Пока Захария Калашова (Шакро Молодой) оставили сидеть в СИЗО, в силовых ведомствах идут перестановки, связанные с борьбой против «оборотней в погонах», а 24-летний полициейский Ильдар Шакиров, бывший свидетелем перестрелки на Родчельской, может понести ответственность за события
Итак, Мосгорсуд оставил под арестом криминального авторитета Шакро Молодого, о чем вчера проинформировало ТАСС . Его обвиняют в вымогательстве и организации преступного сообщества. Как передает корреспондент ТАСС, таким образом, суд отклонил апелляционную жалобу защиты.
Тем временем защита Калашова считает арест и его продление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене из-за отсутствия признаков причастности обвиняемого к преступлению.
Напомним, что Калашов обвиняется по ч. 3 ст. 163 УК РФ ("Вымогательство, совершенное организованной группой в особо крупном размере"). Также в его отношении расследуется уголовное дело по ч. 4 ст. 210 УК РФ ("Организация преступного сообщества"), которое предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения.
Халатность «невольного свидетеля»
Невольным участником роковой и теперь уже легендарной (как-никак, вызвала серию арестов руководства московского СК и боссов российской мафии) перестрелки на Рочдельской улице стал 24-летний оперуполномоченный ОМВД по Пресненскому району Ильдар Шакиров. Именно он приехал по вызову, поступившему на «02» и пытался помирить враждующие стороны .
Сейчас Ильдар — в СИЗО, ему грозит срок до 7 лет по статье «халатность, повлекшая смерть двух и более лиц», продолжает тему «МК». Но мог ли обычный опер остановить мафиозные разборки?
На «02» в роковой 14 декабря 2015 года поступило два звонка от хозяйки ресторана «Элементс» Жанны Ким. Она заявила, что в заведение зашли трое подозрительных людей, а еще два десятка личностей оцепили ресторан.
На первый вызов выехала на машине со спецсигналами группа немедленного реагирования (ГНР). Но бойцы даже внутрь заведения заходить не стали, потому что ничего подозрительного не увидели (окружившие ресторан молодчики, завидев машину с мигалкой, тут же скрылись).
На второй вызов, поступивший через 20 минут, а точнее в 20.36, отправились двое: местный участковый и оперуполномоченный группы по борьбе с наркотиками угрозыска отдела МВД по Пресненскому району Москвы Ильдар Шакиров.
- Ильдар в этот отдел полиции был переведен за две недели до перестрелки, - рассказывает его защитник Эдуард Оганян. - Версию о том, что его изначально мафия внедрила в органы, отвергли на первом этапе: биллинг его телефона и в целом служебная проверка отдела собственной безопасности МВД по ЦАО подтвердили, что он ничего общего ни с одной группировкой не имеет. Совершенно чистый парень. Но без большого опыта работы (в полиции всего полтора года, дослужился только до лейтенанта) и тем более без опыта ведения переговоров в тяжелых ситуациях. При этом сам он считает, что сделал все возможное, чтобы предотвратить вооруженный конфликт.
Сейчас, как сообщает РБК , свидетель перестрелки на Рочдельской улице в Москве полицейский Шакиров требует оградить его от давления ФСБ.
Оперуполномоченный ОВД «Пресня» Ильдар Шакиров требует проверить действия сотрудников управления «М» ФСБ. Как рассказал РБК адвокат полицейского Эдуард Оганян, во вторник он подал две жалобы на их действия — в военную прокуратуру и управление собственной безопасности ФСБ.
И Буданцев
РБК также описывает подробности того вечера. Как следует из стенограммы аудиозаписи, в ресторан сперва приехали представители подрядчиков в сопровождении охранников ЧОПа. Пройдя в VIP-зал, мужчины представились Николаями и потребовали, чтобы хозяйка заведения Жанна Ким заплатила 8 млн руб. — по их версии хозяйка не рассчиталась с дизайнером Фатимой Мисиковой, а та — с ними.
«Из каких вы органов, или вы юристы?» — спрашивала Жанна. «Я — юрист», — отвечал один из прибывших. «А это — юротдел», — сказал он про своих товарищей.
После их появления Жанна начала звонить в полицию, но первый звонок сделала своему знакомому, которого потом называет «шефом». Положив трубку, она сказала: «Сейчас еще подлетят бойцы от шефа моего. Все нормально».
Эдуард Буданцев — в прошлом первый заместитель командира СОБРа ЦРУБОПа. Источник фото
После этого в ресторан защищать Ким приехал адвокат Эдуард Буданцев с тремя товарищами. На улице он столкнулся с оперуполномоченным близлежащего ОВД Шакировым, приехавшим по вызову . Ранее сюда же была отправлена группа немедленного реагирования, но ничего не стала предпринимать, а после приезда Шакирова уехала, говорит адвокат Оганян.
