10 и 11 августа ФАС аннулировала 2 закупки Департамента строительства города Москвы в связи с грубым нарушением закупочного законодательства. 10 числа – на реконструкцию Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца , 11 - на осуществление подрядных работ по объекту: «Транспортная развязка Ленинградского и Волоколамского шоссе в районе станции метро «Сокол» Первая – на 4,7 млрд рублей - на право заключения государственного контракта на осуществление единой закупки услуг управляющей компании на выполнение проектных и остатков подрядных работ по объекту: « Реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца» по адресу: Красносельский район, ЦАО города Москвы, районы Сокольники, Преображенское, Гольяново, Северное Измайлово, ВАО города Москвы (номер извещения 0173200001416000844). В данном случае Заказчик тщетно пытался замаскировать реальный предмет закупки под кодом 71.12.20.190 ОКПД2, что затрудняет поиск закупок потенциальными участниками. Об этом в ФАС в очередной раз направил жалобу председатель комитета РосАЗП и активист ОНФ Александр Кулаков. В итоге в закупке вновь фигурировало одно и то же нарушение – объединение проектно-изыскательских и строительных работ. Однако это не все. Выяснилось в ходе экспертизы, что закупка была осуществлена и по ней определен победитель - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГОРИЗОНТ", предложивший цену всего лишь на 0,5% меньше НМЦК. Таким образом, считает эксперт ОНФ Александр Кулаков, в действиях организаторов торгов могут усматриваться еще и признаки нарушения уголовного законодательства, выразившиеся в намеренном подгоне закупочной документации для победы определенной организации и заключения с ней контракта практически по НМЦК, что тянет, как минимум, на ст. 293 УК РФ «Халатность».
Вторая – на 1,9 млрд рублей на право заключения государственного контракта на осуществление подрядных работ по объекту: « Транспортная развязка Ленинградского и Волоколамского шоссе в районе станции метро «Сокол». 1-й этап 1-го пускового комплекса. Транспортная развязка Ленинградского и Волоколамского шоссе в районе станции метро «Сокол». 2-й этап 1-го пускового комплекса. Корректировка. Системы жизнеобеспечения Волоколамского тоннеля» (номер извещения 0173200001416000851). И здесь снова, как пишет эксперт, Заказчик тщетно пытался замаскировать реальный предмет закупки под кодом 71.12.20.190 ОКПД2, что затрудняет поиск закупок потенциальными участниками.
А дальше – все то же, что и в первом случае, только победитель другой –городская компания АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МОСИНЖПРОЕКТ", с которым и планировалось заключить контракт по НМЦК. Фактически – снова нарушение, причем, как отмечает эксперт, которое подпадает под ст. 293 УК РФ .
Так или иначе, аннулирование этих госзконтрактов сэкономило уже в бюджет около 700 млн рублей: 500 млн – по первому случаю, и 200 – по второму , ведь после устранения этих нарушений и проведения закупок путем электронного аукциона вместо конвертного конкурса, НМЦК практически всегда снижается на 10-15%. Безусловно, и в том и в другом случае компании могут обратиться в Арбитраж для защиты своих интересов, но возникает вопрос, почему из раза в раз участники конкурсов используют одну и ту же схему? Почему, несмотря на то, что уже не раз всплывал вопрос о неправомерном соединении двух несовместимых, с точки зрения пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, видов деятельности: проектно-изыскательской и строительной, вновь и вновь всплывает именно этот пункт? Или по-прежнему никто не думал, что общественный аудит и контроль закупок будет работать по-настоящему?
Как с гуся вода – часто бывает и так, что не спасает и вмешательство ФАС, поскольку ее предписания об аннулировании закупок и итоговых протоколов по ним не исполняются заказчиком и контракты заключаются с не устранёнными нарушениями по максимальным ценам и практически всегда с одним участником без конкуренции.
Итог один –сотни миллионов бюджетных денег экономятся для бюджета, если нарушение выявлено и устранено. А если нет? Давайте здесь без риторики, в общем-то, все и так понятно. Добросовестные аудиторы и эксперты завалены такого рода документацией, вскрывающей многочисленные нарушения. Может быть, чтобы закрыть лазейки, необходимо что-то изменить в законодательной базе или личное вмешательство в закупочные дела заказчика мэра Москвы?
И еще один момент. Понятно, что сейчас многое делается по знакомству, по дружбе. Никто не против, если такая дружба не нарушает законы права и морали, но когда налицо серьезные нарушения и тех и других норм, то почему-то напрашивается мысль о картельном сговоре, а это уже не дружба. Рано или поздно ,тайное, как говорится, станет явным. Исполнять майские Указы Президента тоже так или иначе придется. А в нынешних условиях нового этапа борьбы с коррупцией – еще неизвестно, сработают ли знакомства и дружеские связи…
Чуть ранее на эту тему на FLB: Простой московский сговор
|