Расследование авиакатастрофы Ту 154: новая версия - обледенение самолета
Расследование FLB: Появилась новая научная версия в расследовании авиакатастрофы 25 декабря 2016 года в акватории Черного моря. Сотрудник НИИ точных приборов Станислав Смирнов полагает, что причиной могло быть обледенение борта. Как это происходит с Ту 154 Б – в фильме 1988 года
Общество хочет получить внятные комментарии о причинах авиакатастрофы Ту 154 в Черном море 25 декабря 2016 года. Мало кто верит в то, что с самолетом могло случиться что-то по технической части буквально сразу же после вылета из сочинского аэропорта. Рассматривались самые разнообразные версии падения, в том числе мистические, с инопланетянами.
И вот появилась очередная, необычная версия авиакатастрофы.
Старший научный сотрудник НИИ точных приборов Станислав Смирнов выдвинул новую версию падения Ту-154 в акватории Черного моря. Он предположил, что причиной столкновения лайнера с поверхностью воды стало обледенение самолета, пишет «Комсомольская правда»
В первые 40 секунд полета на Ту-154 не сработал внутренний левый закрылок, остальные функционировали в штатном режиме. Эксперт отметил, что на высоте более 250 метров (по официальным данным, самолет поднялся на 250-700 метров. – Прим. ред.) температура могла быть отрицательной. Он предположил, что переохлажденная вода над морем могла привести к обледенению конструкции Ту-154.
«КП» приводит метеосводку аэродрома Адлер (Сочи) во время вылета Ту-154: «Температура воздуха: +5 градусов. Точка росы: +1 градус. Влажность: 75 процентов. Высота нижней кромки сплошной облачности: 1000 м».
При стандартном температурном градиенте в 0,6 градуса на 100 метров - на высоте 700 метров температура воздуха составит около нуля градусов. Но при нестандартных условиях нулевой или даже отрицательной температура становится и на высоте 250 метров. При этом возможно образование в атмосфере капель воды в переохлажденном состоянии, способных при любом механическом сотрясении практически мгновенно превращаться в лед. В таких условиях не исключено обледенение самолетов со всеми возможными последствиями.
"Вполне мог обледенеть и закрылок с приводом, что ограничило зону его движения и не дало закрылку возможность занять штатное положение. То, что сам привод в принципе был вполне дееспособным, подтверждает его начальное движение в правильном направлении. Тогда получается, что возникшее при взлете обледенение привело к стопорению привода закрылка в промежуточном положении", – цитирует Станислава Смирнова газета "Комсомольская правда".
При попытке экипажа развернуть самолет к суше для аварийной посадки поток воздуха оторвал неисправный закрылок и перебросил его в воздухозаборник левого двигателя. В результате повреждения лопаток компрессора турбины самолет начал терять тягу, на лайнере начались сильные вибрации, пишет «Дни.ру».
Топливная магистраль при этом, по-видимому, осталась открытой, и к двум оставшимся двигателям топлива стало поступать меньше с соответствующим уменьшением их тяги. Самолет стал снижаться", – отметил эксперт. Летчики безуспешно пытались выровнять траекторию полета борта Ту 154 за счет изменения угла тангажа.
"Если бы внутренний левый закрылок не заклинило, то не было бы кренящего момента, никакая реальная сила не оторвала бы закрылок и не бросила его в воздухозаборник двигателя. Не было бы аварийного режима работы левого двигателя", – заключил Станислав Смирнов.
Также он добавил, что авиакатастрофа могла произойти и без попадания закрылка в турбину. Если на лайнере была отключена противообледенительная система двигателей, то поломка могла произойти из-за образовавшегося в турбине льда. "При этом могут повреждаться лопатки компрессоров, что приводит к изменению режимов двигателей (в том числе к помпажу и потере тяги), а в итоге – к возможной катастрофе", – пояснил сотрудник НИИ.
А сразу же после авиакатастрофы Ту 154 в акватории Черного моря летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин говорил AIF.RU , что причиной авиакатастрофы Ту 154 могут быть метеорологические условия над морем сразу после взлета. «Самый большой риск таит как раз «сопливая» погода, когда за бортом от +5 до –5. Тогда на скорости от 200 до 400 км/час и происходит самое интенсивное обледенение, как раз в процессе взлета», – рассказал Базыкин.
Не стоит сбрасывать со счета и тот факт, как рассказал эксперт, что потерпевший авиакатастрофу Ту 154 – самолет третьего поколения, а не четвертого. Надежный, но третьего, и что при всех обновлениях у него «винт остался старый».
В данной ситуации и при повышенном интересе к теме стоит посмотреть снятый еще в 1988 году по заказу Министерства гражданской авиации научно-популярный фильм , в котором показаны все виды наземного обледенения Ту 154Б, и обледенения аэродинамических профилей в полете и меры безопасности полетов в условиях обледенения.
Одним словом, версий авиакатастрофы Ту 154 в Сочи все больше, а ответы по прежнему в черных ящиках. Скоро февраль, и может быть мы узнаем истинные причины трагедии?