Кстати, по словам Ильдара, пишет «МК», Ким не была знакома с Буданцевым, она даже решила, что тот пришел вместе с Шакировым. Люди Буданцева представились Ильдару бывшими сотрудниками МВД, показали пенсионное удостоверения, сказали, что тоже приехали по звонку. К «Elements» подъехал врио начальника угрозыска Денис Ромашкин (он непосредственный руководитель Ильдара, тот с ним дружил, созванивался, и рассказал, что в ресторане происходит). Был там оперативник вообще из другого района — ОМВД Замоскворечье - Артем Лавров, которого позвал некий частный детектив Феничкин (а его наняла Жанна Ким). В общем, полный состав!
Ильдар убедился, что все стороны ведут цивилизованный диалог. Он несколько раз спросил — нужна ли его помощь. Ему ответили, что нет, что все под контролем.
Ильдар сел в полицейскую машину и поехал дежурить дальше (у него был еще один вызов). Но через пару минуту ему позвонил Ромашкин и сообщил, что началась стрельба. Он развернул машину и приехал на место. И на видео видно, что он достал пистолет и собирался отстреливаться. То есть он не сбежал и был со своими коллегами.
По информации РБК, еще на улице Буданцев рассказал Шакирову, что он сам бывший милиционер, приехал поддержать хозяйку и показал удостоверение пенсионера МВД, говорит Оганян. Но на вопрос, кто его пригласил в кафе, Буданцев отвечал полицейскому уклончиво — «хороший человек».
Сама Ким также впервые видела Буданцева, утверждает Оганян. По его словам, в кафе она отвела Шакирова в сторону и тихо спросила: «Кто эти люди?»
Позже Буданцев и Ким неоднократно говорили на допросах, что первый и раньше представлял интересы второго, рассказывают два источника РБК, близких к следствию. Но Шакиров утверждает в своих показаниях, что они вообще не были знакомы, говорит Оганян. Это подтверждают и аудиозапись переговоров, которую сделала Ким, и собеседник РБК, знакомый с самим Буданцевым.
По словам адвоката Шакирова, когда его доверитель покидал кафе, чтобы отправиться на другой вызов, в VIP-зале продолжались переговоры. Шакиров сел в полицейский автомобиль, но не успел проехать и несколько минут, как его попросили срочно возвращаться: обстановка накалилась.
В это время участники переговоров вышли на улицу и продолжили беседу уже на повышенных тонах. Как позже установило следствие, к тому времени на переговоры о выплате долга прибыл приближенный авторитетного предпринимателя Захария Калашова (Шакро Молодого) Андрей Кочуйков (Итальянец) и его соратники.
Как рассказывает РБК один из знакомых Буданцева, адвокат заявил Итальянцу, что не уважает «воровскую масть» и первым достал пистолет .
Именно это, считает собеседник агентства, и спровоцировало начало драки. Люди Итальянца кинулись на Буданцева, а тот начал стрелять, первым выстрелом ранил своего товарища Романа Молокаева, но не остановился, а продолжил стрельбу (видео перестрелки позже активно распространялось в соцсетях).
В это время к ресторану вернулся полицейский автомобиль, из которого выскочил Шакиров и побежал к дерущимся. Адвокат полицейского настаивает, что видел, как Буданцев стрелял по безоружным людям, а потом вместе с двумя своими товарищами стал убегать через черный выход .
Одновременно с Шакировым на место происшествия прибыла большая группа захвата. Задержав тех, кто был около кафе, полицейские побежали искать Буданцева. Шакиров и его коллеги обнаружили Буданцева и Петра Костриченко на чердаке соседнего здания, куда те затащили раненого Молокаева, говорит Оганян. Полицейских было почти десять человек, и Буданцев при задержании уже не сопротивлялся. Но он заявил Шакирову, что, если тот его не отпустит, «у него будут проблемы », говорит защитник.
В ночь после разборок в ОВД «Пресня», куда доставили Буданцева, приехали сотрудники управления «М» ФСБ, пересказывает показания своего доверителя Оганян. « Они заявили, что Буданцев их сотрудник и потребовали его отпустить », — говорит адвокат. Но полиция передала задержанного следователям СКР (следственного управления по ЦАО), которые сразу же провели официальное опознание Буданцева. Свидетелем стал оперуполномоченный Шакиров, который уже официально опознал Буданцева, как стрелка.
Сейчас Буданцев единственный обвиняемый, кто после событий на Рочдельской не попал в следственный изолятор. В декабре Пресненский суд столицы по просьбе следствия поместил его под домашний арест в его квартире в центре столицы на Поварской улице — прямо напротив Верховного суда.
