«Пять легких вертолетов европейской компании Eurocopter, приобретенные в 2011 году по личному распоряжению министра обороны России Анатолия Сердюкова, оказались невостребованными в Вооруженных силах. Все пять вертолетов уже два месяца стоят на аэродроме Чкаловский, при этом никаких полетов и тренировок военными летчиками не проводится. И такая ситуация продлится до тех пор, пока руководство Минобороны не определится, как будет использовать машины, - пишут сегодня «Известия».
— Все пять поставленных в июне вертолетов Eurocopter до сих пор никак не оформлены и не зарегистрированы. Никаких полетов не проводится. Это пока просто груда металла. Они находятся на хранении в 929-м ГЛИЦ (Государственный летно-испытательный центр) Минобороны и стоят на аэродроме Чкаловский в Подмосковье, — рассказал собеседник «Известий» в российских ВВС.
В 929-м ГЛИЦе «Известиям» объяснили, что вертолеты находятся в ведении МТО (материально-техническое обеспечение) ВВС, «они просто стоят на приколе» и дальнейшая их судьба пока не известна. В настоящий момент специалисты военного ведомства заняты переводом летно-эксплуатационных инструкций для вертолетов, которые представлены на английском и французском языках.
В компании Eurocopter «Известиям» пояснили, что не вправе разглашать условия контракта с Минобороны, однако подчеркнули, что полеты на их вертолетах в России невозможны без предварительного обучения в одном из центров Eurocopter — в России или во Франции.
— Без такой подготовки летчики не могут осуществлять полеты на наших вертолетах, — пояснил представитель компании, отказавшись при этом уточнить, проходили ли такую подготовку летчики ВВС России.
Официальный представитель ВВС Владимир Дриг отказался комментировать ситуацию с вертолетами, потребовав письменный запрос.
Три легких однодвигательных AS350B3 Ecureuil и два двухдвигательных AS355NP Fennec были переданы Минобороны в июле 2012 года для оценочных испытаний. Предполагалось, что затем эти машины, которые исполнены в VIP-компоновке, будут использоваться для перевозки руководителей Минобороны, а также высшего командного состава Вооруженных сил. Причем AS355NP Fennec получат российское вооружение и будут перевозить военачальников на учениях и в зонах боевых действий.
В начале года военное ведомство объявило тендер на закупку 45 вертолетов такого класса, однако в марте он был признан несостоявшимся. Участники тендера официально не назывались, но компания Eurocopter именно с этими машинами называлась как наиболее вероятный победитель.
Бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов отметил в беседе с корреспондентом «Известий», что машины такого класса мог бы поставить Минобороны и российский авиапром.
— Европейские машины — хорошие для своего класса. Но у нас есть машины не хуже именно для таких целей (перевозка командного состава). Например, «Ансат» или модернизированный Ми-2 с новыми двигателями, — заявил он.
Транспортный вертолет AS350B3 разработан французской компанией Aerospatiale (ныне Eurocopter). Выпускается с 1977 года. Стоимость — $1,4 млн. AS355NP Fennec — военный вариант модернизации вертолетов семейства Ecureuil. Вооружение — 20-миллиметровая пушка Giat M621, два 7,62-миллиметровых пулемета (или один 12,7-миллиметровый), противотанковые управляемые ракеты. Выпускается с 1990 года. Стоимость — от $2,9 млн до $3,6 млн в зависимости от компоновки».
Примерно то же самое происходит и с другими закупками, осуществленными по личному распоряжению министра обороны.
В середине июня в публикации «Мебельное банкротство Минобороны» Агентство федеральных расследований FLB рассказало: «британская компания, в которой министр обороны РФ Сердюков поручил закупать мебель для новых российских кораблей, оказалась банкротом.
Согласно отчетам, подготовленным конкурсными управляющими компании Strongbox Marine Furniture Саймоном Джейсоном Бонни и Питером Хьюгс-Холландом, компания стала неплатежеспособной и ее активы были проданы.
