Минэкономики предлагает преодолеть стагнацию экономией на зарплатах, сообщает сегодня «Коммерсантъ».
Опубликован доработанный проект макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016-2019 годы. В нем ведомство Алексея Улюкаева впервые объявило, как предполагается реализовать целевой сценарий прогноза — с выходом на рост ВВП в 4,5% к 2019 году. Рецепт выхода из рецессии от Минэкономики — ограничение роста зарплат в экономике в 2016-2017 годах с последующей компенсацией в 2018-2019 годах.
Таким образом, как проанализировал "Коммерсант", реальные доходы населения должны сократиться на 2,8 процента в 2016-м и на 0,3 процента — в 2017 году. Сокращение пенсий получится еще более жестким – на 4,8 и 2 процента соответственно с индексацией до 2019 года только по уровню инфляции, отмечает РИА Новости .
По расчетам Минэкономики, число бедных с 13,1 процента в 2015 году увеличится до 13,7 процента в конце 2017-го, с пиком в 2018-м — на уровне 13,9 процента. Возвращение к прежним показателям ожидается только в 2019 году, пишет издание.
В Минэкономразвития полагают, что «замороженные» зарплаты можно будет компенсировать работникам уже в 2018–2019гг. за счет бурного роста корпоративных прибылей, инвестиций из ФНБ и бюджета в «системообразующие и эффективные инвестпроекты», а также за счет сокращения потребления энергетических ресурсов, дополняет «Клуб регионов».
Как отмечает «Коммерсантъ», документ может измениться к осени. Именно тогда в новую Госдуму поступит исправленный бюджет на 2016 год и на 2017-2019 годы. Однако нынешний проект — теоретическая база для всех бюджетных дискуссий мая-июля.
Недавно Улюкаев говорил, что падение российского ВВП в июле 2015 года ускорилось до 4,6% с 4,2% из-за высокой базы июля прошлого года, продолжает тему «КП». При этом очищенная от сезонности динамика ВВП в июле впервые с начала года вышла в незначительный плюс в 0,1%.
- Но это все очень хрупко. Видно, что мы где-то на «дне» лежим, или как назвать это движение. Я думаю, что уж точно вниз не пойдем, а будем ли выходить заметно в рост - это сложно сказать, - отмечал министр.
В описании целевого сценария каких-либо отсылок к бизнес-среде или структурным мерам нет, а в расчетах базового не предполагается каких-либо радикальных изменений в структуре инвестиций до 2019 года, продолжает «Коммерсантъ». Целевой сценарий предполагает, впрочем, дальнейший рост поддержки несырьевого экспорта и импортозамещения — и ускоренный вывод из экономики энергонеэффективных производств. Он обеспечит снижение энергоемкости промышленности на 2,5% в год — в целевом сценарии Минэкономики энергосектор, действительно, практически не растет.
Сам по себе описанный целевой сценарий — не альтернатива структурным реформам. Так, увеличение пенсионного возраста, изменение структуры расходов федерального бюджета, реформа трудового рынка им не противоречат. Но главный парадокс целевого сценария ведомства Алексея Улюкаева — в том, что переход к экономическому росту, оплаченный "голодным" для населения 2017 годом, в расчетах Минэкономики сопровождается довольно быстрым сокращением занятости (с 72,7 млн экономически активного населения в 2015 году до 71,5 млн в 2019-м) при падающей до докризисных 5,6% (по МОТ) общей безработице.
Немаловажно и то, что сценарий ручного управления, предложенный Минэкономики, конечен. В 2020 году, вне зависимости от того, выйдет экономика РФ на уровень роста в 4,5% ВВП в год или нет, госсредства на дальнейшее его стимулирование будут в основном израсходованы.
Позднее, правда, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что предложение Минэкономразвития еще обсуждается и говорить о четкой позиции Кремля по этому поводу нельзя.
Стоит напомнить в связи с этим, что в октябре 2015 года господин Улюкаев говорил, что экономического кризиса в России нет, низшая точка падения была достигнута в июне (2015 год. – FLB), в сентябре начался незначительный рост. «Если коротко — я считаю, что кризиса нет»,— сказал господин Улюкаев, отвечая на вопрос в программе «Познер» на «Первом канале», рассказывал «Коммерсантъ» .
Также отметим вслед за журналом «Компания», что индекс потребительского доверия, рассчитанный исследовательской компанией Nielsen для России, в I кв. 2016 г. упал сразу на 11 пунктов к предыдущему кварталу — до 63 пунктов.
Свободных денег, которые остаются после удовлетворения основных нужд и выплаты обязательных платежей, нет у 18% россиян. Те же, у кого они есть, тратят их в основном на новую одежду (36%), на отпуск (31%), а также переводят в сбережения (31%). Перспективу безработицы своей главной тревогой ее назвали 16% против 11% кварталом ранее.
Читайте последние новости о расследовании в деле Алексея Валентиновича Улюкаева на FLB: Алексея Улюкаева оставят без имущества
|