Роковая роль жалобы
Именно после жалоб Шакирова в управление «М» ФСБ на давление в его адрес, считает собеседник, близкий к следствию, и были задержаны Шакро, а также генералы СКР — руководитель главного управления собственной безопасности СКР Михаил Максименко, его зам Александр Ламонов и замруководителя столичного главка Денис Никандров. На основании жалоб и проводилась вся оперативная разработка Шакро и генералов. По версии следствия, высокопоставленные сотрудники СКР за деньги собирались переквалифицировать обвинение приближенным Шакро, сообщает РБК .
Спустя полтора месяца после событий на Рочдельской, в январе 2016 года, в отношении Шакирова было возбуждено уголовное дело. Он был арестован по обвинению в халатности (ч.3 ст.290 УК). По версии следствия, именно Шакиров, а также участковый Ринат Зиннатулин не среагировали на жалобы Ким и допустили перестрелку. Если он будет признан виновным, ему грозит лишение свободы до семи лет.
Сейчас оперативники управления «М» регулярно приходят в камеру к Шакирову (он находится в московском СИЗО №4 в Медведково) и требуют, чтобы тот признал вину, говорит адвокат полицейского Оганян.
Сторона защиты Шакирова намерена доказать, что сотрудники управления «М» оказывают давление на Шакирова. Адвокаты просят оградить клиента от посещений сотрудников ФСБ и пресечь, как сказано в жалобе в военную прокуратуру (есть у РБК), их незаконные действия.
Как известно, все это имеет прямое отношение к тем перестановкам, которые происходят в столичном УВД. Так, начальник Московского уголовного розыска (МУР) генерал-майор полиции Игорь Зиновьев, как сообщили во вторник сразу несколько информагентств, покинул свою должность и в ближайшее время займет пост главы столичного УВД по ВАО. Для генерала Зиновьева, руководившего самым известным подразделением Петровки с января 2014 года, переход на службу в окружное управление, безусловно, можно считать понижением по карьерной лестнице. Об этом подробно пишет на страницах «Новой газеты» журналист Андрей Сухотин.
Вместе с тем сам угро, по данным ТАСС, ожидает значительная оптимизация личного состава — две трети сотрудников выведены за штат и в ближайшее время могут покинуть столичную полицию. Кроме того, в рамках реформы прекратят свое существование и ряд подразделений МУРа (в частности, отдел по борьбе с наркотиками, поскольку эти задачи после упразднения ФСКН выполняет созданное этой весной Главное управление по борьбе с оборотом наркотиков (ГУБОН) МВД).
Единственный отдел, не затронутый реформой, — знаменитый «убойный» (1-я ОРЧ), который занимается раскрытием убийств.
В самом ведомстве готовящиеся сокращения объяснили не только известным секвестром бюджетных ассигнований на правоохрану, но и будто бы намерением руководства МВД «избавиться от коррупционеров в системе уголовного розыска».
Однако идея очищения передового управления ГУ МВД по Москве от «оборотней в погонах», по нашим данным, принадлежит руководству ФСБ, выявившему сомнительные связи муровцев с группировкой криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодой), находящегося в СИЗО «Лефортово» по обвинению в даче крупной взятки высокопоставленным сотрудникам Следственного комитета России (СКР).
По сути, муровцев подозревают в том, что они давали районным отделам и окружным управлениям полиции указания саботировать расследования уголовных дел, связанных с вымогательством у предпринимателей со стороны работников ЧОП «Защитник». Это охранное предприятие якобы было близко к Шакро Молодому, а его сотрудники фактически исполняли функции личных бойцов «вора в законе».
В настоящее время, по сведениям источника в ФСБ, ведомство через органы прокуратуры инициировало массовые проверки вынесенных полицией постановлений по фактам вымогательства со стороны ЧОП. Если подозрения подтвердятся, то не исключено возбуждение уголовных дел по статьям о соучастии в вымогательстве и участии в организованном преступном сообществе, отмечают «Новые известия».
Спецслужбисты пришли к выводу, что в преступной схеме замешаны и осуществлявшие оперативное сопровождение сотрудники МУРа.
Однако, как резюмирует журналист «МК» Ева Меркачева, когда случаются большие разборки, подтягиваются люди самой разной «высоты полета ». Криминальные авторитеты, частные детективы, юристы, ветераны спецслужб и, конечно же, действующие полицейские. Но именно стражам правопорядка роль по факту отводится минимальная, скорее даже формальная. Вот и в истории с перестрелкой на Рочдельской оперативник Ильдар был в каком-то смысле статистом. Но именно он, выехавший по звонку «02» понесет всю ответственность за случившееся .