За махинации при поставках итальянских броневиков IVECO – тех самых, которые за дороговизну и низкую боевую ценность были прозваны экспертами «белыми слонами», – приговор получил только экс-замначальника департамента «Оборонсервиса» Максим Иванов, сообщает агентство «Росбалт». Но сразу был амнистирован. Два других фигуранта – бывший гендиректор «Оборонсервиса» Сергей Хурсевич и экс-глава «Оборонлогистики» Евгений Бондарь – были освобождены от уголовной ответственности на основании экономической амнистии ещё два года назад.
Один из любимых проектов бывшего главы Минобороны Анатолия Сердюкова был бесславно свёрнут в 2013 году. Прогнозы были серьёзными: «Не исключено, что будет возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч. 4 («Мошенничество в особо крупных размерах»), ст. 194 («Уклонение от уплаты налогов») и ст. 275–276 УК («Измена Родине»), писали СМИ. «Возможно, фигурантами дела окажутся и чиновники Федеральной таможенной службы (ФТС), разрешившей обнулить сборы для импортных армейских броневиков, ввезенных в РФ под видом медтехники», – отмечало интернет-издание Полит.Ру. Однако всё разрешилось куда проще.
Слушания над Максимом Ивановым начались в Щербинском суде Москвы весной 2014 года и продлились больше года, поскольку подсудимый категорически отрицал свою вину, пишет корреспондент «Росбалта» Александр Шварев. В результате экс-сотрудник «Оборонсервиса» был признан виновным по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных сборов), ему было назначено наказание в виде трех лет колонии-поселения. Однако суд сразу же применил к Иванову акт амнистии. (После оглашения приговора служители Фемиды могут амнистировать обвиняемого и без его одобрения).
Экс-замначальника департамента «Оборонсервиса» не согласился с таким решением и обжаловал его в Мосгорсуде. В вышестоящей инстанции Иванов продолжал настаивать на своей невиновности. Но Мосгорсуд оставил приговор в силе, он вступил в законную силу.
При Анатолии Сердюкове проекту по оснащению российской армии броневиками от «IVECO S.P.A» уделялось особое внимание, пишет «Росбалт». Напомним, в 2011 был подписан контракт стоимостью более $1,5 млрд на сборку 1775 бронеавтомобилей IVECO LMV M65 (российское называние «Рысь»). Для сборки броневиков в РФ «Оборонсервис» и итальянцы создали совместное предприятие ООО «МВПС», которое возглавил замглавы департамента «Оборонсервиса» Максим Иванов.
Сердюков в 2010 году лично выезжал в Италию на презентационный показ этой техники, после чего было объявлено, что поскольку она превосходит свой российский аналог – бронемашину «Тигр», ее необходимо закупить для нужд Минобороны. При этом Сердюков особо отмечал, что итальянские бронемашины будут собираться на территории РФ.
Агентство FLB уже рассказывало о том, что в соответствии с документами Таможенного союза, эти бронеавтомобили должны были классифицироваться как «танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства с вооружением или без вооружения» и облагаться таможенной пошлиной в 20%.
Чтобы избежать этого, Анатолий Сердюков в специальном письме от 11 ноября 2011 года объяснил таможенной службе, что автомобиль «предполагается задействовать для медицинских целей, а именно: эвакуации раненых военнослужащих с поля боя, оказания первой медицинской помощи в зоне боевых действий и транспортировки медицинского персонала». Министр также указал, что на борту автомобиля нанесен красный крест, а в состав комплекта входят мигалки и носилки. Это позволяло перевести бронеавтомобили в категорию «санитарных» и обнулить таможенный тариф.
Руководители ФТС пошли навстречу Министерству обороны. 7 декабря 2011 года глава ФТС Андрей Бельянинов подписал письмо, в котором согласился считать бронеавтомобили машинами «скорой помощи». В феврале 2012 года на таможне было оформлено 57 деклараций на эти авто – с нулевой ставкой сборов».
