Строительные подряды были популярны еще у итальянской мафии в период ее зарождения и расцвета. Любой прораб знает, что на стройке так или иначе можно смело украсть до 25 процентов отпущенных на нее средств и ресурсов, причем без особого ущерба для результата. Если учитывать эту житейскую мудрость, возведение объектов атомной индустрии вдвойне привлекательно, поскольку здесь почти любой серьезный проект требует многомиллионных затрат...
В прошлом году только на создание временных хранилищ для отработанного ядерного топлива (ОЯТ) планировали потратить 6 млрд (!) долларов. И это далеко не все предполагаемые расходы.
Разумеется, на перспективные и довольно глубокие денежные реки обратили особое внимание, не оставлять же государству. Так в непосредственной близости от Минатома зародилась малая «естественная монополия» — акционерное общество, которое в самое ближайшее время станет координировать и направлять сооружение электростанций (АЭС) и всех прочих атомных объектов, а главное, собирать и распределять финансы...
Новостройка
По нашим данным, к регистрации готовит документы ОАО «Управляющая компания по строительству атомных электростанций и других объектов» (сокращенно «УК Атомэнергострой»). Ее учредителями должны выступить два десятка государственных и коммерческих предприятий, среди которых примечательны концерн «Росэнергоатом» и Альфа-банк, имеющий давние и обширные интересы в атомной области (известна война «Альфы» с МДМ-банком за отраслевой банк системы Минатома — Конверсбанк, а также давнее противостояние «Альфы» и МДМ в истории с 13-миллиардным долларовым контрактом (ВОУ-НОУ), по которому Россия поставляет в США высокообогащенный уран для получения ядерного топлива АЭС).
Чтобы осознать привлекательность нового ОАО, достаточно оценить масштабы начинания. Если верить проекту, «УК Атомэнергострой» будет финансировать капстроительство атомных электростанций, организовывать и проводить конкурсы на право выполнения строительных работ, привлекать средства федерального бюджета, финансовых групп, иностранных инвесторов, организовывать и спонсировать предприятия стройиндустрии, приобретать технику, способствовать купле-продаже научных и прикладных разработок, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и еще много чего (перечень занимает несколько страниц).
Если титанический план осуществится, ОАО «УК Атомэнергострой» станет золотым дном. А его руководителю не миновать лавров олигарха, так как он получит неограниченную власть и ресурсы. В проекте, как видите, не только строительство, но и оперирование интеллектуальной собственностью, и функции «судьи» и распорядителя на конкурсах и аукционах, что в российских условиях само по себе прибыльно и авторитетно.
Присутствуя при рождении новой «естественной монополии», невольно хочется спросить, а кто, собственно, ее отец, или, по крайней мере, кто будет руководить этой мощной структурой? Вот тут и начинаются интриги, в которых можно уловить интересы нескольких групп. Все они хотят первенства и рвутся в бой, желая посадить в кресло директора «УК Атомэнергострой» своего человека. Или контролировать будущего монополиста другими методами.
Героическое прошлое
В борьбе за атомное строительство участвовали многие кланы. И до недавнего времени в ней брали верх люди, не чуждые бывшему министру РФ по атомной энергии Евгению Адамову. К примеру, при нем начальником министерского департамента сооружения атомных объектов стал Михаил Сергиенко, который был замом Адамова по капстроительству, еще когда тот занимал место директора Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ).
В те годы на базе НИКИЭТа развернулась бурная коммерческая деятельность и Сергиенко числился учредителем нескольких фирм строительной и посреднической направленности («Транспул», «Энерго терминал сервис», «Алюминкотрейд»), которые были тесно связаны с близкими Адамову людьми. Вполне возможно, что именно тогда и зародилась идея вырастить частную строительную монополию (иначе к чему столько фирм?). Но воспользовались ею уже совершенно другие люди.
После заключения Комиссии Госдумы РФ по борьбе с коррупцией относительно деятельности министра Адамова он подал в отставку. С руководящими постами в центральном аппарате министерства расстались некоторые его коллеги. И разумеется, на поле боя за атомное строительство появились самые неожиданные, хотя уже известные фигуры со своей специфической стратегией борьбы и со своим прошлым, к слову, не менее примечательным, чем история Адамова и его окружения.
Кто будет главным прорабом?
По нашим данным, атомное строительство не прочь контролировать братья Тумгоевы — персонажи весьма колоритные. Хасан, Салман, Иса и Руслан Тумгоевы — предприниматели, работающие в атомной области. Они родом из Ингушетии, но осели в г. Курчатове и свой бизнес, неразрывно связанный с системой Минатома, начали благодаря отцу.
Отец — А. Тумгоев — был экспедитором ОРСа Курской области и добрым знакомым директора ОРСа Владимира Хохлова, который, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, стал вначале заместителем директора Курской АЭС, а затем и советником главы Минатома РФ.
В 1992 году в офшорной зоне Республики Бурятия братья зарегистрировали ООО «Атом-строй» и занимались бизнесом в Курчатове. А когда Хохлов занял стратегически важный пост, один из братьев (Хасан Тумгоев) стал работать в дирекции «Атомресурса»...