«В 2011 году состояние денежной массы компании ухудшилось настолько, что к началу января 2012 года компания оказалась неспособной платить своим сотрудникам и кредиторам. Дела и активы компании были проданы», — сообщается в документе.
В отчете говорится, что в начале 2011 года компания приступила к выполнению основного контракта по производству мебели для кораблей ВМС Великобритании, однако из-за производственных задержек «оказалась не в состоянии изготовить необходимое количество продукции, чтобы получить достаточную прибыль для оплаты купленных в рассрочку станков и оборудования».
В отчете также сообщается, что активы выкупила фирма с похожим названием — Strongbox Accommodation Furniture Limited. С представителями этих фирм «Известиям» связаться не удалось — руководство на момент выхода публикации так и не предоставило ответов на вопросы».
Эксперт сайта flot.com Дмитрий Глухов рассказал «Известиям», что «гендиректором компании Strongbox Accommodation Furniture Limited, скупившей дела и активы обанкроченной Strongbox Marine Furniture, является гражданин России Эдуард Иванов, по совместительству — один из руководителей официального дилера британской компании в России: ООО «Морские комплексные системы».
По словам Глухова, желание Минобороны размещать заказы в обанкроченной иностранной компании, возглавляемой русским директором, выглядит более чем сомнительно.
— Нет ли здесь желания обогатиться благодаря личным контактам за счет госзаказа? — выразил опасения Глухов.
Кроме того, он сообщил, что от одного из судостроительных предприятий была получена информация, что цена на мебель по прайсу английской компании в два раза больше, чем соответствующая строчка в бюджете корабля.
— Выходит, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) должна выклянчивать дополнительно десятки миллионов евро, если учесть все корабли, [мебель на] которые заказал флот. В масштабах миллиардов Минобороны это, вероятно, не очень много, но для отдельных лиц какие-то миллионы худо-бедно куда-то прокапают. Это всё может закончиться скандалом или «пшиком», — заметил эксперт.
При этом, отметил эксперт, уже никто не помнит, кто и почему предложил оснастить все боевые корабли ВМФ металлической мебелью.
Сейчас в связи с информацией о банкротстве протеже Сердюкова судостроительные заводы будут искать других поставщиков.
— Для предприятий рекомендация Минобороны не является истиной в последней инстанции. Конечно, Минобороны может рекомендовать предприятиям поставить на корабли какую-то конкретную мебель от конкретного производителя, однако, если выяснится, что другой производитель делает такую же дешевле и лучше, то мебель будет закуплена у него, — пояснили «Известиям» в ОСК.
Там подтвердили, что указание Сердюкова сотрудничать с Strongbox Marine Furniture руководство холдинга получило еще в ноябре 2011 года, однако ни один контракт с этой компанией до сих пор не подписан.
В Минобороны от комментариев на эту тему отказались.
Сами судостроители не скрывают радости, что попытка навязать им зарубежного поставщика потерпела крах. В центре судоремонта «Звездочка» «Известиям» сообщили, что будут строить мебель сами.
— Зачем нам какая-то английская фирма, когда у нас есть свое производство? — заявил «Известиям» представитель «Звездочки».
Примерно такая же позиция на заводах «Янтарь», «Северная верфь» и «Адмиралтейские верфи».
Как сообщали «Известия» в ноябре 2011 года, министр обороны России Анатолий Сердюков принял решение оснастить российские боевые корабли стальной мебелью британской фирмы Strongbox Marine Furniture, которой комплектуют корабли королевских военно-морских сил Великобритании. Этим решением Сердюков автоматически отстранил от производства судовой мебели отечественные предприятия.
Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов, который сейчас возглавляет думский комитет по обороне, тогда резко раскритиковал решение министра, заявив, что «наши делают не хуже»».
Как рассказывало в публикации «Сердюков - поставщик Ее величества» Агентство федеральных расследований FLB, «корабли российских ВМС оснастят по-британски: мебель для наших фрегатов поставит петербургская фирма "Морские комплексные системы" - дилер британской Strongbox Marine Furniture, которая комплектует военные корабли Ее Величества, сообщает "Центральный военно-морской портал". Решение о работе с британцами принял министр обороны Анатолий Сердюков, известный своим богатым опытом в мебельном бизнесе.