«Сделка эта оказалась невидимкой. Потому что, по данным Главного военно-медицинского управления МО, в 2011–2012 годах в интересах Министерства по государственному оборонному заказу никакая медтехника на колесных шасси не закупалась…», - пиcала «Независимая газета».
Следствие заинтересовалось: каким образом на таможенную территорию РФ уже ввезено по нулевой ставке 57 автомобилей IVECO? В результате противоправной деятельности организаторов этой сделки, среди которых, «отдельные лица ФТС, Минобороны, сотрудники «Оборонсервиса» и ЗАО «РОСТЭК – Московский регион», бюджету нанесен ущерб в размере более 10 млн. долл. – в виде неуплаченных таможенных платежей.
«Оборонсервис», кстати, объяснял странную растаможку IVECO стремлением сэкономить. Однако экономия получилась односторонняя: Главная военная прокуратура оценила бюджетные потери в 145 млн. руб. Добавим, они были бы еще больше, если бы «Оборонсервис», как планировал изначально, купил 1750 машин.
Но дело было не только в растаможке. По оценке специалистов, итальянские броневички под новым именем «Рысь»не выдерживали критики. Говорят, что они вязнут уже в 10-сантиметровом слое снега и грязи…
Попытка провести зимой сравнительные ходовые испытания американского военного Hummer, итальянского Iveco и российского «Тигра» в 21-м военном НИИИ в Бронницах привела к публичному скандалу. При первом заезде по снежной целине Iveco и Hummer забуксовали сразу, тронуться с линии старта не смогли. «Тигр» через 25 секунд шел по снегу глубиной более полуметра со скоростью 45 км/ч. После этого условия движения были изменены: Iveco с огромным трудом доходил до финиша, неизменно отставая от «Тигра». Для Hummer снежный покров оказался непреодолим.
Фото и видео со стоящими или еле ползущими иномарками и двигающимся российским автомобилем выложили в интернете, вызвав всплеск комментариев в блогосфере. В разглашении этого весьма красноречивого и совершенно не секретного факта обвинили двух офицеров, которых уволили со службы. Критику в Сети удалось притушить.
Впоследствии, по информации «НГ», Iveco оказались на приколе в Подмосковье.
«Автомобили стоят в одном из складских помещений, поскольку не пригодны для использования в наших Вооруженных силах, – рассказывал «НГ» источник, близкий к Главной военной прокуратуре и Следственному комитету. – Во-первых, нет комплектующих, нет ремонтной базы, нет ничего для того, чтобы эксплуатировать эти машины. А что касается технических данных бронеавтомобилей – это консервные банки. Если подрывается обычная противопехотная мина, экипаж, состоящий из четырех человек, погибает страшной и мучительной смертью: выскочить они не успевают, люки открыть не успевают и горят как спички... Это как наши довоенные БТ-7 с бензиновыми двигателями, которые сгорали после попадания крупнокалиберного немецкого пулемета. Их прошивали насквозь, и они загорались».
Март 2014 г. В то время как «Тигр» успешно преодолевает препятствия, итальянский бронеавтомобиль «Iveco» их просто объезжает…
Напомним, в 2012 году была возбуждена серия уголовных дел о хищениях в системе Минобороны, Сердюков оставил министерский пост, а вскоре контракт с IVECO был приостановлен. В 2013 году ВСУ СК РФ по Москве возбудило уголовное дело против организаторов приобретения «Оборонсервисом» итальянских броневиков IVECO. Следователи посчитали, что государству был причинен материальный ущерб на сумму 323 млн рублей.
Обвинения в рамках дела были предъявлены бывшему гендиректору «Оборонсервиса» Сергею Хурсевичу, экс-главе «Оборонлогистики» Евгению Бондарю и Максиму Иванову, напоминает «Росбалт». Двое первых еще во время следствия признали вину, попросили, чтобы к ним был применен акт амнистии. Их уголовное преследование было прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам. Иванов виновным себя признавать отказался, поэтому его дело направили на рассмотрение в Щербинский суд.