В Министерстве обороны все активней ведутся разговоры о предстоящей президентской "зачистке". Основания к тому есть. Сподвижник президента Сергей Иванов, занявший год назад должность министра, по мнению экспертов, не в полной мере оправдывает свое предназначение.
По оценке экспертов, эксперимент с назначением на должность руководителя военного ведомства политика, пусть даже имеющего опыт работы в параллельной силовой структуре, явно не удался. Теперь рассматривается вариант назначения на эту должность выходца из армейской среды.
Так называемое политическое руководство (или гражданский контроль над) Вооруженными силами непосредственно в Министерстве обороны представляют только два человека - сам Сергей Иванов и его преданный помощник генерал Андрей Чоботов. Однако объем информации, поступающий из Генштаба, из различных главных управлений Министерства обороны, настолько велик, что осмыслить и оценить его Иванову и Чоботову просто физически невозможно, каковы бы ни были интеллектуальные возможности этих людей. Необходим соответствующий армейский опыт, который сильно отличается от того, что мог быть накоплен за время работы в спецслужбах. В более чем миллионной армии, которой никто не занимался в течение последних 10 лет и которая лишь бездумно сокращалась, каждый день возникают все новые и новые политические проблемы. Генштаб, конечно, готовит предложения, но для их осмысления, к сожалению, за год руководства Сергеем Ивановым Вооруженными силами соответствующего реферативного аппарата Министерством обороны так и не было создано.
Еще со второй половины прошлого года аналитики стали отмечать, что Генштаб явно переигрывает Минобороны, проводя выгодные для генералитета решения. Более того, политическая стратегия, формируемая Сергеем Ивановым, часто была противоречива и малоэффективна. Молниеносная сдача российских военных баз в Лурдесе и Камрани вопреки национальным интересам, а также полеты американской военной авиации в воздушном пространстве России и развертывание баз в центральноазиатских республиках, а теперь и вторжение американских военных подразделений в Грузию - все это лишний раз свидетельствует о явном проигрыше ленинградской команды.
Поставив своего человека регулировать финансовые потоки внутри армейского организма, Сергей Иванов не без основания рассчитывал, что военные реформы станут управляемыми, эффективными, вскроются немалые источники их реформирования. Но в действительности финансовая ситуация лишь повторяет ту, в которой оказался сам нынешний министр обороны. Очевидцы утверждают, что Любовь Куделина, главный военный финансист, просто утонула в ворохе бумаг, ежедневно поступающих в ее офис. Да, собственно, и офиса как такового нет. В распоряжении Куделиной практически нет специалистов, которые во всех финансовых водоворотах армейской финансовой жизни могут не только усмотреть политические тенденции, но и определенным образом повлиять на них. Люди, вхожие в кабинет Любови Куделиной, утверждают, что она только-только смогла разобраться в военной организации, а потому весь колоссальный ворох финансовых документов не скоро придет в движение. И нет ничего удивительного в лавине отключений воинских частей от сетей электроснабжения за неуплату, хотя, как известно, деньги на эти цели были государством выделены своевременно. Но это всего лишь видимая часть айсберга армейской финансовой неразберихи.
Явную неудачу терпят и планы Сергея Иванова в решении вопросов, связанных с закупкой вооружения. Его протеже и соратник по работе в Совете безопасности генерал Алексей Московский не смог унять аппетиты армейской коррупции. Ключевой момент политики министра обороны Иванова, связанный с учреждением единого заказчика, не находит поддержки ни в Генштабе, ни в видах Вооруженных сил, ни у директоров оборонных предприятий. (Подробнее см. "НВО" # 5, 2002 г. - интервью Александра Пискунова.) Тем временем, по оценке экспертов, дела в Вооруженных силах вряд ли можно признать благополучными. И главное, не просматривается каких-либо тенденций к их улучшению.
Понятно, что в этих условиях, когда общеармейская ситуация близка к авральной, появляется соблазн вернуть все на круги своя. То есть сменить политическое руководство Вооруженными силами на ведомственное. Не секрет, что в этой ситуации наиболее вероятным кандидатом на пост министра обороны стал бы генерал армии Анатолий Квашнин. Он плел изощренные интриги в борьбе за министерское кресло против маршала Игоря Сергеева и преуспел в этом. Теперь же скрестил шпаги с Сергеем Ивановым. Находит поддержку в тесных связях с Верховным главнокомандующим. Дружны и их жены.
Однако это вовсе не значит, что президент страны примет именно это решение. Не в манере Владимира Путина выдвигать на руководящие должности в министерства и ведомства влиятельных специалистов. Президент, как показывает опыт его правления, предпочитает на ключевых постах иметь людей менее профессионально подготовленных, но более преданных и управляемых. Вспомним, что Анатолию Квашнину год назад не удалось сменить Игоря Сергеева. С другой стороны, выбор военных руководителей чрезвычайно ограничен. Перед президентом стоит нелегкая проблема.
Что может ожидать самого Сергея Иванова в этой ситуации? Ведь он остается также доверенным лицом российского президента. По некоторым предположениям, под него будет создан специальный орган, который займется координацией действий всех силовых структур России, а их ни много ни мало - 11 министерств и ведомств, чьи начальники и министры, в частности, имеют право присвоения воинских званий до полковника включительно. Правда, уже имеется Совет безопасности, который во время руководства им Сергеем Ивановым перерос рамки консультативного органа при президенте РФ, хотя широкий круг полномочий не позволял ему тогда детально заниматься каждой силовой структурой отдельно. Теперь же эту нишу можно было бы определенным образом заполнить.
Другие эксперты утверждают, что Сергею Иванову, видимо, придется просто-напросто вернуться в Совбез. Тем более что год назад сменивший его на этом посту Владимир Рушайло так и не смог вырасти до масштабов прежнего руководителя. Сегодня Совбез явно потерялся в решении международных и внутренних военно-политических проблем. К тому же Рушайло может стать хорошей разменной монетой, поскольку он выдвигался на пост секретаря Совбеза еще по настоятельной просьбе первого президента России Бориса Ельцина.
В то же время циркулируют слухи о том, что пост секретаря Совбеза может быть предложен и губернатору Московской области, в прошлом известному "афганскому" генералу Борису Громову, у которого, кстати, близкие и хорошие связи с Главковерхом.
Так или иначе, в политике развернутым фронтом наступают генералы.
|