Оборонное ведомство вообще серьезно подходит к вопросу меблировки. Так, в дизайн-проекте служебного самолета главы Минобороны продумано все до мелочей. Как стало известно минувшим летом, Ту-154, подготавливаемый сейчас для Сердюкова, отличается роскошеством интерьеров. Там будут и мягкая мебель из бежевой кожи, и деревянный шпон из клена "Птичий глаз" и корня тополя, и глянцевое лаковое покрытие.
Работать красиво министр предпочитает не только в воздухе, но и на земле. В прошлом году Минобороны заказало 125 предметов мебели на сумму 18,3 млн рублей, притом для нескольких кабинетов высших чинов. В документации, размещенной на сайте госзакупок, были указаны специфические требования к желаемой мебели. Как то: деревянные детали из бука, вишни и хвойных пород, обивка из натуральной кожи буйвола, золотое тиснение.
Критики не устают язвить по поводу истоков такой требовательности Минобороны к интерьерам, вспоминая начало карьеры Сердюкова. Известно, что он в 1985 году начал работу в мебельном бизнесе. За 15 лет он прошел путь от заведующего секцией в одном из магазинов "Ленмебельторга" до генерального директора петербургской компании "Мебель-Маркет".
Теперь, видимо, Минобороны решило использовать свои "дизайнерские" знания на благо подчиненных, оборудовав корабли ВМФ на европейском уровне. В фирме Strongbox Marine Furniture рассказали, что для каждого судна будет разработан индивидуальный проект внутреннего убранства: "Даже корабли одного проекта серьезно различаются внутри. Хотя типовые варианты размещения похожи".
В помещениях для матросов будут установлены двухъярусные кровати с ортопедическими матрасами, шкафы для личных вещей, складные столы и стулья, закрепленные на палубе. Офицерские каюты будут одноместными, с диваном, санузлом и письменным рабочим столом. Кроме личных кают на кораблях будут оборудованы кают-компании, кубрики, камбузы и другие помещения. Все палубы оборудуют многослойным "наливным полом", который специально укрепят в местах монтирования ракетных установок и артиллерийских комплексов.
Британскую отделку кораблей и в России называют одной из лучших в мире. "Российские моряки наконец будут служить в нормальных условиях, а не как сейчас, когда унитазы забиваются, двери у шкафов отваливаются, койки продавливаются, - заявил действующий морской офицер, капитан первого ранга Константин Новокрещенов. - Чем мы хуже британцев, в конце концов. Если наши оборонщики не могут нормальный шкаф сделать, почему мы должны страдать? Надо брать только лучшее, если такая возможность есть".
Впрочем, не все рады инициативе начальства. "Анатолию Эдуардовичу следует осознать, что мебель сейчас - не самое главное. В первую очередь нужно думать об обороне страны и особенно о ракетном вооружении, а не принимать бездумные решения о закупках мебели за рубежом, наши делают не хуже", - едва сдерживая эмоции, заявил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. Он пояснил, что, пока был командующим, лично проверял качество мебели на российских предприятиях и может уверенно заявить, что российская промышленность способна создавать надежное оборудование для кораблей, в том числе мебель и санитарно-бытовые устройства: "Нужно только поддержать ее, вложить в нее средства и получать результат".
Согласно информации Центрального военно-морского портала, среди кораблей, на которых будет установлена продукция британской фирмы, - фрегаты проекта 22350 "Адмирал Горшков", проекта 11356 "Адмирал Эссен", корветы проекта 20380/20385, МРК проекта 21631, МАК проекта 21630.
Конкурентом британцев в конкурсе госзакупок был российский мебельный производитель из города Отрадное группа компаний "Гесер и Арис". Там уже заявили, что на Минобороны не в обиде: "Наша мебель тоже востребована на военных судах, в том числе пограничных. 50% нашего бизнеса также составляет гражданское судостроение. Нас рассудит время».
|