Лучшие в мире истребители и штурмовики конца ХХ века спроектированы в нашей стране, в Москве, в ОКБ Сухого. Начало ХХI века - это мировой триумф боевых самолетов марки "Су". Крупнейшие страны планеты - Китай и Индия сделали выбор в пользу этих машин. "Сухие" на взлете! Только к сияющим или зияющим вершинам? От ответа на этот вопрос зависит судьба не экспортных поставок (они-то как раз будут выполнены в любом случае и без проблем), а будущее истребительной авиации России, будущее обороноспособности государства.
Банкротить будемлучших?
После развала СССР и его мощнейшего ВПК мало кто предполагал, что Российская Федерация сможет в будущем играть заметную роль в области международного военно-технического сотрудничества. Однако случилось невероятное - началась настоящая российская экспансия в области торговли самым современным вооружением.
И почти сразу лидирующее положение заняла фирма "Су", представлял которую на мировом рынке генеральный конструктор и генеральный директор головного ОКБ Михаил Петрович Симонов. Ему удалось консолидировать интересы и разработчиков новых машин, и заводчан, и спецэкспортеров. В итоге российские истребители Су-27 и Су-30 начали стремительно завоевывать мировой рынок, фирма "Сухой" получила выгодные контракты, а государственная казна немалый валютный доход.
Почти фантастический прорыв российского авиастроения озадачил наших конкурентов на мировом рынке вооружений. Можно предположить, что в США схватились за голову, так как новейшие модификации "Су" превосходили не только любой серийный американский истребитель, но по ряду характеристик и перспективные разработки штатовских истребителей пятого поколения.
Первая попытка "разобраться" с ОКБ по чисто рыночным понятиям случилась в период бурной приватизации, когда "оборонка" лежала под прессом финансовых проблем. Одно из лучших в мире государственных конструкторских бюро сначала акционировали, а потом попытались обанкротить. Не получилось, и в немалой степени благодаря прессе, которая вне зависимости от лево-правых уклонов дружно поднялась на защиту национального достояния России.
В 1999 году патриарх отечественного самолетостроения Герой России Михаил Петрович Симонов был фактически отстранен от руководства предприятием. Генеральным директором приватизированного АООТ "ОКБ Сухого" и одновременно гендиректором государственного АВПК "Сухой" стал представитель молодой генерации менеджеров - Михаил Асламович Погосян.
Необходимо уточнить, что под аббревиатурой АВПК подразумевался (и подразумевается) прообраз крупнейшего оборонного холдинга - авиационный военно-промышленный комплекс. Идея довольно сложной реструктуризации всего комплекса производства самолетов марки "Су", основанная на командно-административном управлении "жесткой вертикалью", родилась в середине девяностых годов. Была, кстати сказать, активно поддержана на уровне администрации Президента РФ Бориса Ельцина, определенных банковских структур, но элементарно отстала от стремительного реформирования экономики России. Тем не менее формально именно руководство АВПК имело и имеет право подписи самых прибыльных контрактов и должно представлять "Сухих" на мировом рынке.
Увы, за несколько лет своего существования ни сам комплекс, ни его руководители ничем отличиться не смогли. Самые значимые для России контракты прошли как-то мимо АВПК. Создание экспортных вариантов Су-30МК в ОКБ также обошлось без мудрого руководства со стороны военно-промышленного комплекса. Серийные заводы сумели в короткий срок качественно обновить свою технологическую базу и получить международные сертификаты на качество выпускаемой продукции опять же без участия АВПК. Однако руководить, тем более рулить и разруливать, финансовыми потоками от экспортных контрактов очень уж хотелось.
Гражданская атака на боевую авиацию
Новый лидер государственного авиастроительного холдинга решил заняться благородным делом - поиском зарубежных инвестиций. Препятствие было одно - по сути самого названия АВПК являлся комплексом оборонного назначения. А никакой зарубежный инвестор не станет вкладывать деньги в развитие российской "оборонки". И решено было создать гражданское направление.
Самое деятельное участие в раскрутке потенциальных заокеанских инвесторов, как ни странно, приняла подданная США Алла Вейнштейн, ставшая советником гендиректора АВПК "Сухой" по гражданским проектам. Дама эта представляла в России и странах СНГ, между прочим, интересы весьма крупной американской корпорации, являющейся одним из столпов заокеанского ВПК, тесно связанного с Пентагоном. И один этот факт должен был заставить задуматься о том, в чьи же ворота на самом деле пытались забить голы в российском авиационном ВПК. А игра сразу пошла по крупному.
В США как-то ко времени "нарисовалась" некая фирма, заявившая о намерении закупить в России больше сотни пассажирских среднемагистральных самолетов. Фирма эта вышла с выгодным (многомиллиардным!) предложением на созданное при ОКБ акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого". Вот они долгожданные инвестиции, добытые с потрясающей легкостью!
О перспективном контракте заявляется на международной авиационной выставке в Берлине ILA-2000 и повторно из уст мадам Вейнштейн на еще более крупном авиасалоне Фарнборо-2000. Был даже подписан то ли предварительный контракт, то ли протокол о намерениях на продажу в США "Сухих" пассажирских машин. Правда, возникла одна "лохотронная" и до боли знакомая по российскому бизнесу мелочь. АООТ "ОКБ Сухого" из своих экспортных валютных доходов от продажи истребителей должно было через "Гражданские самолеты Сухого" перевести в США несколько миллионов долларов. Официально озвучивалась сумма в два миллиона, неофициально - во много раз больше. Американская сторона, правда, клятвенно заверила, что в будущем обязательно вложит и свою долю в совместный проект, дело закипит.
