В Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области по 20 адресам, связанным с Росавтодором по Северо-Западу, пришли с обысками, сообщает «Фонтанка».
Обыски проводят оперативники управления экономической безопасности главного управления министерства внутренних дел, транспортной службы управления Федеральной службы безопасности и Следственного комитета. Они пришли в здание Росавтодора на Съезжинской улице в Петербурге, в офисы компаний-подрядчиков ведомства, в квартиры и дома предпринимателей и чиновников ведомства. Обыски в Москве связаны с неназванным высокопоставленным работником Росавтодора, отмечает «Сноб».
В СКР по Петербургу возбуждено уголовное дело по коррупционной статье. «Не исключено, что возбуждено злоупотребление служебным положением и дело касается должностных лиц», — пишет «Фонтанка».
Как пояснили “Коммерсанту” в региональном управлении СК РФ, следственные действия производились в рамках уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере). Основной фигурант уголовного дела — 39-летний заместитель начальника управления земельно-имущественных отношений федерального дорожного агентства Тимофей Мещеряков.
«Из материалов уголовного дела следует, что Мещеряков, являясь начальником отдела имущественных отношений ФКУ “Севзапуправтодор”, в мае 2013 года получил от представителей трех коммерческих структур три магнитные топливные карты на возмездное оказание услуг по оформлению расчета за нефтепродукты, товары и услуги, реализуемые через розничную сеть, на которые с августа 2014 года по май 2016 года получил взятку в сумме 730 тыс. руб.»,— пояснили в следственном ведомстве. Как утверждают сыщики, деньги чиновник получал за общее покровительство «при заключении, реализации и приемке выполненных работ по контрактам, заключенным дорожниками с коммерсантами». Во вторник в Москве еще до окончания обысков господин Мещеряков был задержан. В ближайшее время его доставят в Петербург, где и будет решаться вопрос о его аресте и предъявлении обвинения.
Не исключено, что в деле появятся и другие фигуранты. По неофициальным данным, обыски проводились и у нескольких подчиненных Тимофея Мещерякова, в частности нынешнего руководителя отдела имущественных отношений Севзапуправтодора Владимира Чернухи. Прежде чем занять должность ушедшего на повышение Тимофея Мещерякова, господин Чернуха возглавлял отдел развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры.
Данное дело началось с того момента, как ныне федеральный чиновник Тимофей Мещеряков начал пользоваться картой для заправки своей личной иномарки на АЗС Neste, пишет «Фонтанка». Чуть позже выяснилось, что этой услугой пользуются и члены его семьи . Еще немного и оперативники выяснили, что в группу любителей бензина Neste входит еще и начальник отдела имущественных отношений Севзапавтодора Владимир Чернуха. Все было бы прекрасно, если бы один из оперативников не оказался скучным и дотошным. Он не поленился, сгонял на нужные АЗС, снял записи камер видеонаблюдения и установил как раз важное для всей глобальной разработки. Здесь надо отметить, что поначалу руководство над ним потешалось.
Оказалось, что карты Neste оформлены на коммерческие предприятия. А те в свою очередь, проходили по материалам оперативного дела, как аффилированные с чиновниками Росавтодора . Понятно, что основными подрядчиками у Севзапавтодора, ответственного за федеральные трассы, являются такие строительные монстры как «ВАД», «Мостотрест», «Буер». Однако в индустрии этого ведомства достаточно и более мелких организаций. Например, таких, что осуществляют юридическое сопровождение и оценку земель, которые необходимо выкупать государству, если трассы проходят через частные территории. Одна именно такая компания и оформила на себя злополучные платежные карты, исправно переводя на них деньги со своих счетов. Кстати, это официально подтвердил и Следственный комитет .
Дальнейшее было делом техники: получение транзакций по картам, фиксирование – кто, когда, где по ним заправлялся. Так мелкая информация оперативника превратилась в своего рода отмычку. Чтобы на обысках законно и процессуально заглянуть в документацию Росавтодора. Все же просто – чиновник, который пользуется деньгами зависимой от него коммерческой организации, попадает под статью «Взятка». Вот Следственный комитет и возбудил редкое, но не очень сложное, с точки зрения доказательств, дело.
По сравнению с губернатором Белых, принявшим 400 тысяч евро, может быть и мелко, а на взгляд квалификации – часть пять статьи 290 УК. От семи до двенадцати лет, между прочим. Так как по каждой из трех карт заправились примерно на миллион рублей.
«Фонтанка» располагает информацией, что в следственные органы вскоре поступят материалы о том, как чиновники, получив инсайдерскую информацию о маршрутах будущих трасс, скупали на подставных лиц земли, после чего и согласно установленной процедуре бюджет Российской Федерации был вынужден их выкупать обратно. Но, как вы понимаете, по сверхзавышенной цене. А вот дают оценку, как раз, коммерческие организации, которые связаны личными отношениями с ответственными сотрудниками Росавтодора.
Понятно, что подобная схема придумана давно. Так, в конце ХIX века при строительстве железных дорог в США спекуляция на инсайде была крайне популярна. Другое дело, что тогда это было законно, да и пользовались этим частные компании.
Только для справки : фактическим куратором Мещерякова является заместитель директора Росавтодора Андрей Костюк, который ранее работал в Севзапавтодоре (с 2006 по 2012 годы).
Тимофей Мещеряков только пару недель назад назначен на должность заместителя Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора. Он ушел с поста начальника имущественных отношений Севзапавтодора. Его сменил как раз Владимир Чернуха.
Мещеряков в середине 2000-х годов работал в ОАО «Западный скоростной диаметр», которое на 100% принадлежит Смольному. До конца 2013 года это ОАО было куратором строительства трассы. Занимался решением имущественных вопросов, в частности – с владельцами гаражей, которые нужно было сносить для строительства трассы. Все они в прошлом военные инженеры. Так, например, Костюк закончил петербургский Военно-транспортный университет железнодорожных войск. И как нынешний руководитель Севзапавтодора Иванов, начинал работу в Дирекции транспортного строительства.
Ну и наконец о бизнес-масштабе: по данным Kartoteka.ru, в 2013 году «Севзапуправтодор» разместил заказов на 64 млрд рублей, в 2014-м – на 69 млрд руб., в кризисном 2015-м – на 16,2 млрд руб. Крупнейшие подрядчики – ЗАО «ВАД» и ПАО «Мостотрест», ранее принадлежавшее братьям Ротенбергам.
|