Мэрия Самары на прошлой неделе добилась от депутатов городской Думы принятия специального постановления об открытии городом кредитной линии в Банке Москвы на сумму 300 миллионов рублей. Одновременно было подтверждено решение о закреплении в бюджете отдельной защищенной статьи на обслуживание и погашение займа. На этом настояли руководители банка, ранее кредитовавшие город без каких-либо дополнительных условий.
С момента избрания Георгия Лиманского на пост мэра города его финансовыми партнерами традиционно выступали местные банки. В частности, Газбанк кредитовал предприятия мэрии, позже к этому процессу присоединился и банк "Солидарность". Кредитование не прекращалось даже в весьма непростые для мэра моменты. Более того, в 2001 году обсуждался вариант превращения Волго-Камского банка в расчетно-кассовый центр городской администрации и предприятий ЖКХ, а одним из инициаторов этого выступал не кто иной, как Алексей Титов. Но, видимо, политическая конъюнктура заставила изменить эти планы. Уже летом 2001 года крупнейшим кредитором мэрии стал Банк Москвы, открывший кредитную линию на 300 миллионов рублей. Попытки "СО" прояснить ситуацию и узнать, что именно послужило обеспечением кредита, успехом не увенчались, но, по предварительным данным, в случае предоставления в залог муниципальной недвижимости в ее перечень попали бы все здания, и в том числе здание самой мэрии. Непонятным был и выбор банка: самарский филиал Банка Москвы к тому моменту не имел даже своего кассового зала и располагался в помещении, переоборудованном из нескольких квартир. Тем не менее сотрудничество с банком было продолжено и в 2002 году. На прошлой неделе вопрос об этом сотрудничестве всплыл на заседании городской Думы, причем в неожиданно резкой форме.
Как выяснилось, на этот раз кредитор потребовал не просто гарантий администрации. Московские банкиры, уже выдав городу часть требуемой суммы, предложили заемщику издать и утвердить специальное положение о привлечении кредита в размере 300 миллионов рублей и закреплении в бюджете Самары защищенной статьи на его обслуживание и погашение, потребовав в противном случае вернуть уже поступившие в бюджет 50 млн рублей досрочно. Депутаты, как и ожидалось, одобрили решение администрации, дав ей тем самым возможность получить в мае очередной транш в размере 30 миллионов рублей. Вместе с тем неожиданно возникшая тема вызвала вопросы. Депутаты сошлись на том, что рост заимствований приведет к необходимости вносить изменения в недавно принятый городской бюджет. В расходной части бюджета 2002 года по статье "Выплаты процентов по муниципальному долгу" уже заложены деньги за пользование кредитами, полученными администрацией города, в сумме 135,84 млн рублей, из них 115,84 млн руб. предусмотрено на погашение процентов по субзайму МБРР. Учитывая, что на обслуживание кредита от Банка Москвы потребуется 32,58 млн рублей, городу придется найти где-то еще порядка 12 миллионов рублей.
Кроме того, ряд депутатов считает, что сумма обслуживания кредита может не ограничиться данными параметрами, так как в кредитном договоре между администрацией и банком записано, что в случае изменения конъюнктуры рынка кредитных ресурсов, а также изменения ставки рефинансирования Банк Москвы имеет право в одностороннем порядке изменить ставку по кредиту. Кроме того, если будет просрочен возврат кредита, что не исключается в условиях нынешней финансовой ситуации, городу помимо процентов, предусмотренных в договоре, придется платить неустойку, а в случае нарушения срока уплаты процентов Самара будет обязана уплатить неустойку в размере 20% от суммы просроченной задолженности.
Самара до сих пор никоим образом официально не урегулировала свои отношения с банками-агентами. Ни один из них не имеет статуса официального партнера города, а их выбор осуществляется на не подтвержденной какими-либо документами основе. В то же время в области существует порядок определения уполномоченных банков, состав которых на протяжении последних лет остается неизменным, - это Газбанк и банк "Солидарность".
|