К счастью для ОКБ, перекачать деньги за океан не получилось. Осенью того же 2000 года выяснилось, что "солидная" фирма из США не обладает практически никакими активами, являясь чем-то вроде известных "Рогов и копыт" со своим зиц-председателем. К тому же вмешались компетентные органы, которые лишили излишне деловую гражданку США Вейнштейн российской визы за деятельность, не совместимую с национальной безопасностью нашей страны. Таким образом, кстати сказать, был предотвращен международный скандал и сохранено реноме фирмы "Сухой".
Руководство АВПК сочло за благо свернуть отношения своих "гражданских самолетов" с темноватыми посредниками, сулившими призрачные миллиарды взамен реальных миллионов и, вполне возможно, мечтавшими взять под свой финансовый контроль всю деятельность авиационного военно-промышленного комплекса. Впрочем, тяга к советам лиц, подданных отнюдь не России, у АВПК, похоже, в крови.
Курица сокола охоте научит?
Красивый символ самолетов "Су" - витязя, натягивающего тетиву лука, возможно, скоро заменят на бройлера, идущего в атаку. И это не шутка.
В административном здании АВПК еще мелькала тень русскоязычной американской советницы, когда был заключен договор с некой консалтинговой фирмой, в руководстве которой находится уже англоязычный гражданин с подданством то ли США, то ли Великобритании.
Фирма та принимала участие, например, в приватизации и развитии лакокрасочных и бумажных предприятий, в управлении производством акрихина, даже в становлении компании, известной ныне выпуском экологически чистых куриных полуфабрикатов. Пройдя путь от бумаги с акрихином до кур, специалисты универсального консалтинга доросли, надо думать, до планирования авиационного производства в России. Во всяком случае так решили в крупнейшем российском военно-промышленном комплексе с авиационным уклоном, поручив фирме разработать программу своего стратегического развития, а заодно и план создания истребителя пятого поколения.
Несмотря на полную абсурдность подобных консультаций, с консалтинговой фирмой был заключен солидный договор. Как утверждают злые языки "Сухих", консультанты, никогда никаким боком не касавшиеся тематики боевого самолетостроения и развития авиапромышленности России, тем не менее получили несколько сот тысяч долларов и в кратчайший срок выполнили "сложнейшую" работу.
Когда читаешь документ (благо, он не секретный), не знаешь - смеяться или плакать. Впрочем, на самом деле ситуация не глупа и не смешна. Руководство АВПК, наконец-то, получило действенную схему управления своим холдингом из рук солидных консультантов. Схема состоит из трех этапов, и воспроизведена нами на рисунке внизу.
И как это назвать, если не прозрачным намеком на неизбежный разговор "по понятиям" с последующей "разборкой" и возможным объявлением "войны"? Интересно, "война" будет идти в рукопашную между топ-менеджерами, с возможным бомбометанием друг в друга или при помощи наемных киллеров? Между тем речь-то идет не о дележе между бандитами доходных палаток на оптовом рынке, а об управлении одной из важнейших составляющих государственного оборонно-промышленного комплекса. Впрочем, судя по всему, государственным унитарным предприятием АВПК осталось быть недолго, рекомендовано приватизировать все.
Еще более удивительны предложения по реализации проекта истребителя пятого поколения. Фактически мыслится вывести этот важнейший и очень дорогостоящий для России оборонный проект из-под государственного контроля, передав надзирающие и регулирующие функции в чьи-то частные руки.
"Консультанты" (в рекомендациях пишется с большой буквы) и "представители (с маленькой буквы) АВПК" создают "Группу управления проектом", которая будет постоянно отслеживать ход и результаты работы. Ряд задач проекта может быть выполнен только при совместном участии "АВПК" и "Консультантов". Для этого планируется создать на базе консалтинговой фирмы "команду обслуживания АВПК" с очень широкими полномочиями.
Анализ финансового состояния предприятий оборонного комплекса России (совершенно секретно), реальный и потенциальный объем заказов МО (совершенно секретные данные), анализ поставщиков для истребителей пятого поколения (совершенно секретная информация) должны осуществлять (частный в ближней перспективе) АВПК "Сухой" и опять же те самые (заокеанские?) "Консультанты" из частной консалтинговой фирмы.
К управлению предприятиями ВПК в любой стране мира допускались и допускаются не просто грамотные менеджеры, а люди, прошедшие самую строгую проверку в самых компетентных органах. Слишком большая и поистине государственная ответственность лежит на них. Для России теперь это в прошлом? И рулить отнюдь не худшей в мире "оборонкой" можно сразу после успешного менеджмента на птицефабрике? А консультировать создание новейшего истребителя пятого поколения, освоив производство куриных окорочков? До каких, интересно, высот взовьется оборонная мощь России в ХХI веке при таком подходе?
И очень даже интересно, кто же больше всех заинтересован в столь нетрадиционной "реструктуризации" АВПК "Сухой", кто действительно окажется в выигрыше? Недавно гендиректор АВПК публично заявил, что новый министр обороны Сергей Иванов может смело опереться в своих действиях на него и руководимый им комплекс. Только надежна ли опора, строящая свой оборонный холдинг на опыте производства русифицированных "ножек Буша"?
Предлагаемая схема реализации состоит из трех основных этапов
- На первом этапе происходит "вооружение" АВПК - готовятся "рычаги давления" на предприятия-изготовители.
- На втором этапе АВПК "обнародует" наличие этих рычагов и "угрожает" их использованием.
- На третьем этапе возможны три варианта развития событий:
- АВПК предлагает предприятиям и прочим лицам компромиссную схему интеграции, которая устроит все стороны.
- АВПК настаивает на "неформализации" отношений, контролируя при этом принятие ключевых решений.
- Предприятия не поддаются давлению, и возможно начало "войны".
- Желательно не допустить развития третьего варианта, так как он может привести к разрушению общей системы и потере позиций на экспортных рынках.
|