Кто именно будет проводить в жизнь интересы братьев Тумгоевых в кресле руководителя ОАО «Управляющей компании Атомэнергострой» и на кого они сделали ставку, пока неясно. Однако наиболее вероятным претендентом на эту должность называют Юрия Корсуна — бывшего замминистра топлива и энергетики РФ, экс-председателя Федеральной энергетической комиссии...
Наша справка:
Корсун Юрий Николаевич (1939 года рождения), с 1990 г. — первый замминистра энергетики и электрификации СССР, с 1992-го — замминистра топлива и энергетики РФ. С 1993-го — член совета директоров РАО «ЕЭС». С 1996-го — председатель Федеральной энергетической комиссии. Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В январе 2001-го в связи с состоянием здоровья освобожден от должности замминистра энергетики. Учредитель некоторых фирм строительной направленности (ООО «Литой камень»), владелец акций «Мосэнерго».
Кандидатуру Юрия Корсуна рассматривают как свидетельство усиления влияния РАО «ЕЭС», которое пытается укрепить позиции в стане Минатома — своего давнего и непримиримого энергетического конкурента. Примечательно и то, что в проекте создания «УК Атомэнергострой» фигурирует Альфа-банк, который, видимо, еще не потерял надежду отвоевать закрома Минатома у МДМ.
Если Юрий Корсун займет новую должность, это даст экспертам повод упрекать нынешнее руководство министерства в необычайной лояльности и подозревать министра Румянцева в том, что своим назначением он обязан руководителю РАО «ЕЭС» Анатолию Чубайсу...
Пепел Чеченского ТЭКа стучит в сердце Корсуна?
Впрочем, все эти интриги волнуют нас в последнюю очередь. Важно другое. Чего ожидать от нового «олигарха» — руководителя управляющей компании, которая в ближайшее время отчалит от Минатома, захватив с собой все полномочия, необходимые для строительства АЭС и прочих ядерных объектов? Ведь таким образом от государства уплывет контроль за этой хлопотной областью. Согласитесь, речь идет не только о крупных подрядах и миллиардах долларов, но также о нашей с вами безопасности.
К сожалению, убежденности в благополучии и процветании «УК Атомэнергострой» у нас нет. Юрия Корсуна нередко упоминают в связи с восстановлением топливно-энергетического комплекса Чечни — мероприятием весьма скандальным и сомнительным.
Два года назад именно он отвечал за это направление в Минэнергетики, в качестве замминистра отчитывался перед правительством о проделанной работе и о потраченных деньгах.
Например, в июне 2000 г. Корсун потребовал у Мин-
экономразвития РФ 4 млрд 820 тыс. рублей «на восстановление объектов электроэнергетики Чеченской Республики, включая г. Грозный», 1 млрд 225 млн — на газоснабжение и 246 млн — на нефтедобычу... Астрономические суммы были выделены. Но уже в июле письменно отчитываясь о состоянии топливно-энергетического комплекса Чечни, Корсун отметил, что «восстановительные работы приостановлены на всех объектах энергетики». С нефтедобычей вышло еще сложнее. К концу 2000-го в мятежной республике открыто фонтанировали 38 скважин, 30 из них пылали, и в этом огне сгорало 6—8 тыс. тонн нефти в день (!).
Куда же удалились выделенные деньги? Не сгорели же в нефтяных фонтанах и не легли мертвым грузом на невосстановленных «объектах энергетики»? Судьба их призрачна и туманна. Очевидно лишь, что на хозяйстве Чечни они никак не отразились. Эти средства до сих пор пытаются отыскать правоохранительные органы. По некоторым данным, обнаружены очень характерные следы. Отдельные сотрудники шепнули нам, что, к примеру, трансформаторы для республиканских электростанций оказались далеко за рубежом — аж на Кипре. К сведению: цена одного такого агрегата составляет несколько десятков тысяч долларов...
Пепел топливно-энергетического комплекса Чечни не стоит таких денег. В этом можно убедиться, взглянув на разрушенный до основания Грозный без малейших признаков восстановительных работ. А если возрождения не случилось, это означает только одно — финансы достались российско-чеченскому криминалу. Пополнили арсеналы боевиков и карманы отечественных чиновников.
К слову, будучи госслужащим, Юрий Корсун не только просил о дополнительном финансировании чеченского ТЭКа, но и покупал акции различных предприятий, а по непроверенным данным, приобрел еще и квартиры своим дочерям. В ближайшее время мы непременно уточним эту деталь, чтобы довершить портрет ожидаемого руководителя «УК Атомэнергострой».
Сможет ли Юрий Корсун контролировать управляющую компанию и эффективно распоряжаться миллиардами рублей? Ответ на этот вопрос очевиден, благо есть «исторический» чеченский пример. Однако и это не самая главная проблема. Кого бы ни поставили во главе частного монополиста, да еще в такой небезопасной области, как ядерное строительство, все будет ненадежно. И государственные деньги, и здоровье граждан не будут защищены должным образом. Если отечественный бизнес пока не готов взвалить на свои плечи такую ответственность, логичнее было бы оставить эту область под государственным контролем и не рисковать бюджетными средствами и экологическим благополучием.
После недавней отставки вице-премьера Ильи Клебанова забота о Минатоме РФ перешла к премьеру Михаилу Касьянову. Возможно, он обратит внимание на эту проблему и не позволит под предлогом реструктуризации министерства плодить новых «олигархов» и новые «естественные монополии».
|