему нет? Мы же сегодня решили только вопрос по кандидатуре председателя. Будет надо - еще пять советов проведем.
- А как вы думаете, сильно изменится совет директоров после собрания акционеров?
- Это прежде всего зависит от результатов выборов на собрании. Но если говорить в целом - и это открытая позиция, ее сегодня озвучивали и президент, и Алексей Миллер, - то я бы полагал, что государство должно усилить свое влияние не только в исполнительном органе концерна, но и в совете директоров.
- Что теперь будет с трастовым договором на управление госпакетом?
- Я не понимаю, почему вокруг него возникает такой ажиотаж. Он давным-давно утратил силу, и все функции, связанные с управлением государственным пакетом, находятся сейчас в руках правительства.
- Как вы относитесь к ситуации, которая сложилась из-за судебных исков, которые блокируют возможность баллотироваться в совет директоров не только Борису Федорову, но и топ-менеджерам "Газпрома"?
- "Газпром" как компания абсолютно не заинтересован в подобных спорах. Информация на эту тему была представлена совету директоров. По моей просьбе этот вопрос прорабатывался и в юридическом управлении "Газпрома", и в Главном государственно-правовом управлении президента. Сохранение такой ситуации ставит под удар результаты работы собрания акционеров. Мы предложим председателю правления разрешить этот конфликт наиболее спокойным и цивилизованным путем.
- Как вы относитесь к сегодняшнему росту рынка акций "Газпрома"?
- Аналитики предсказывали рост котировок акций в случае решения вопроса о смене председателя правления. Рост оказался даже более значительным, чем они полагали, но сейчас основная задача нового председателя правления и его команды - добиться того, чтобы указанный рост котировок и капитализация компании в целом отражали не только сиюминутное волнение на рынке, но были следствием продуманной и эффективной политики нового руководства.
|